Краткие теоретические сведения о МАИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уфимский филиал
Кафедра «Математика и информатика»
С. А. Горбатков, С. А. Фархиева
МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ В ЗАДАЧАХ МНОГКРИТЕРИАЛЬНОГО ВЫБРА
Методические указания
К практическим занятиям (семинарским и лабораторным)
по дисциплине
«Методы системного исследования в экономических процессах»
Для магистрантов 2 курса,
Обучающихся по направлению 03.04.01 «Экономика»
Магистерской программы «Учет, анализ и аудит»
(заочная форма обучения)
Рекомендовано Учебно-методическим советом филиала
(протокол № ___ от ___________ 2014 г.)
Одобрено кафедрой «Математика и информатика»
(протокол № ___ от ___________ 2014 г.)
УФА 2014
УДК 004.294:658.01
ББК 65.050.03
Методические указания разработали:
доктор технических наук, профессор, С. А. Горбатков
кандидат технически наук С. А. Фархиева
Рецензенты:
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Математика и информатика» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Е. А. Колганов;
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Информационные технологии» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Д. В. Полупанов.
Методические указания обсуждены на заседании
кафедры «Математика и информатика» Уфимского филиала
Финансового университета при Правительстве РФ
Зав кафедрой,
кандидат физико-математических наук, доцент И. Х. Бикмухаметов
Учебно-методическое издание одобрено на заседании Учебно-методического совета Уфимского филиала Финуниверситета
Зам. директора Уфимского филиала Финуниверситета
по учебно-методической работе, председатель УМС,
доктор экономических наук, профессор И. Р. Зарипова
| Горбатков С. А., Фархиева С. А.
Метод анализа иерархий в задачах многокритериального выбора: Методические указания к практическим занятиям (семинарским и лабораторным) по дисциплине «Методы системного исследования в экономических процессах» для магистрантов 2 курса, обучающихся по направлению 03.04.01 «Экономика» магистерской программы «Учет, анализ и аудит» (заочная форма обучения). – Уфа: Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2014.
|
УДК 004.294:658.01
ББК 65.050.03
© Горбатков С. А., Фархиева С. А., 2014
© Финансовый университет при Правительстве РФ
Содержание
| Введение……………………………………………………………..
|
|
| Краткие теоретические сведения о МАИ ……….
|
|
| ...………………….
|
|
| …………………………………………………………..
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение. …………………………………………………
|
|
В методических указаниях представлены краткий материал, примеры решения экономических задач, задания для самостоятельного выполнения и контрольные задания по тематике лабораторного практикума. Для магистрантов 2 курса, обучающихся по направлению 03.04.01 «Экономика» магистерской программы «Учет, анализ и аудит» (заочная форма обучения).
Введение
При системном исследовании (анализе) сложных социально-экономических систем в их развитии, как известно [6], базовая методика системного анализа включает в себя10 основных этапов:
· формулировка проблемы;
· формулировка проблематики;
· конфигурирование проблемы;
· постановка задачи;
· определение глобальной цели и построение дерева целей;
· выбор критериев для сравнения альтернативных путей достижения цели (далее кратко «альтернатив»);
· генерирование альтернатив;
· моделирование;
· синтез решения;
· реализация решения.
При этом предпоследний 9-й этап неизбежно связан с многокритериальным выбором оптимальной альтернативы среди нескольких, прогенерированных на седьмом этапе.
При принятии управленческих решений и прогнозировании возможных результатов лицо, принимающее решение (ЛПР), обычно сталкивается со сложной системой взаимозависимых компонент (ресурсы, желаемые исходы, цели, лица и группы лиц и т.д.), которую нужно проанализировать. Чем лучше ЛПР вникает в эту сложность, тем лучше будут его прогнозы и принимаемые решения. И в этом процессе исследования сложной системы большое значение имеет модель поддержки принятия решения ЛПР.
Если удалось связать критерии с альтернативами и ограничениями в соответствующей количественной модели исследуемой системы, то можно применить один из методов многокритериальной оптимизации [2, 8]. Однако для сложных нелинейных многомерных систем часто не удается их формализовать и описать комплексом количественных моделей. В таких случаях при решении задач многокритериального выбора прибегают к методам экспертных оценок при разработке критериев и определении наилучшей альтернативы.
Здесь возникает принципиальное затруднение, связанное с субъективным характером экспертных оценок: они сильно зависят от квалификации каждого члена группы экспертов, суждения разных экспертов могут быть плохо согласованными и алгоритм выбора оптимальной альтернативы плохо формализуем.
Рассматриваемый ниже метод анализа иерархий (МАИ), разработанный американским ученым Томасов Саати в 1968 году во многом лишен указанных выше недостатков. В МАИ процесс разработки управленческих решений в основном формализован: экспертные оценки используются только на стадии постановки задачи при формировании так называемой «матрицы суждений». Применение метода сводит исследование даже очень сложных систем к последовательности попарных сравнений соответствующим образом определенных компонент.
Отметим основные преимущества МАИ:
1. Теория МАИ отражает естественный ход человеческого мышления. При анализе сложной системы для выработки управленческих решений человеческий разум объединяет их в группы в соответствии с распределением некоторых свойств между элементами. Общие свойства этих групп рассматриваются в качестве элементов следующего (снизу-вверх) уровня иерархии. Эти элементы вышестоящего уровня, в свою очередь, могут быть сгруппированы в соответствии с другим набором свойств, создавая элементы еще одного, более высокого уровня. Итак, до тех пор, пока не будет достигнут единственный элемент – вершина иерархии, который отождествляется с целью процесса принятия решения.
2. В МАИ сочетаются методы количественных и экспертных оценок на основе построения иерархических отношений между альтернативными объектами и критериями, а также использование рассуждений в терминах шкалы отношений. Этот метод позволяет изучать и анализировать отношения между альтернативными объектами на основе интерпретации целей отбора. В данном методе опыт и интуиция играют не менее важную роль, чем расчеты количественных показателей. Может оказаться так, что некоторый фактор с невысокой степенью влияния на величину критерия, будет обладать существенным системным влиянием из-за косвенных взаимодействий с другими важными факторами. Именно многокритериальная логика является тем методом, который позволяет рассмотреть проблему целиком и является полезным и незаменимым инструментом отбора альтернатив по множеству критериев.
3. МАИ сочетает в себе простоту и прозрачную логику алгоритма с общностью в аспекте возможности применения для самых разных систем.
4. Метод хорошо обоснован математически его автором Т. Саати в [1], а также опытом его применения автором и его последователями. Так в [1] приводится пример решения ряда серьезных задач: анализ влияния состояния «ни мир, ни война» на экономической, политической и военный статус Египта летом 1972г.; исследование транспортной системы Судана в 1973г.; анализ терроризма для агентства по контролю над вооружениями и разрушением в Вашингтоне (США); решение вопроса о размещении ресурсов в соответствии с приоритетами для крупных частных, правительственных и международных концернов и др.
В настоящее время МАИ нашел свое широкое применение в задачах многокритериального принятия решений, стратегического планирования и распределения ресурсов, задачах разрешения конфликтов и других проблемах системных исследований сложных социально-экономических систем, в учебных и научных учреждениях, властных структурах и промышленных корпорациях.
Целью лабораторной работы является развитие у студентов навыков постановки и решения многокритериальных задач выбора, возникающих при решении сложных проблем в социально-экономических системах.
Краткие теоретические сведения о МАИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|