Сделай Сам Свою Работу на 5

Московский Книжный техникум





4.1. Общее положение книжной торговли в 1920-е гг.

В этой главе, в первую очередь, будут рассматриваться вопросы, связанные с подготовкой кадров для книжной торговли.

В России у представителей различных сословий издавна была тяга к книге. Постепенно развивалась и совершенствовалась книжная торговля. С середины 17 века появляется книгоношество, в основном в губерниях, а в крупных городах книгами торговали главным образом на рынках. В Москве, например, их предлагали на Спасском мосту (у нынешних Спасских ворот Кремля), у стен Китай-города.

Огромный вклад в дело распространения книги в 19 - начале 20 вв. внесли Ф.Ф.Павленко, А.Ф. Смердин, М.О.Вольф, И.Д.Сытин, А.С.Суворин и другие. Появилось много книжных магазинов в разных городах страны. Начинают издаваться первые отраслевые журналы: «Книжный вестник», «Вестник книгопродавцев». Уже позже, в первые годы советской власти, кроме стационарных магазинов, распространение книг и брошюр в небольших городах и селах велось в агитпоездах, на агитпароходах.

До Октябрьской революции, да и до конца 1920-х годов, не было профессиональных учебных заведений, готовящих кадры книжников. Обучение новых работников имело форму индивидуального ученичества. Но создание разветвленной системы книжной торговли вызвало необходимость значительного расширения подготовки квалифицированных кадров[15].



Уже в 1920-е годы крупные книговеды и библиофилы страны Г.И. Поршнев, Н.Н. Накоряков, М.Б. Вольфсон стали поднимать вопрос о создании учебных заведений по подготовке специалистов книжного дела.

В 1926-1927 учебном году начинает работать Книготорговое училище («Книгоуч»), выпускники которого направлялись на работу продавцами книжных магазинов, упаковщиками на книжные склады и базы.. Окончившие начальную школу (4 класса) занимались в училище 3 года, а семилетнюю – 2 года[16].

 

4.2. «Книгоуч» и Книжные Курсы в Москве

Как мы уже поняли, за короткий отрезок времени, с 1926 по 1927 гг., основную работу по подготовке квалифицированных кадров книжного дела проводила система образования, созданная «Книгоучем». Однако это было не единственное заведение, занимающееся краткосрочной подготовкой книжных кадров.



Гораздо раньше (в 1923г.) открылись многолюдные книжные курсы, которые являлись обязательным звеном в короткой цепи профессионального образования советского книжника. Но практика показала, что на этих курсах не столько учились, сколько агитировали за необходимость преобразование книжного дела. В этом же году начал свое существование Книжный техникум. Для него была выработана более тщательная программа, ограничен контингент учащихся, введены приемы испытания для поступающих. Срок обучения составлял два года. К сожалению, техникуму не удалось удержаться на высоте профтехнического образования, и был произведен только один выпуск в количестве 32 человек[17]. Из-за своей организационной слабости это учреждение было закрыто. Однако техникум выпустил ряд подготовленных кадров и укрепил мысль о необходимости профессиональной подготовки работников книги.

В 1926 году уже на базе системы образования «Книгоуча» начали свою работу новые книжные курсы. По содержанию программы, по методам проработки и по количественному составу учащихся – это были краткосрочные «ремонтные курсы», т.е. их главной задачей являлась переподготовка работников книжных предприятий. В 1927 году открылись третьи по счету курсы, преследующие, по сути, те же самые цели и задачи: они не столько учили книжному делу, сколько «ремонтировали» работников, попавших в него без должной подготовки, отставших от современных методов работы с книгой. Тем не менее, было и одно отличие – Книжные курсы 1927 года расширили цикл теоретических предметов, а именно: впервые, С.Ф. Чефранов читал лекцию, посвященную редакционно-издательскому делу. В общем курсе лекций на данный предмет отводилось 10 часов[18].



Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что все вышеперечисленные курсы, не исключая «Книгоуча», являлись некой базой, объединяющей теорию и практику книжного дела, учебу и работу в производстве 1920-х гг. Между тем, они могли готовить и выпускать только технический персонал для издательств, книжных складов и магазинов (кладовщиков, продавцов, заведующих различными отделами). Для подготовки действительно высококвалифицированного специалиста в области издательского и книжного дела, требовалось учебное заведение совершенно иного уровня, которое сосредоточило бы изучение всего книжного дела не только в теории, но и на практике.

4.2. История становления Книжного техникума

Московский книжный техникум им. Луначарского был создан решением Совнаркома РСФСР в 1928 г. В разные годы образовательное учреждение носило различные названия, но неизменными оставалась эмблема в форме раскрытой книги и слово «книжный» в заглавии. 15 октября состоялось открытие техникума, который имел два отделения: издательское и книготорговое, образованные на базе «Книгоуча» и кратковременных курсов[19]. Это, несомненно, был шаг вперед в сфере книготоргового образования. Однако из-за финансовых трудностей в стране форма обучения была вечерняя четырехгодичная. На учебу направлялись молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, имеющие практический опыт работы в книжных магазинах, издательствах, на книжных складах. В основном это были члены партии, комсомола. В 1928-1929 учебном году были приняты на учебу всего 40 москвичей.

