|
Порядок выполнения лабораторной работы
Для выбранного задания в соответствии с методикой системного моделирования провести исследование, используя МАИ для поддержки процесса принятия решений по следующему алгоритму:
1) определить систему с обоснованием ее структуры, функций, основных свойств и характеристик; сформулировать цель системы, а также проблемную ситуацию, как несоответствие целевого и желаемого состояния системы;
2) построить иерархическую структуру исследуемой системы, т.е. сформировать цель системы, определить пути достижения этой цели (альтернативы), выявить критерии эффективности выбора альтернатив;
3) построить матрицы парных сравнений (см. задание);
4) рассчитать векторы приоритетов;
5) проверить согласованность суждений ЛПР и при необходимости пересмотреть суждения;
6) выявить наилучшую альтернативу (или проранжировать альтернативы по степени значимости);
7) добавить в построенную иерархию новую альтернативу и проверить изменение значимостей ранее исследуемых альтернатив.
Обработка имеющейся информации должна осуществляется с помощью программных средств (MS Excel и др.) с возможностью адаптивно реагировать на изменения исходных данных. Для этого следует запрограммировать все алгебраические операции МАИ в MS Excel [10].
Условия вариантов учебных задач приведены в приложении.
По практическому занятию составляется отчет, который должен содержать:
1. Титульный лист с указанием названия дисциплины, названия работы, фамилии и инициалов студента, направления и профиля подготовки, номера потока, номера зачетки, фамилии и инициалов преподавателя-лектора.
2. Условия задачи с данными (таблицами экспертных оценок парных сравнений, т.е. аналоги таблиц 8 и 9 для своего варианта).
3. Расчеты по всем 7 этапам алгоритма МАИ (буквенные формулы с расшифровкой обозначений, подстановка цифр, результат, интерпретация результата).
4. Итоговый вывод по своему варианту задачи.
5. Итоговый вывод по устойчивости МАИ, полученный изменением состава критериев – добавлением в задаче одного критерия с оценкой попарных сравнений из таблиц 8 и 9.
6. Список используемой литературы.
Приложение
Варианты заданий
Базовый вариант задания (№0)
Семья среднего достатка решила купить дом. В результате обсуждения удалось определить восемь критериев (показателей, характеристик, факторов), которым должен удовлетворять дом.
У членов семьи были следующие критерии:
1) размеры дома: размеры комнат; число комнат; общая площадь дома;
2) удобное автобусное сообщение: близость автобусной остановки;
3) окрестности: интенсивность движения транспорта; безопасность; хороший вид; ухоженные окрестности;
4) когда построен дом;
5) двор: пространство перед домом, сзади, сбоку, а также расстояние до соседей;
6) наличие современного оборудования: посудомоечной машины; мусоропровода; кондиционирования воздуха; системы сигнализации и других подобных устройств в доме;
7) общее состояние: потребность в ремонте; стены; ковер; драпировка, чистота; электропроводка; крыша; водопроводная система;
8) финансовые условия: возможность закладной; условия продажи и банковский кредит; низкие налоги.
Рассматриваются альтернативы домов А, Б, В.
Задача заключается в выборе одного из трех домов-кандидатов.
На первом (высшем) уровне иерархии находится общая цель – «Дом». На втором уровне находится восемь факторов, или критериев, уточняющих цель, и на третьем (нижнем) уровне находятся три дома-кандидата, которые должны быть оценены по отношению к факторам (критериям) второго уровня (Рис. 3).
Рис. 3. Декомпозиция задачи в иерархию
В таблицах 8 и 9 приведены исходные данные для базового варианта задания.
Матрицы экспертных оценок парных сравнений Ас.1, …, Ас.8 заданы таблицей 8 (базовый вариант).
Таблица 8
Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 3
Размер дома К1
| А
| Б
| В
| Удобное автобусное сообщение К2
| А
| Б
| В
| А
|
|
|
| А
|
|
| 1/5
| Б
| 1/6
|
|
| Б
| 1/7
|
| 1/8
| В
| 1/8
| 1/4
|
| В
| 05.янв
|
|
| Окрестности К3
| А
| Б
| В
| Когда построен дом К4
| А
| Б
| В
| А
|
|
|
| А
|
|
|
| Б
| 1/8
|
| 1/4
| Б
|
|
|
| В
| 1/6
|
|
| В
|
|
|
| Двор К5
| А
| Б
| В
| Современное оборудование К6
| А
| Б
| В
| А
|
|
|
| А
|
|
|
| Б
| 1/5
|
| 1/3
| Б
| 1/8
|
| 1/5
| В
| 1/4
|
|
| В
| 1/6
|
|
| Общее состояние К7
| А
| Б
| В
| Финансовые условия К8
| А
| Б
| В
| А
|
| 1/2
| 1/2
| А
|
| 1/7
| 1/5
| Б
|
|
|
| Б
|
|
|
| В
|
|
|
| В
|
| 1/3
|
|
Таблица 9
Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2
Общее удовлетворение домом (цель)
| Размер дома, К1
| Удобное автобус-ное сообще-ние, К2
| Окрест-ности, К3
| Когда построен дом, К4
| Двор, К5
| Современ-
ное оборудова-
ние, К6
| Общее состо-
яние, К7
| Финан-совые условия, К8
| Размер дома, К1
|
|
|
|
|
|
| 1/3
| 1/4
| Удобное автобусное сообщение, К2
| 1/5
|
| 1/3
|
|
|
| 1/5
| 1/7
| Окрестности, К3
| 1/3
|
|
|
|
|
|
| 1/5
| Когда построен дом, К4
| 1/7
| 1/5
| 1/6
|
| 1/3
| 1/4
| 1/7
| 1/8
| Двор, К5
| 1/6
| 1/3
| 1/3
|
|
| 1/2
| 1/5
| 1/6
| Современное оборудование, К6
| 1/6
| 1/3
| 1/4
|
|
|
| 1/5
| 1/6
| Общее состояние, К7
|
|
| 1/6
|
|
|
|
| 1/2
| Финансовые условия, К8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ниже приведены 36 вариантов задания для выполнения семинарской (лабораторной) работы, получаемых на основе базового варианта. Номер Вашего варианта N определяется по двум последним цифрам зачетки по формуле:
Где N – искомый номер варианта задания по таблице 10; х – число, образуемое двумя последними цифрами в номере зачетки.
