Сделай Сам Свою Работу на 5

Процесс обучения дошкольников и его специфика. Принципы обучения.





Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.



Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.



29.Процесс трудового воспитания дошкольников, его цель, задачи и содержание.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

В 1919 году на I съезде по дошкольному воспитанию было определено содержание труда и требование к нему.

Обязательный труд :

1. Труд по самообслуживанию

2. Работа в саду, огороде

3. Ручной труд с различными материалами

4. Привлечение детей к уборке стен

Требования :

1. Учитывать возрастные особенности

2. Труд должен быть посильным

3. Труд должен быть понятым по цели

4. Должен доставлять радость

В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию была выделена задача : воспитание коллективизма в труд и игре.

В 1924 на III съезде по дошкольному воспитанию пересматривалось содержание работы в детских садах в связи с введением программы единой трудовой школы (1 класс и старшая группа) . Предпочтение стало отдаваться общественному и производственному труду. Подчеркивалось важность совместного труда детей и взрослых.

В 1929 году IV съезд по дошкольному воспитанию рассматривалось методы трудового воспитания.

В 30-е-40-е годы намечается новое представление во взглядах : необхо-димость сочетать собственную деятельность детей с наблюдениями за трудом взрослых. Рассматривался вопрос о связи игры с трудом. «Игры и трудовые занятия в детском саду / 1953г. / Р. И. Жуковская .



В военные годы мало внимания уделяется трудовому воспитанию, но в программе воспитания 1962г., начиная с 3-его года жизни ребенка З. Н. Борисова и В. Г. Нечаева определили содержания систематического трудового воспитания, но акцент делался на наблюдение за трудом взрослых. Только исследования Я. З. Неве-рович экспериментально было доказано, что знания, несоединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1961 года начинаются углубленные исследования проблемы трудового воспитания. В этих исследованиях рассматривались вопросы о содержании, методах, средствах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка.

Отличия труда от игры.

1. Ребенок при игре действует в воображаемом плане, а трудовая деятельность в реальной обстановке.

2. Труд – есть результат, игра – нет.

3. В игре ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

4. Спецификой труда дошкольников является, то что он носит воспитывающий характер

5. Общественная значимость труда заключается в том, что удовлетворяется потребность в самоутверждении, познании собственных возможностей, труд сближает ребенка со взрослым.

Структура трудовой деятельности.

1. Цель: дети сами не могут ставить цель в труду, потому что они не могут удерживать в памяти учебную задачу. Действия их носят нецеленаправленный характер, а процессуальный (ведущая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит взрослому). Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут ставить цели сами, могут осознавать и отдаленные цели.

2. Мотивы

общественной значимости (сделать что-нибудь полезное для кого-то) ;

воспитательные мотивы;

получить положительную оценку взрослого;

повод вступить в общение со взрослым.

3. Планирование включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных компонентов, этапов, так и результат в целом. Ребенок должен представлять деятельность до конца.

4. Процесс труда. В процессе труда воспитываются трудовые навыки, настойчивость, потребность делать все аккуратно и правильно.

5. Результат труда. Для младших дошкольников важна положительная оценка взрослого. Старшего дошкольника интересует достижение практического материально представленного материала.

Задачи трудового воспитания.

1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельности, приобретение им трудовых навыков и умений.

2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу) .

Виды труда.

1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места.

2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.

3. Труд в природе. Содержание труда: уход, выращивание растений. Специфика:

результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых) ;

часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей выраба-тывается выдержка, терпение) ;

ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность.

позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.

4. Ручной и художественный труд.

Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:

1. дети сами изготавливают поделки;

2. дети учатся украшать своими изделиями группу, участок .

5. Умственный труд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.

Формы и организация труда.

1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуаль-ных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.

2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум) .

3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, отвечает, имеет свой участок и отвечает только за себя .

Совместный труд предполагает взаимодействие детей и зависимость каждого от темпа качества работы других. Буре Р. М. распределяет детей по звеньям, каждое звено имеет своё трудовое задание .

Коллективный труд в нем наряду с трудовыми задачами решаются нравственные задачи : дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу. Эта форма организации способствует воспитанию коллективных взаимоотношений.

Не каждый общий и совместный труд является коллективным, но коллективный труд является совместным. Рекомендуется, что общий труд возможен в средней группе, а совместным (коллективный) в старшей и подготовительной к школе группах.

Условия организации трудовой деятельности

1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость) . Этому способствует музыкальное сопровождение : если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.

2. Совместный труд детей со взрослыми (с родителями, с воспитателями)

3. Обсуждение результатов труда и пооощрение (значки, медали) .

4. Организация материальной среды и трудового оборудования.

Трудовое оборудование должно быть :

• подобрано в соответствии с возрастом;

• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;

• хватать всем детям.

5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

6. Трудом нельзя наказывать.

7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания .

30.Процесс умственного воспитания дошкольников, его цель, задачи и содержание.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные Средства умственного воспитания: Игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра - практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - Словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе Конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т. д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В Процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т. д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является Обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

31.Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников, его цель, задачи и содержание.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

32.Развивающий характер обучения в педагогическом процессе ДОУ. Сущность и структура процесса обучения в ДОУ.

Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.