Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины и условия преступности несовершеннолетних





 

Распространение преступности среди несовершеннолетних - это общемировая проблема.

Что касается нашей страны, то необходимо, к сожалению, признать, что социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. За 10 лет выросло целое поколение, которое с малых лет занимается лавочной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т.п.

Вместе с тем следует учитывать, что определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биопсихологические детерминанты. Психологи отмечают, что в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) является негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.

 

3.1 Причины преступности

 

В формировании криминогенных черт личности несовершеннолетних решающую роль играют следующие обстоятельства:

1) отрицательное влияние в семье. Ранее уже говорилось о криминогенном значении семейного неблагополучия и неполноценности семьи. Исследования показывают, что типичным для родителей несовершеннолетних преступников является низкая культура, эгоистическо-потребительские установки, что определяет неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Часто в таких семьях дети подвергаются насилию, жестокому обращению. По некоторым данным, ежегодно в России около 50 тыс. детей и подростков покидают семьи из-за насильственных действий со стороны собственных родителей;



2) отсутствие у родителей возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Тяжелое материальное положение, в котором по-прежнему находятся большинство граждан России (30% населения - за чертой бедности) крайне отрицательно сказывается на воспитании детей. Очевидно, что в таких семьях царят настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности. У подростков формируется убеждение (часто обоснованное) в невозможности обеспечить свои жизненные потребности, не нарушая закон;



3) в разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще (в 2 раза), чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13-16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Почти каждый второй из них употреблял алкоголь еще до ареста; при этом 14% впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками. 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное - чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев - дома, в кругу семьи, родственников.

4) отрицательные влияния в ближайшем окружении. Исследования показывают, что для большинства подростков с определенного возраста влияние сверстников и взрослых лиц в бытовом, учебном, трудовом окружении во многом вытесняют влияние родственников. Включаясь в формальные и неформальные группы и дорожа своим положением в группе, подростки впитывают установленные стандарты поведения и ценности. Огромное значение имеет феномен подражания, который во многом определяет поведение несовершеннолетних. В этих условиях велик риск «криминального заражения». Для подростков типично совершение преступления по мотивам лжетоварищества, солидарности с группой, желания повысить свой авторитет в группе;



5) подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое, по данным исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев совершения несовершеннолетними преступлений. К этому следует добавить значительную латентность такого подстрекательства, часто носящего косвенный характер (пропаганда преступного образа жизни, криминальных обычаев, культуры);

6) распространение в подростковой среде антиобщественных стандартов поведения и ценностей криминальной субкультуры. В нашем обществе, в условиях массового обнищания народа, межнациональных конфликтов, коррупции, правового беспредела, беспросветности настоящего и отсутствия надежд на будущее произошла ломка ценностных ориентаций. «Погоня за рублем» стала центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность человеческой жизни, упала значимость культуры, профессионализма, семьи. Общей выраженной чертой российского общества стала агрессивность. Большой вклад в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди несовершеннолетних вносят СМИ, зачастую культивирующие акты насилия, агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, культурным и человеческим ценностям.

 

3.2 Условия преступности

Наряду с отмеченными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствуют следующие условия:

1) безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением несовершеннолетних констатируется не менее, чем в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних. По неофициальным данным, в России зарегистрировано 2 млн. безнадзорных детей, причем, в отличие от беспризорников 20-х годов, при живых родителях. За годы реформ сформировалась целая армия бездомных маргинализированных подростков - «бацилл преступности», наводнившая российские города. Увеличению числа бездомных несовершеннолетних способствует вынужденная миграция населения, вызванная межнациональными конфликтами, увеличение числа неблагополучных семей. Пополняют ряды бездомных и выпускники детских домов. По данным ряда исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся лицами без определенного места жительства и занятий, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством;

