Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок выполнения лабораторной работы





 

Для выбранного задания в соответствии с методикой системного моделирования провести исследование, используя МАИ для поддержки процесса принятия решений по следующему алгоритму:

1) определить систему с обоснованием ее структуры, функций, основных свойств и характеристик; сформулировать цель системы, а также проблемную ситуацию, как несоответствие целевого и желаемого состояния системы;

2) построить иерархическую структуру исследуемой системы, т.е. сформировать цель системы, определить пути достижения этой цели (альтернативы), выявить критерии эффективности выбора альтернатив;

3) построить матрицы парных сравнений (см. задание);

4) рассчитать векторы приоритетов;

5) проверить согласованность суждений ЛПР и при необходимости пересмотреть суждения;

6) выявить наилучшую альтернативу (или проранжировать альтернативы по степени значимости);

7) добавить в построенную иерархию новую альтернативу и проверить изменение значимостей ранее исследуемых альтернатив.

 

Обработка имеющейся информации должна осуществляется с помощью программных средств (MS Excel и др.) с возможностью адаптивно реагировать на изменения исходных данных. Для этого следует запрограммировать все алгебраические операции МАИ в MS Excel [10].



Условия вариантов учебных задач приведены в приложении.

По практическому занятию составляется отчет, который должен содержать:

1. Титульный лист с указанием названия дисциплины, названия работы, фамилии и инициалов студента, направления и профиля подготовки, номера потока, номера зачетки, фамилии и инициалов преподавателя-лектора.

2. Условия задачи с данными (таблицами экспертных оценок парных сравнений, т.е. аналоги таблиц 8 и 9 для своего варианта).

3. Расчеты по всем 7 этапам алгоритма МАИ (буквенные формулы с расшифровкой обозначений, подстановка цифр, результат, интерпретация результата).

4. Итоговый вывод по своему варианту задачи.

5. Итоговый вывод по устойчивости МАИ, полученный изменением состава критериев – добавлением в задаче одного критерия с оценкой попарных сравнений из таблиц 8 и 9.

6. Список используемой литературы.

 

Приложение

 



Варианты заданий

Базовый вариант задания (№0)

Семья среднего достатка решила купить дом. В результате обсуждения удалось определить восемь критериев (показателей, характеристик, факторов), которым должен удовлетворять дом.

У членов семьи были следующие критерии:

1) размеры дома: размеры комнат; число комнат; общая площадь дома;

2) удобное автобусное сообщение: близость автобусной остановки;

3) окрестности: интенсивность движения транспорта; безопасность; хороший вид; ухоженные окрестности;

4) когда построен дом;

5) двор: пространство перед домом, сзади, сбоку, а также расстояние до соседей;

6) наличие современного оборудования: посудомоечной машины; мусоропровода; кондиционирования воздуха; системы сигнализации и других подобных устройств в доме;

7) общее состояние: потребность в ремонте; стены; ковер; драпировка, чистота; электропроводка; крыша; водопроводная система;

8) финансовые условия: возможность закладной; условия продажи и банковский кредит; низкие налоги.

Рассматриваются альтернативы домов А, Б, В.

Задача заключается в выборе одного из трех домов-кандидатов.

На первом (высшем) уровне иерархии находится общая цель – «Дом». На втором уровне находится восемь факторов, или критериев, уточняющих цель, и на третьем (нижнем) уровне находятся три дома-кандидата, которые должны быть оценены по отношению к факторам (критериям) второго уровня (Рис. 3).

 

 

Рис. 3. Декомпозиция задачи в иерархию

В таблицах 8 и 9 приведены исходные данные для базового варианта задания.

Матрицы экспертных оценок парных сравнений Ас.1, …, Ас.8 заданы таблицей 8 (базовый вариант).



