Сделай Сам Свою Работу на 5

Научно-исследовательский Институт Книговедения





3.1. Этапы организации и деятельность НИИ

Одним из первых советских научных учреждений в области книговедения стал Ленинградский Научно-Исследовательский Институт Книговедения. Его возникновение было следствием процесса упорядочения книговедческих научных исследований и систем книжного дела в стране.

С образованием в Москве центральной книжной палаты в августе 1920 года на нее была возложена задача библиографической регистрации всех произведений печати. Петроградской книжной палате были переданы функции научно-библиографического учреждения, и она в скором времени была переименована в Петроградский институт книговедения с функциями библиографирования произведений печати и устройством курсов книговедения, находящихся в ведении Государственного Издательства. По этому постановлению ИК состоял из следующих отделов: 1) отдел библиографирования книг, 2) отдел библиографирования и описания периодических изданий, 3) биографический отдел, т.е. отдел собирания био- библиографических и иконографических материалов о деятелях науки и литературы в России, 4) справочная библиографическая библиотека, 5) музей книговедения, 6)курсы книговедения. Деятельность этого научно-исследовательского учреждения в 1920-1925 годы можно отнести к первому этапу в истории института.



Второй этап начинается с 1925 года, когда институт был преобразован в Научно-Исследовательский Институт Книговедения при Государственной Публичной Библиотеке, являющейся чисто исследовательским книговедческим центром. И только с 1929 года до самого своего закрытия в 1933году институт, уже отделенный от публичной библиотеки, стал существовать как самостоятельное учреждение[8].

 

Оценивая значение деятельности Института для развития советского книговедения, необходимо отметить, что это было первое государственное книговедческое исследовательское учреждение, созданное при советском правительстве. Тематика его научных исследований охватывала широкий круг теоретических проблем и фактически все области практики книжного дела. Разрабатывая тематику, аспекты, направления исследований и практических работ, институт подходил к пониманию «книги» и «книжного дела» комплексно и многопланово.



 

Со дня основания института функционировали консультационно-справочное библиографическое бюро, библиографическая библиотека, работавшая на базе ценнейшего библиографического собрания Венгерова.

 

Исследовательская работа института осуществлялась несколькими секциями. Определяющую роль играла секция теории, методологии и истории книговедения, которой руководил А.Г. Фомин. В неё входили четыре комиссии: по теории книговедения, по истории книги, по методологии библиографии, по подготовке кадров, которая с 1931 года существовала как самостоятельный сектор, а в 1927 при институте была организована аспирантура.

 

Значительную работу развернула комиссия по книгораспространению. Было предпринято экспериментальное изучение книжного рынка и книготорговой сети, пропаганды и рекламы книги, спроса различных категорий покупателей на издания различных видов для оптимизации книготорговой работы, возможностей и форм использования библиографии в книжной торговле. Был разработан ряд программ по курсам «Книгораспространение в системе массовой политпросветработы» и «Экономика и планирование книготорговли». Реальные практические результаты этих исследований были довольно ограничены из-за того, что институт не располагал достаточными материальными возможностями.

С момента отделения в 1929 году института от государственной публичной библиотеки в качестве самостоятельного научно-исследовательского учреждения, в его работе появилась ясно выраженная тенденция к темам производственного характера. Главным сектором в институте постепенно делался полиграфический. Библиографические темы вовсе были исключены из плана, исторические и теоретические были отодвинуты на задний план. После последней реорганизации института в начале 1932 года его основными секторами стали: полиграфический, редакционно-издательский и книготорговческий.



Эти три сектора фактически представляли зародыши трех самостоятельных институтов. Но и только, так как без лабораторий, оборудования, квалифицированных научных сил, конечно нельзя было организовать настоящей научной работы в этих областях.

Вопросом подготовки кадров занималась 3 секция НИИ теории и истории книговедения. Исследования проводились по следующим темам[9]:

· Потребность в книжных и газетно-журнальных кадрах (изучение материалов управления по делам печати и других ведомственных учреждениях; определение по этим материалам потребности в кадрах по отдельным специальностям и по ступням образования);

· план удовлетворения потребности в кадрах (учет наличности кадров по отдельным специальностям; обследование этих кадров в связи с вопросом переподготовки; учет подготовляемых кадров; изучение и оценка существующей сети профобразования);

· учебные планы и программы (установление круга книговедческих дисциплин в зависимости от типов учебного заведения; разработка учебных планов для разных типов школ и курсов и типовых учебных программ по отдельным дисциплинам; разработка методики составления руководств и учебников по книжно-газетному делу);

· подготовка преподавателей и учебных пособий (вопрос подготовки педагогов; составление учебных пособий по отдельным дисциплинам).

