Сделай Сам Свою Работу на 5

Московский полиграфический институт





 

5.1. Становление полиграфического образования

 

После Великой Октябрьской революции в условиях реконструкции народного хозяйства очень остро встал вопрос о нехватки высоквалифицированных кадров во всех отраслях производства. Так, удельный вес инженеров к началу первой пятилетки составлял примерно 0,7 %, против 4% в ведущих Западных государствах. Профессиональная перепись на 1 октября 1927г. установила, что в полиграфической промышленности насчитывалось всего 22 инженера и 24 техника[26]. Причем большинство из этих «техников» и «инженеров» закончили двухклассные сельские или городские училища.

 

29 ноября 1920г. Было принято постановление Совета народных комиссаров об образовании Высших художественно-технических мастерских – ВХУТЕМАСа. В постановлении говорилось: «Московские высшие государственные художественно-технические мастерские есть специальное художественное высшее техническо-промышленное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации». В 1926 г. это учебное заведение было переименовано во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). К 1928г. при ВХУТЕИН в Москве, а так же при художественных вузах в Ленинграде и Киеве существовали полиграфические факультеты. Однако они готовили в большей степени художников-полиграфистов[27].



В мае 1928г. При научно-техническом Совете полиграфической промышленности была создана секция профтехнического образования, перед которой стояла задача разработать проект Полиграфического техникума. Техникум был открыт в октябре 1929 года. Но, очевидно, что это учебное заведение готовило в основном только средний технический персонал и руководителей предприятий средней мощности. К 1930-1931 году планировалось открыть 20 дневных и вечерних курсов в 19 центральных и областных городах с количеством слушателей – 15000 человек; 22 курса для повышения квалификации административно-технического персонала; 5 курсов для подготовки и переподготовки рационализаторов предприятий[28].

Подробно останавливаться на данных учебных заведениях мы не будем, так как они готовили в основном инженеров-техников среднего звена. Однако важно отметить, что в июле 1930 г. Постановлением СНК СССР на базе полиграфического факультета Высшего художественно-технического института был организован Московский полиграфический институт, получив от базового учебного заведения аудитории, кабинеты, лаборатории, типографское оборудование, библиотеку и общежитие.



5.2. Деятельность Московский Полиграфический институт в 1930-1941гг.

Московский полиграфический институт (далее МПИ) стал первым учебным заведением, готовящим кадры высшей квалификации для полиграфических предприятий и издательств, своеобразным центром превращения отечественной полиграфии в передовую отрасль производства. 1930 год стал решающим в деле подготовки кадров для всего последующего развития полиграфического производства. Осенью 1930г. был открыт Издательско-полиграфический техникум в Ленинграде. По значимости это было второе учебное заведение после МПИ, и в дальнейшем оно сыграло немалую роль в создании института МГУП в Санкт-Петербурге.[29]

Первоначально МПИ имел три факультета: инженерно-технический, инженерно-экономический и издательский. Подробнее остановимся на последнем.

На издательском факультете было пять специальностей: конструктор книги, конструктор газеты и журнала, конструктор плаката и детской книги, оригиналист книги, оригиналист плаката и журнала. Но в начале 30-х- годов издательский факультет перевели в подчинение Наркомпроса и выделили в самостоятельный институт. Получается, что в довоенной период в МПИ готовили исключительно по техническим специальностям – за все эти годы было подготовлено 733 инженера-полиграфиста, а в 1940г. в институте училось 546 студентов (426 технологов и 114 механиков)[30]. Благодаря преподавательской работе МПИ, к концу 30-х гг. число инженерно технических работников с высшим образованием выросло с 0.7% до 9%.