Таблица 8

Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 3

Размер дома К1 А Б В Удобное автобусное сообщение К2 А Б В
А А 1/5
Б 1/6 Б 1/7 1/8
В 1/8 1/4 В 05.янв
Окрестности К3 А Б В Когда построен дом К4 А Б В
А А
Б 1/8 1/4 Б
В 1/6 В
Двор К5 А Б В Современное оборудование К6 А Б В
А А
Б 1/5 1/3 Б 1/8 1/5
В 1/4 В 1/6
Общее состояние К7 А Б В Финансовые условия К8 А Б В
А 1/2 1/2 А 1/7 1/5
Б Б
В В 1/3

 

Таблица 9

Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2

Общее удовлетворение домом (цель) Размер дома, К1 Удобное автобус-ное сообще-ние, К2 Окрест-ности, К3 Когда построен дом, К4 Двор, К5 Современ- ное оборудова- ние, К6 Общее состо- яние, К7 Финан-совые условия, К8
Размер дома, К1 1/3 1/4
Удобное автобусное сообщение, К2 1/5 1/3 1/5 1/7
Окрестности, К3 1/3 1/5
Когда построен дом, К4 1/7 1/5 1/6 1/3 1/4 1/7 1/8
Двор, К5 1/6 1/3 1/3 1/2 1/5 1/6
Современное оборудование, К6 1/6 1/3 1/4 1/5 1/6
Общее состояние, К7 1/6 1/2
Финансовые условия, К8

 

Ниже приведены 36 вариантов задания для выполнения семинарской (лабораторной) работы, получаемых на основе базового варианта. Номер Вашего варианта N определяется по двум последним цифрам зачетки по формуле:

Где N – искомый номер варианта задания по таблице 10; х – число, образуемое двумя последними цифрами в номере зачетки.

 

Например, номер зачетки ……..88. Значит х=88. Это число попадает в диапазон [74; 99]. Тогда номер Вашего варианта N=100-88=12.

 

Таблица 10

Варианты заданий для выполнения практических работ

(семинарских или лабораторных)

 

Номер варианта N Изменения в задании по сравнению с базовым вариантом (табл. 8 и 9)
Оставленные в задаче критерии Исключены критерии
К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7 К8
К1, К2, К3, К4, К5, К6, К8 К7
К1, К2, К3, К4, К5, К7, К8 К6
К1, К2, К3, К4, К6, К7, К8 К5
К1, К2, К3, К5, К6, К7, К8 К4
К1, К2, К4, К5, К6, К7, К8 К3
К1, К3, К4, К5, К6, К7, К8 К2
К1, К2, К3, К4, К5, К6 К7, К8
К1, К2, К3, К4, К5, К7 К8, К6
К1, К2, К3, К4, К6, К7 К8, К5
К1, К2, К3, К5, К6, К7 К8, К4
К1, К2, К4, К5, К6, К7 К8, К3
К1, К3, К4, К5, К6, К7 К8, К2
К1, К2, К3, К4, К5, К8 К7, К6
К1, К2, К3, К4, К6, К8 К7, К5
К1, К2, К3, К5, К6, К8 К7, К4
К1, К2, К4, К5, К6, К8 К7, К3
К1, К3, К4, К5, К6, К8 К7, К2
К1, К2, К3, К4, К7, К8 К6, К5
К1, К2, К3, К5, К7, К8 К6, К4
К1, К2, К4, К5, К7, К8 К6, К3
К1, К3, К4, К5, К7, К8 К6, К2
К1, К2, К3, К4, К5 К8, К7, К6
К1, К2, К3, К4, К6 К8, К7, К5
К1, К2, К3, К5, К6 К8, К7, К4
К1, К2, К4, К5, К6 К8, К7, К3
К1, К3, К4, К5, К6 К8, К7, К2
К1, К2, К3, К4 К8, К7, К6, К5
К1, К2, К3, К5 К8, К7, К6, К4
К1, К2, К4, К5 К8, К7, К6, К3
К1, К3, К4, К5 К8, К7, К6, К2
К1, К2, К3 К8, К7, К6, К5, К4
К1, К2, К4 К8, К7, К6, К5, К3
К1, К3, К4 К8, К7, К6, К5, К2
К1, К2 К8, К7, К6, К5, К4, К3
К1, К3 К8, К7, К6, К5, К4, К2

 

 

Литература:

а) основная:

1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993. – 320 с.

2. Анфилатов В. С. Емельянов А. А. Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.

3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 511 с.

4. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. Стратегия и принятие решений. – Уфа: УГАТУ, 2005. – …………..

б) дополнительная:

5. Многокритериальный выбор решений на основе метода анализа иерархий: Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении и экономике» Сост. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 22 с.

6. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 423 с.

7. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004. – 616 с.

8. Моисеев Н. И. Математические задачи системного анализа: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1981. – 48 с.

9. Беллман Р. Введение в теорию матриц: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1976. – 352 с.

10. Справочник по математике для экономистов. – М.: Высшая школа, 1997.

Учебно-методическое издание

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.