Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников в различных возрастных группах.
Виды дошкольных образовательных учреждений. Дошкольные образовательные программы.
Виды дошкольной образовательной организации:
-детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
-детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
-детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
-детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности
способности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
-центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). И др.
Виды общеобразовательной организации:
а) начальная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательную программу начального общего образования;
б) основная общеобразовательная школа- реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования;
в) средняя общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов-реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;
д) гимназия - реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;
е) лицей - реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
ё) специальные (коррекционные) образовательные организации (учреждения) создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии;
ж) учебно-воспитательные учреждения (организации) для детей с девиантным поведением, бывают открытого типа и закрытого типа:
- учреждение (организация) открытого типа выполняет функции профилактического учреждения, обеспечивающего развитие личности воспитанника и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями:
- учреждение (организация) закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода;
з) санаторно-лесная школа - учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении, имеющие хронические болезни (с заболеваниями сердечно сосудистой системы, закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом и др.);
и) школы-интернаты - образовательная организация с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. По контингенту бывают: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д); для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше); для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами). По образовательной программе различают: общеобразовательные, специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин, коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные.
Воспитание и социализация ребенка дошкольного возраста.
Социализация детей дошкольного возраста на любом возрастном этапе происходит, прежде всего, через игру. Старший дошкольный возраст считается конечным этапом начального звена социализации детей на уровне дошкольных учебных заведений. Как правило, именно тогда в их жизни происходят значительные изменения.
Чтобы воспитать полноценную личность, необходимо всецело содействовать социально-психологической адаптации ребенка в его первых социальных группах (семье и детском саду). Нахождение своего места в этих социальных образованиях является залогом успешного взаимодействия дошкольника с обществом и окружающим миром в дальнейшем.
Основным средством познания внешнего мира для ребенка 3-6 лет является собственная речь. Он учится строить диалог, задавать вопросы, анализировать полученные вербальным путем знания.
Факторы социализации личности дошкольника могут быть внутренними и внешними. К первым относят индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, которые непосредственно влияют на формирование картины его мира и предопределяют манеру переживания межличностных отношений.
Внешние факторы определяют форму и содержание социализации дошкольника, а также задают векторы его дальнейшего развития. К ним относятся:
1.семья;
2.детский коллектив и кружки по интересам;
3.дошкольные учреждения и центры раннего развития;
4.религия и культура социальной группы.
Благодаря успешной ранней социализации ребенок легче адаптируется в школе, поскольку готов к свободному общению со взрослыми (учителями) и сверстниками. Считается, что человеческая личность практически на 70% формируется именно в этот период. Поэтому многие психологи уверенны, что именно ранняя социализация во многом определяет дальнейшую судьбу человека.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников в различных возрастных группах.
С раннего детства ребёнку необходимо прививать культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Что же входит в культурно - гигиенические навыки? Всё, что непосредственно связано с самообслуживанием: соблюдение чистоты тела, культура еды, культура общения с детьми и с взрослыми. Повторяя изо дня в день действия с принятием пищи, одеванием, умыванием, закладывая основы и первые представления об этикете и взаимоотношениях с окружающими людьми, педагоги и родители формируют, воспитывают культурно - гигиенические навыки у детей.
В нашем детском саду работа по данному направлению проводится в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К основным условиям успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей, например, особое значение имеет постоянство условий, значение места каждой нужной ему в течение дня вещи. В умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков мы используем показ и объяснение. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т.д.). Умелое руководство взрослых позволяет сократить время овладения навыками личной гигиены.
Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т.д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.
Маленькие дети склонны к подражанию, поэтому взрослые должны следить за собой и выполнять всё то, что прививается ребёнку. Также малыши очень зависимы от оценочных суждений взрослых, поэтому взрослые должны чаще хвалить хорошее соблюдение культурно - гигиенических навыков. Не торопиться осуждать в случае конфуза - лучше направить течение процесса в правильное русло спокойным напоминанием порядка действий.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам. В детском саду широко используются сюжетно - ролевые, дидактические игры, игры - драматизации: например, "Наведём порядок", "Научим куклу Катю раздеваться", "Накроем стол к обеду", "В гостях у Мишутки". Большое влияние оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор - именно они помогают создать и поддержать у детей хороший настрой.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Взрослым необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Так ли уж важно уделять столько внимания воспитанию культурно - гигиенических навыков в дошкольном возрасте? Важно!!! Практика показывает, что дети, у которых сформированы культурно - гигиенические навыки в соответствии с возрастом успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|