3.2. Курсы книговедения

До октябрьской революции в России не существовало широко представленной специальной подготовки работников типографского, издательского и книгопродавческого дела. Большинство ограничивалось лишь практической выучкой «в мальчиках», приобретая таким путем лишь технические навыки, обязательные в этих отраслях книжного дела. Необходимого же знания в области книговедения у них не было. Но после революции началась новая эпоха небывалого культурного строительства страны. Работники книги, вызвали к себе должное внимание соответствующих учреждений, которые направили свою инициативу на организацию специальной подготовки книжников по различным отраслям книжного дела, чтобы подготовить их для сознательного и успешного выполнения их важной культурной роли.

С 9 мая по 1 июля 1920 года впервые в России были организованы краткосрочные Курсы Книговедения, которые ставили своей задачей дать необходимую общую подготовку в области книговедения лицам, работающим или желающим работать во всех отраслях книжного дела. Учебный план данных курсов в целях ознакомления слушателей с существующими проблемами книговедения в целом обнимал собою 33 книговедческих предмета, причем на каждый курс было отведено только по 2 лекционных часа. Количество слушателей составляло 106 человек и это явилось показателем той назревшей общественной потребности в организации планомерной подготовки работников книжного дела, которая требовала своего удовлетворения[10].

Учитывая последнее обстоятельство, Институт книговедения пришел к заключению о необходимости сделать курсы постоянными. Госиздат одобрил это, однако денег на данное начинание отпущено не было, в силу чего курсы и не были обращены в регулярно действующие. За институтом закрепились следующие задачи: научная разработка вопросов книговедения во всем его объеме; библиографирование печатных произведений, популяризация вопросов книговедения и самое главное - подготовка работников книжного дела.

С января 1922 года Институт Книговедения переходит в ведение Главного Управления Научных Учреждений. Отделы, на которые делился институт, были уничтожены. С этого времени институт составил единое целое с тремя научно-вспомогательными учреждениями: библиотекой библиографических и справочных пособий, музеем книговедения, библиографической картотекой, библиотекой и архивом С.А.Венгерова, а также за институтом была сохранена организация постоянных Курсов Книговедения. С 1920-1926гг. Курсы книговедения стали самостоятельным подразделением. Затем в 1926 году они были преобразованы в Техникум печати с трехгодичным сроком обучения. Разработка общих вопросов книговедения, научное библиографирование печатных произведений, популяризация книговедческих дисциплин и подготовка работников книжного дела – вот та обобщенная формулировка, которая определяла целевую установку Института до фактического преобразования его в научно-исследовательское книговедческое учреждение. Именно здесь стали готовить специалистов среднего звена для издательств, полиграфии и книжной торговли[11].

В результате перехода к НЭПу с 14 мая до 10 сентября 1922 года функционировали вторые курсы книговедения. Количество учебных часов возросло от 83 до 150. Программа курсов была построена уже из 40 предметов, объединенных в следующие циклы: 1) Общие лекции. 2) книгопроизводство. 3)книгораспространение. 4) книгоописание и классификация книг. 5) обзор литературы по отдельным отраслям знаний и вопросов. Данные курсы прошли 96 слушателей, из которых почти 50% составляли практические работники книжного дела.

Однако проблема состояла в том, что два указанных созыва курсов книговедения имели одну и ту же установку на общее ознакомление слушателей со всею широтой проблем в области книговедения. При таком многообразии предметов и ограниченности времени на их прохождение, естественно, не было возможности для углубленной и специальной подготовки слушателей в различных отраслях книжного дела. Курсы имели значение скорее просветительно-популяризаторское, чем практическое.

Но по мере развития книжного дела и роста требований со стороны самих слушателей, Институт Книговедения при организации следующих курсов поставил перед ними рядом с теоретическими и чисто практические задачи. Практический уклон Курсов Книговедения ещё более четко был представлен в 1924-1925 (с 15 декабря по 30 июля), целью которых было поставлено: 1) углубление интереса к книге в широких массах населения; 2) содействие подготовки кадра будущих научных работников в области книговедения; 3)ознакомление слушателей с методами и приемами, необходимыми для работы библиографов, индексаторов, каталогизаторов и других категорий высшего технического персонала библиотек, книжных складов и книготорговых заведений. В учебных планах данных Курсов, помимо лекционных занятий, которым придавался лабораторный характер, были введены и практические занятия семинарского типа по таким предметам, как Библиография, Библиотечная техника, Десятичная классификация.

Третьи курсы, длившиеся с 24 ноября 1923 года по 21 февраля 1924 года, имели уже переработанную программу, применительно к современным требованиям науки о книге. Учебный план был представлен 4 циклами: 1) «История книги», 2) «Современная книга», 3) «Активная работа с книгой», 4) «Дополнительные курсы» (посвященные библиографическим обзорам и характеристике главнейших направлений в основных отраслях наук). По окончанию учебных занятий на курсах были устроены зачетные письменные работы и коллоквиумы. Число слушателей, выдержавших испытания и окончивших данные курсы, составляло 72 человека.