2) низкий уровень воспитательной работы образовательных учреждений. Кризису образования способствует кадровый дефицит, крайне низкий уровень оплаты труда педагогов и воспитателей, коммерциализация образования в ущерб воспитательным задачам. Во многом утрачены навыки индивидуальной работы с учащимися, контроля за их поведением и коррекции последнего. Практически ликвидирована система профессионального образования и профориентация подростков;

3) распад системы общедоступного досуга. В результате полной коммерциализации сферы молодежного досуга он во многом приобрел «уличные» формы. Между тем современная «улица» в отличие от прежних городских «дворов» превратилась в пространство с неопределенными границами и полностью освободилась от контроля со стороны взрослых, которые не хотят, да и не могут оказывать какое бы то ни было влияние на подростковые уличные компании. «Уличный» досуг часто связан с антиобщественным поведением (употребление алкоголя, наркотиков, сексуальная распущенность);

4) значительное увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии. Их криминальный риск оценивается специалистами в 3-5 раз выше, чем у сверстников. Следует отметить, что в целом физическое и психическое состояние подрастающего поколения оставляет желать лучшего. По оценкам специалистов, здоровыми можно признать лишь 15-20% детей и подростков и менее 50% призывников.

Значительную роль в системе детерминации преступности несовершеннолетних играют также недостатки в профилактической деятельности. Система профилактики преступности несовершеннолетних, действовавшая в СССР и получившая международное призвание, по существу, в годы реформ была развалена. Только в последние годы наметилась тенденция ее восстановления.

Высокие показатели повторности преступлений несовершеннолетних говорят также о неэффективности уголовной и пенитенциарной политики в отношении несовершеннолетних. Краткие сроки лишения свободы, о неэффективности которых говорили криминологии еще в XIX в., продолжают неоправданно часто применяться судами в отношении несовершеннолетних. Воспитательные колонии в их современном состоянии по своей сути являются не исправительными учреждениями, а «фабриками преступности». Сказывается и их крайне слабое материальное и кадровое обеспечение.

В 90-х гг. XX в. была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних. Новая система определилась только к концу 90-х гг., и в итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказывался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки.

Соответствующие негативные условия порождают преступное поведение во взаимодействии с характеристиками несовершеннолетних, совершающих преступления.

Высока доля несовершеннолетних, бросивших школу. Несовершеннолетние преступники почти не читают книг, предпочитают просмотр видеофильмов, где сюжетом было насилие или спортивная информация, т.е. налицо ограниченность как культурных, так и духовных интересов. Досуг таких молодых людей фактически был ограничен бесцельным времяпрепровождением, отчего создались ситуации, способствующие совершению правонарушений, часто связанных с групповым распитием спиртных напитков, потреблением наркотических средств, азартными играми.

Для таких несовершеннолетних законодательные запреты часто рассматривались как формальность, искажено было и само понятие того, что разрешено, распространены убеждения, что несовершеннолетнего не накажут или накажут весьма незначительно.

Несовершеннолетних преступников отличают недостаточная зрелость мышления и сознания, волевого развития, недостаток социального опыта и т.п. В этом же ряду находятся и особенности, относящиеся к сфере эмоциональной жизни: повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в запальчивость и в агрессию; психическая неуравновешенность, порождающая внешне немотивированные, подчас аффективные вспышки; повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами; «глухота» к чужому страданию; ослабление чувства стыда и т.п. В этом возрасте групповые интересы, инстинкты подражания доминируют над общепринятыми понятиями долга, ответственности, чести. Поэтому высоко криминогенно нахождение подростка в досуговых группах с негативными характеристиками. В последние годы распространенным становится убеждение в том, что совершать правонарушения и преступления, нарушать любые нравственные запреты не стыдно, если это приносит выгоду или дает иные потребности и удовлетворение.

По глубине деформации личности можно выделить четыре типа несовершеннолетних преступников:

1) совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности;

2) совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности;

3) совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивой антиобщественной позиции;

4) совершавшие преступления неоднократно в результате сформировавшейся антиобщественной позиции личности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.