Например, номер зачетки ……..88. Значит х=88. Это число попадает в диапазон [74; 99]. Тогда номер Вашего варианта N=100-88=12.
Таблица 10
Варианты заданий для выполнения практических работ
(семинарских или лабораторных)
Номер варианта N
| Изменения в задании по сравнению с базовым вариантом (табл. 8 и 9)
| Оставленные в задаче критерии
| Исключены критерии
|
| К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7
| К8
|
| К1, К2, К3, К4, К5, К6, К8
| К7
|
| К1, К2, К3, К4, К5, К7, К8
| К6
|
| К1, К2, К3, К4, К6, К7, К8
| К5
|
| К1, К2, К3, К5, К6, К7, К8
| К4
|
| К1, К2, К4, К5, К6, К7, К8
| К3
|
| К1, К3, К4, К5, К6, К7, К8
| К2
|
| К1, К2, К3, К4, К5, К6
| К7, К8
|
| К1, К2, К3, К4, К5, К7
| К8, К6
|
| К1, К2, К3, К4, К6, К7
| К8, К5
|
| К1, К2, К3, К5, К6, К7
| К8, К4
|
| К1, К2, К4, К5, К6, К7
| К8, К3
|
| К1, К3, К4, К5, К6, К7
| К8, К2
|
| К1, К2, К3, К4, К5, К8
| К7, К6
|
| К1, К2, К3, К4, К6, К8
| К7, К5
|
| К1, К2, К3, К5, К6, К8
| К7, К4
|
| К1, К2, К4, К5, К6, К8
| К7, К3
|
| К1, К3, К4, К5, К6, К8
| К7, К2
|
| К1, К2, К3, К4, К7, К8
| К6, К5
|
| К1, К2, К3, К5, К7, К8
| К6, К4
|
| К1, К2, К4, К5, К7, К8
| К6, К3
|
| К1, К3, К4, К5, К7, К8
| К6, К2
|
| К1, К2, К3, К4, К5
| К8, К7, К6
|
| К1, К2, К3, К4, К6
| К8, К7, К5
|
| К1, К2, К3, К5, К6
| К8, К7, К4
|
| К1, К2, К4, К5, К6
| К8, К7, К3
|
| К1, К3, К4, К5, К6
| К8, К7, К2
|
| К1, К2, К3, К4
| К8, К7, К6, К5
|
| К1, К2, К3, К5
| К8, К7, К6, К4
|
| К1, К2, К4, К5
| К8, К7, К6, К3
|
| К1, К3, К4, К5
| К8, К7, К6, К2
|
| К1, К2, К3
| К8, К7, К6, К5, К4
|
| К1, К2, К4
| К8, К7, К6, К5, К3
|
| К1, К3, К4
| К8, К7, К6, К5, К2
|
| К1, К2
| К8, К7, К6, К5, К4, К3
|
| К1, К3
| К8, К7, К6, К5, К4, К2
|
Литература:
а) основная:
1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993. – 320 с.
2. Анфилатов В. С. Емельянов А. А. Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.
3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 511 с.
4. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. Стратегия и принятие решений. – Уфа: УГАТУ, 2005. – …………..
б) дополнительная:
5. Многокритериальный выбор решений на основе метода анализа иерархий: Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении и экономике» Сост. Исмагилова Л. А., Орлова Е. В. – Уфа: УГАТУ, 2012. – 22 с.
6. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 423 с.
7. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004. – 616 с.
8. Моисеев Н. И. Математические задачи системного анализа: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1981. – 48 с.
9. Беллман Р. Введение в теорию матриц: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука. Физмалит, 1976. – 352 с.
10. Справочник по математике для экономистов. – М.: Высшая школа, 1997.
Учебно-методическое издание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|