Сделай Сам Свою Работу на 5

Неблагоприятные условия формирования личности.





 

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это

относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

сама личность со всеми присущими ей свойствами; малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется; общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно_воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы.



Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.



Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальноепредставление об окружающем мире, о нормах поведения. При этомв семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности,как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения,болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно_педагогические позиции членов семьи, низкийуровень воспитания).

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в

существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально_психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого_либо воспитания.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно_психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно_психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием



и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

 

Понятие и криминологическая роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.

Мотивация конкретного преступления реализуется во взаимосвязи с определенным комплексом объективно существующих обстоятельств, ситуацией конкретного преступления. Место ситуации в механизме конкретного преступного поведения различно. Она может играть решающую роль в непредумышленных, в том числе аффективных, преступлениях; стимулирующую роль разной степени интенсивности. Иногда ситуация может даже затруднять действия преступника.

Конкретная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль.

Ситуация может явиться источником мотивации преступления. Это встречается, главным образом, тогда, когда перед лицом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным способом (так называемая проблемная ситуация).

Проблемная ситуация - это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения. Такая ситуация актуализирует, обостряет потребности и ведет к появлению мотивов, поступков, в том числе и преступных.

Проблемные ситуации, возникающие на индивидуальном уровне, при всем их обилии и многообразии, по сути дела, сводятся лишь к нескольким. Прежде всего, это всевозможные межличностные конфликты, возникающие в различных сферах деятельности, - на работе, в быту, на досуге. Это также личные экономические (материальные) проблемы, вызванные индивидуальным образом жизни. Наконец, это проблемы отчуждения, дефицита внимания, непонимания. Наибольшим криминогенным потенциалом обладают межличностные конфликты.

Межличностный конфликт, как известно, является непосредственной причиной значительного числа насильственных преступлений. Имеются в виду те случаи, когда преступление как бы "вырастает" из конфликта, т. е. когда без конфликта оно, возможно, и не произошло бы.

По данным исследователей, конфликт лежал в основе 84% умышленных убийств, 78% причинения тяжкого и 86% менее тяжкого вреда здоровью, совершенных в семье и быту, а также 98% истязаний и 73% случаев хулиганства в квартирах и общежитиях1.

Проблемная ситуация, связанная с экономическими лишениями, характеризуется тем, что у человека отсутствуют законные возможности удовлетворения материальных потребностей. Легальные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами (закрытие предприятия, безработица и т. д.), а также субъективными (безынициативность, недостаток образования и т. п.): в такой ситуации у лица вполне может возникнуть желание использовать незаконные возможности для достижения намеченной цели. Следует отметить, что такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или совсем недоступными. Далеко не всякий может стать легально преуспевающим бизнесменом, но и незаконный путь к обогащению, особенно крупному, доступен не каждому.

Конкретная ситуация может оказаться решающей при совершении преступлений по неосторожности. Однако и здесь в комплексе причин заметную роль играют субъективные качества личности. Достаточно сказать, что преступная самонадеянность или небрежность есть выражение таких отрицательных качеств, как беспечность, лихачество, чрезмерная самоуверенность и другие.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.