Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы, средства и формы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.





Трудовое воспитание - целенаправленно организованный и планомерный процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание социальной и общественной значимости труда и воспитание психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Трудовая деятельность - целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением и употреблением орудий труда, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудолюбие - качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Труд проявляется в старании, усердии, в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Место и содержание трудовой деятельности в образовательном процессе ДОУ - Е.Н.Водовозова, Е.И.Корзакова, В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, И.И.Тихеева, А.П.Усова

Формы организации трудовой деятельности – З.Н.Борисова, Р.С.Буре, Т.М.Киселева, А.Д.Шатова, Л.Е.Образцова

Процесс формирования положительного отношения к труду взрослых, воспитание трудолюбия - Е.А.Аркин, В.И.Логинова, Я.З.Неверович, А.С.Макаренко, Л.Н.Сергеева



Особенности трудового воспитания в семье – Д.О.Дзинторе, Л.В.Загик, Т.А.Маркова

Становление ребенка как субъекта детской трудовой деятельности – М. В. Крулехт, С.А.Козлова.

Формирование трудовой активности старших дошкольников – Л.И.Сайгушева

Влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств (Р.С.Буре, Г.Н. Година, А.Д.Шатова).

Цель трудового воспитания детей дошкольного возраста- формирование представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как черты характера. Развитие у личности потребности в труде как черта ее характера

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание в детях уважительного отношения к тружени­ку и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию у дошкольников осознания важности труда для общества.



2. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтро­ля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к фор­мированию у детей интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

3. Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

4. Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, доставлять ему радость от собственного труда.

5. Воспитание гуманного отношения к окружающим и коллективной направленности личности дошкольника: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспита­ния решаются не только в труде, но и в любом виде деятель­ности, присущей ребенку дошкольного возраста.

В ФГТ(ФГТ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ № 655) . Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:



· Развитие трудовой деятельности

· Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

· Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста

- Воспитывающий характер трудовой деятельности детей дошкольного возраста

- Близость детского труда и игры ребенка

- Специфика трудовых умений и навыков

- Участие и помощь взрослого

Виды труда детей дошкольного возраста

1 .Самообслуживание — труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (умывание, раздевание, уход за волосами и т.д.)

2.Хозяйственно-бытовой труд — вид детского труда, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада

З.Труд в природе – вид детского труда, предусматривающий участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений. Благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического воспитания.

4.Ручной и художественный труд – вид детского труда, направленный на формирование ручных умений и навыков работы с разнообразным материалом, связан с изготовлением предметов из бумаги, картона, ткани. природного материала и др., направленный на удовлетворение эстетических потребностей ребенка, формирования художественных способностей, нравственно-волевых качеств детей.

Результатом трудового воспитания является: своеобразное отношение детей к результату труда.

1.Результат хозяйственно-бытового труда - это материальный продукт - сближает детский труд с производительным трудом взрослых. У детей появляются гордость, удовлетворение от самостоятельного результата в труде.

2.Труд в природе способствует развитию не только трудового воспитания, но и нравственного, эстетического, физического и умственного воспитания.

З.Результат художественного и ручного труда - способствует развитию фантазии, творческих способностей; развитие мелкой мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить дело до конца.

4.Самообслуживание - ребенок приобретает независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Формы организации труда детей дошкольного возраста.

1. Поручения-задания, которые воспитатель дает детям для выполнения какого-либо трудового действия.

По форме организации – индивидуальные, подгрупповые, общие;

По продолжительности - кратковременные, длительные, постоянные, одноразовые

По содержанию соответствуют видам труда

· Для поддержания интереса к труду

· Желание трудиться

· Для обучения трудовым умениям и навыкам

· Для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях

· Для удовлетворения потребности в общении со взрослым

· Для подготовки к другим формам организации труда

Поручения: индивидуальные, подгрупповые, групповые

2. Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива( дежурство по столовой, по подготовке к занятиям)

3. Общий, совместный, коллективный труд – детская трудовая деятельность, имеющая общую цель. Создают благоприятные условия для овладения способами сотрудничества, формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу и т.п.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем, труде - единая.

Коллективная – такая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют за качество общей, совместной работы».

Обучение как способ вхождения ребенка в культуру.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.