Между тем, многие факты свидетельствуют, что к концу 20-х годов очень остро встал вопрос о подготовке работников непосредственно для издательств, а именно: корректоров, экономистов и редакторов книги. Этого требовали не только стремительное развитие полиграфии, но и рост издательств, выпускаемых книг и, конечно, новые потребности населения в разнообразной литературе. В постановление ЦК ВКП(б) об издательской работе от 15 августа 1931 года отмечалось: «В издательском деле имеются недостатки, препятствующие своевременному и правильному удовлетворению культурных запросов(...). Издательства не проявляют должной активности в привлечении и организации авторских кадров, качество книги также ещё значительно отстает от предъявляемых книги серьезных требований, что объясняется как недостатком внимания издательств к этому вопросу, так и плохим подбором редакторских кадров. Чуть ниже в этом же документе значилось: «Большое внимание должно уделяться на подбор и повышение квалификации редакторских кадров. ОГИЗ и специализированные издательства должны организовать сеть различных курсов, в том числе и заочных, для обучения авторских и редакционных кадров в различных областях знаний».

5.3. Подготовка редакторских кадров

С 1930-х гг. началась подготовка редакторские кадров на специальном отделение курсов марксизма-ленинизма, в Коммунистическом институте журналистики, в Археологическом институте, на газетном отделении Высшей школы профдвижения. Эти, грубо говоря, редакторские курсы способствовали профессионализации редактирования, но не превращали редактора в специалиста с высшим образованием. В конце 1930-х, в связи с созданием разветвленной системы отраслевых издательств, снова встал вопрос о редакторах, которые понимали бы специфику подготовки отраслевой литературы. В ответ на сложившуюся потребность в профессиональных кадрах формируется совершенно новая система подготовки[31].

Новый этап в подготовке редакторов начался с созданием в 1939 г. Редакционно-издательского институт ОГИЗ (РИИН). В нем было открыто три факультета: литературно-редакторский, художественно-оформительский и планово-экономический (экономика в издательствах). С этого времени начинается разработка комплекса дисциплин, охватывающих и отражающих теорию и практику редакционно-издательской деятельности, а также впервые в стране начинается подготовка профессиональных редакторов.

Как самостоятельное учебное заведение РИИН просуществовал недолго – в 1941 году была проведена реорганизация вуза, вызванная началом Великой Отечественной войны. В результате, РИИН был объединен с МПИ. Именно в этот тяжелый период с 1939 по 1941 гг. ученым удалось разработать основные принципы подготовки редактора-книжника, создать первые учебные планы и программы. Становление теории и практики редактирования шло по следующим направлениям: разработка языково-стилистического аспекта редакторского труда, обобщение богатого редакторского опыта нашего прошлого, теоретическое обоснование редакционного процесса на основе выводов книговедческих дисциплин[32].

Если взглянуть назад, в начало развития отечественного издательского дела как самостоятельной отрасли, мы убедимся, что долгое время профессиональная редакторская деятельность имела отраслевую, предметную направленность. На протяжении XIII, XIX и большую часть XX веков художественную литературу выпускали сами писатели и литературные критики, а научную – специалисты соответствующих отраслей. Функционально редактирование довольно долго не рассматривалось как профессиональная работа, т.е. преобразование рукописи в книгу считалось задачей издателя, а редактурой мог заниматься любой грамотный человек[33].

На факультете редакционно-издательского дела (РИФ) одной из первых была создана кафедра издательского дела и редактирования. И она же стала первой в стране кафедрой, которая начала заниматься редактированием как профессией. За годы своего существования она выросла в ведущий центр обучения редакторских кадров для отрасли, в ведущий научный центр по разработки теоретических и практических проблем книгоиздания и редактирования. Начало теории редактирования положили труды, посвященные стилистической и литературной обработке текста, т.е. обучение студентов было направлено, прежде всего, на овладение ими основ русского литературного языка.

Бесспорно, процесс обучения редакторов-издателей того периода кардинально отличается от наших дней. Если в первые годы на практических занятиях основное внимание уделялось подготовке авторского текстового оригинала, то в дальнейшем, шаг за шагом, расширяется арсенал методов, которыми в процессе обучения овладевает студент. К анализу фактического материала текста и внесения правки в рукопись добавляются анализ издания в целом и произведения как его основы, разработка концепции, модели издания и издательской программы. Постепенно высшее образование становится нацеленным не только на передачу знаний, но и на развитие творческого потенциала личности, на формирование её готовности к творческой самореализации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.