С 15 января 1926 – 30 июля 1926 года были проведены пятые по счету 6-ти месячные Курсы Книговедения. В учебный план входили общеобразовательные предметы из области политпросветработы и общего книговедения (Политграмоты, Методы и формы политпросветработы в книжном деле, Библиология, Подготовка работников в книжном деле в СССР и на Западе). Также был ряд специальных теоретическо-практических курсов, разбитых на три отдела: Книговедение (история издательства и книжной продукции, история техники и типографского дела, организация и техника издательского дела и проч.), Библиография (исторический обзор, библиография книговедения за годы революции, библиография ленинизма и проч.), Печать (история и современное состояние журналов и газет, законы о печати и авторское право в СССР и за границей, учреждения и организации, ведающие делом печати и проч.). Проведение данного учебного курса происходило отчасти лекционным путем, а по некоторым предметам семинарско-лабораторным способом при помощи экскурсий в типографии, издательства, библиотеки, бумажные фабрики. По окончанию обучения были проведены экзамены по «политграмоте», «истории книги», «истории издательства и книжной торговли до революции и после переворота», «методам и приемам распространения произведений печати», «типографскому делу», «библиографии», «библиотечному делу». Окончили курсы 42 человека.

Таким образом, краткосрочные Курсы книговедения, в конечном счете, превратились в постоянно-действующее учебно-вспомогательное учреждение Института Книговедения. И с этого момента началась подготовка кадров, обладающих правильными методическими навыками и для научных работ по книговедению, и для практической деятельности в области книжного дела.

3.3. Техникум Печати

Техникум Печати, организованный в 1926 году, являлся научно-вспомогательным учреждением НИИ Книговедения и представлял единственное в СССР профессиональное учебное заведение с 3-х годичным курсом обучения, имеющее своей целью теоретическую и практическую подготовку специалистов средней квалификации в области газетно-журнального и книжного дела. Число слушателей техникума составляло 200 человек. Во главе Техникума стоял заведующий 2 секции НИИ П.И. Болдин. Руководство учебной частью Техникума выполнял ученый секретарь НИИ Л.В. Булгакова.

Техникум Печати включал в себя 2 отделения: Газетно-Журнальное и Книжное. На газетно-журнальном отделении слушатели Техникума могли приобрести теоретические знания и практические навыки для работы в качестве репортеров, выпускающих, литературных сотрудников, правщиков и секретарей отделов газет, инструкторов и других работников среднего масштаба в области газетно-журнального дела. На курсах, входящих в специальный цикл для газетно-журнального и книжного отделений, обучали основам газетно-журнального дела, теории и практики типографского дела, военной печати, развитию газет и журналов, иностранной печати, печати СССР, формам газетного изложения, редактированию и правке газетного материала, истории рабочей печати России, организации редакции и массовой работы печати, технике газетного дела, газетному хозяйству, истории публицистики[12].

На книжном отделении готовились редакционно-издательские работники (литературные правщики, секретари издательских отделов, технические редакторы, книжные корректоры); книготорговые работники (квалифицированные сотрудники книжного прилавка, отборщики и приемщики книжных складов, библиографы-классификаторы, инструкторы по книгораспространению и т.п.). Специальный цикл Книжного Отделения включал в себя следующие предметы: 1) введение в изучение книжного дела; 2) теория и практика типографского дела; 3) основы книжной торговли; 4) библиотечное дело; 5) история книги, издательств и книжной торговли на Западе и в России; 6) история книги в СССР; 7) теория и практика технического оформления книги; 8) корректура; 9) экономика книги, методы пропаганды и активной книготорговли; 10) библиография.

Учебный план Техникума Печати строился с расчетом, чтобы наряду со специальными занятиями повысить общеобразовательный и политический уровень знаний слушателей. Поэтому в него входят 2 цикла предметов[13]:

· общеобразовательные (обществознание, естествознание, математика, русский язык, литература).

· специальные (по газетоведению и журналистике, по общему книговедению, книгопроизводству и книгораспространению).

Что касается методов проведения учебного плана, то в основу преподавания было положена лабораторная система, но некоторые предметы проводились путем практикумов, семинариев и, в незначительной части, лекционным порядком. В практику лабораторного плана входило обучение слушателей в специально оборудованной Типо-лаборатории, которая являлась мастерской не только для показа типографской техники, но и для непосредственной работы в ней учащихся. Именно учащиеся своими силами выпускают в ней печатное учебное двухнедельное издание Техникума «Книга и Газета» и выполняют практическое задание по техническому оформлению книги. Помимо своей учебно-вспомогательной функции, Типо-лаборатория являлась местом экспериментальных исследований отдельных процессов книгопроизводства, осуществляемых научными сотрудниками НИИ[14].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.