Связь дошкольной педагогики с другими науками.
Одним из основных источников развития педагогической науки является философия, которая служит своеобразной эффективной и продуктивной движущей силой этого развития и одновременно фундаментальной базовой составляющей педагогики. Необходимо отметить важную методологическую роль философии в процессе формирования педагогической теории, где философия помогает определить основополагающие компоненты при изучении педагогических процессов. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Конечно, не обойтись в любой науке, в том числе и педагогике, без философских категорий:
1) необходимости и случайности;
2) общего, единичного и особенного;
3) законов взаимосвязи и взаимозависимости
4) закона развития и его движущих сил;
5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.
Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана с психологией.
Данная взаимосвязь этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью педагога, педагогике необходимо учитывать ту объективную данность, с которой имеет дело человек в его обычном и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.
Продолжением связей с психологической наукой являются взаимоотношения педагогики с общей, возрастной и педагогической психологией. Поскольку психология изучает законы психического развития людей в разные возрастные периоды и механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, то результаты научных изысканий в этой области широко применяются при организации познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе.
Социальная психология – это наука, которая исследует предмет чувств, определенным образом связана с педагогической наукой. Эта связь проявляется в изучении особенности характерной парадигмы личности, имеющей отличный социальный статус.
Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания.
В недрах социологической науки получили развитие такие специальные дисциплины, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т. д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.
О особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Исследование условно-рефлекторной деятельности вообще существенно помогает описывать научные основы изменений, происходящих в организме человека под влиянием факторов внешних воздействий.
Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана, – это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Формы взаимоотношений педагогики с другими науками достаточно разнообразны.
1. Применение передовых научных идей, заимствованных из других наук.
2. Применение информационных данных, сформулированных другими науками.
Основная задача методики заключается в следующем понимании педагогической науки.
1. В формировании нового смыслового направления изучаемых дисциплин.
2. В исследовании, обобщении и внедрении инновационного педагогического опыта работы лучших педагогов.
3. В повышении продуктивности педагогического процесса и качества знаний учащихся.
4. Во взаимопроникновении и взаимодействии различных наук, например, в применении способов, принципов и определений других наук.
Определенные области для изучения явлений и педагогических процессов открываются перед педагогической наукой в связи с развитием такой области знания, как, например, теория управления.
Таким образом, межнаучные отношения педагогики не ограничиваются только философией и психологией, общим предметом изучения которых является изучение человека как личности. Развитие педагогической науки тесно связано с появлением наук, изучающих человека. Это биология, антропология и медицина.
Педагогика, исследуя человека с точки зрения естественно-природного и социального существа, не могла не использовать тот резерв знаний, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструктор, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Совместно с медицинской наукой коррекционная педагогика занимается разработкой системы средств достижения терапевтического эффекта.
Становление педагогики, как науки, связано с такими науками, которые изучают человека в социуме, в системе его социальных связей и отношений. Потому органично стали просматриваться достаточно логичные отношения с экономикой, политологией и другими социальными науками.
Связь педагогики с политологией определена тем, что образовательная политика – это всегда отражение идеологии руководящего и господствующего круга лиц. Педагогика в этой связи стремится определить условия развития человека с точки зрения субъекта политического сознания, а также возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Связь обучения с разными видами детской деятельности.
Связь развития методики дошкольного обучения и воспитания с психологией и педагогикой.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Программные требования к сенсорному воспитанию у детей 2-ой младшей, средней, старшей, подготовительной групп
42.Система дошкольного образования в России. Единство воспитательных направлений.
Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.
44.Соотнесите понятия «методика», «метод», «прием», «средство», «методика воспитания и обучения дошкольников», «методы воспитания дошкольников», «методы обучения дошкольников».
Средства воспитания детей дошкольного возраста.
Становление основ учебной деятельности у дошкольников.
Сущностная характеристика и методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения ребенка дошкольного возраста: упражнение, приучение, поручение.
Сущностная характеристика и методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения ребенка дошкольного возраста: педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций.
Сущностная характеристика и методов стимулирования поведения и деятельности ребенка дошкольного возраста: поощрение, наказание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|