Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие причин совершения конкретного преступления. Механизм преступного поведения.





 

Причиной конкретного преступления следует считать совокупность взаимосвязанных объективных обстоятельств, породивших у лица решимость совершить преступление (при совершении умышленного преступления), или такие пороки нравственного воспитания, которые позволили ему совершить противоправное деяние, причинившее ущерб обществу по неосторожности. Ближайшей (непосредственной) причиной совершения преступления следует признать антиобщественные (антисоциальные) свойства личности, создавшие условия для возникновения в его сознании криминогенной мотивации.

В литературе отмечается такая классификация причин индивидуального преступного поведения. Все многообразие причин и условий, порождающих индивидуальное преступное поведение или способствующих его осуществлению, можно разделить на:

а) условия неблагоприятного нравственного формирования личности, которые приводят к возникновению в его сознании потребностей, интересов, ценностных ориентаций, создающих основу антиобщественной установки;

б) условия, способствующие реальному проявлению антиобщественной установки (конкретная жизненная ситуация). Совокупность этих условий можно назвать причиной конкретного преступления.



Кроме того, криминогенное значение имеют внешние условия, облегчившие преступнику совершение преступления (отсутствие охраны магазина при хищениях, острая нехватка жилой площади при взяточничестве и др.).

Для криминологии важен вопрос не только "почему" совершается преступление, т. е. причинный аспект, но и "как", что означает инструментальный аспект. Для анализа этой проблемы разработано понятие "механизм преступного поведения". Преступное поведение человека представляет собой процесс, который развертывается как в пространстве, так и во времени, и который включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые и определяют генезис противоправного поведения. Под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения1.



Механизм предумышленного преступления в наиболее полном виде включает в себя три основных звена: 1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.

В первое звено входят потребности личности, ее интересы, ценностные ориентации, которые порождают мотивы поведения. Мотив - внутреннее побуждение к действию. Он имеет в качестве движущей силы потребность. Потребность сама по себе нейтральна. Есть и жить хотят все. Но один способен убить ближнего ради куска хлеба, а другой - подобно декабристу Якубовичу - отправиться перед смертью, в лихорадке, на зимнюю реку, сделать прорубь и ловить рыбу, чтобы вернуть долг хозяйке и покончить с земными расчетами1.

Во втором звене механизма преступного поведения мотивация конкретизируется в план совершения преступления. Субъект определяет непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимает соответствующие решения. На этом этапе влияние внешних факторов еще заметнее. Оно настолько сильно, что способно изменить намерения, заставить отказаться от преступления.

Третье звено - непосредственное совершение преступления. Оно охватывает как преступные действия (бездействие) лица, так и наступление преступного результата. Здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним фактом общественно опасного и противоправного действия.



Главную роль в формировании преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо.

Потребности современного человека весьма разнообразны. Классифицируя их, можно выделить три основные группы: 1) социализированные органические (физиологические) потребности - в самосохранении, размножении и т. п.; 2) материальные потребности; 3) социальные потребности - в завоевании социального статуса, в признании, самоутверждении, творчестве, смысле жизни и т. д.

Обобщая результаты исследований последних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциального поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания, которые могут носить как осознаваемый, так и неосознаваемый характер.

 

Классификации криминогенной жизненной ситуации.

 

В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решимость совершить преступление.

Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица, непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.

Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

По источникам возникновения криминогенные ситуации можно

разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайныx обстоятельств (см. рис. 6.3).

Другими основаниями классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблазняющий, разряжающий, затрудняющий) (см. рис. 6.4).

Любая криминогенная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий, способствующих совершению конкретных преступлений.

Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно_психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в

конкретной криминогенной ситуации.

Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.

Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.