В течение всего учебного года в техникуме шла профориентационная работа для выявления желающих в нем учиться. С 15 по 25 августа проводились приемные экзамены. Подготовка и проведение нового набора всегда освещались в отраслевых изданиях, в частности, в журнале «Советская книготорговля». В первые годы после открытия техникума предпочтение отдавалось абитуриентам, имеющим практический опыт работы, детям книжников, а также школьникам-книгоношам. Для тех, кто не имел в достаточном объеме общеобразовательных знаний, были открыты подготовительные курсы. В 1929-1930гг. кроме москвичей, впервые стала набираться молодежь с периферии. В связи с этим было организовано общежитие. Поскольку форма обучения была вечерняя, то молодые люди днем работали в книжных магазинах Москвы, а потом шли на занятия[20].

Приблизительно с 1931 года по 1949 гг. Московский книжный техникум находился в ведении КОГИЗа. Следует сделать небольшое отступление. В 1930 г. при Наркомпросе РСФСР было создано Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). В свою очередь, в системе ОГИЗа работало книготорговое объединение государственных издательств (КОГИЗ), имевшее в своем составе отдел кадров, который в дальнейшем стал разрабатывать, наряду с другими, вопросы книготоргового образования, а также осуществлять руководство книжными техникумами[21]. В 1930-е гг. в России они (техникумы) открылись в Ленинграде, Иркутске, Ульяновске, Ростове-на-Дону, на Украине (г. Харьков), в Белоруссии (г. Минск). И первый директор московского техникума, П.А. Виноградов, был одним из руководящих работников сначала планового сектора, затем сектора кадров ОГИЗа. Впрочем, более подробная информация об ОГИЗе и его связь с подготовкой редакционно-издательских кадров будет раскрыта в другой главе моей работы.

Начиная с 1930-х гг., сокращается срок обучения в Московском книжном техникуму с 4 до 2-3 лет, а также открывается дневное отделение. Это нашло свое отражение в выступлениях сотрудников и публикациях в СМИ. Так, в начале 1930г. журнал «На книжном фронте» поместил статьи заведующего учебной частью В.Е. Грановского «О переходе Московского книжного техникума на 3 года обучения» и «Вечерний техникум надо превратить в дневной» [См. В.Е. Грановский// «На книжном фронте». 1930, №4. С.7-8; №5. С.32-34.].

В этом же году данное учебное заведение было реорганизовано в Книжный политехникум с дневным и вечерним отделениями, готовящий специалистов по трем направлениям: товароведение книги, подписные издания, издательское дело. Интересно отметить, что уже в то время были сформулированы многие положения подготовки специалистов по данным направлениям, не потерявшие актуальности до настоящего времени: «…По линии книготорговой: знать и отчетливо понимать роль печати и книготорговли; …полное и своевременное обслуживания потребителя; изучение профиля рынка, картины потока книжной продукции, …научная проработка книги, особенности оформления книготорговой продукции…»[22] и многое другое.

В 1931 г. состоялся первый выпуск вечернего отделения Московского книжного политехникума и распределение на работу в качестве инструкторов и заведующих магазинами. В удостоверении об окончании книгораспространенческого (так оно называлось) отделения значилась квалификация «техник книжного дела». В 1933 году состоялся первый выпуск дневного отделения (100 человек). Многие в дальнейшем закончили вузы. Сразу отмечу, что данный книжный техникум не давал высшего образования в книжной сфере. Однако, в отличие от краткосрочных курсов, это заведение обладало большими преимуществами в области книготоргового образования, отличалось высоким уровнем подготовки педагогического состава и хорошо продуманной учебной базой.

Интересно то, что техникумом была налажена прочная связь с практикой книжного дела. Например, один из первых выпускников, Александр Павлович Буковский, с 1932г. стал заведующим производственным обучением техникума, а впоследствии – директором «Книгоуча»[23].

Добавлю, что практика в МКТ была обязательной, и большую роль в разработке её программы принадлежит М.И. Воронкову.

Практика проводилась в 3 этапа (3-ий, 4-ый, 6-ой) семестр:

1) в крупных городских магазинах в качестве младшего продавца;

2) на периферии в качестве помощника заведующего магазином. Время проведения обычно выпадало на весну, на период посевной компании, поэтому практиканты часто устраивали читки газет, журналов, книг на полевых станах;

3) на периферии в качестве помощника заведующего районным отделением книжной торговли.

4.3. Педагогический состав и изучаемые дисциплины

С первых дней открытия техникума преподавателями были известные книговеды того времени, люди с большим опытом работы в отрасли, но не имевшие необходимой методической основы.

Начиная с 1933 г. преподавательский состав техникума стал утверждаться сектором кадров КОГИЗа. Тот, кто не имел высшего образования, должен был поступить в вечерний или заочный вуз.

В первые годы работы техникума многие преподаватели специальных дисциплин не были в его штате, а приглашались из отрасли только для проведения занятий. Однако в 1931-1932 учебном году при книжном политехникуме были организованы 8-месячные педагогические курсы для его выпускников, где изучались история педагогики и психология. Педагогическую практику выпускники проходили в самом техникуме, там же работали некоторые бывшие учащиеся: Л.Я. Рабин, А.И. Гольдин, С.В. Копчёнов, М.А. Скундин.

Приведу пример: Лев Яковлевич Рабин с 1921 г. связал свою жизнь с книгой. Сначала он был продавцом книжного магазина в городе Вятке, затем – студентом вечернего отделения Московского книжного техникума; налаживал книжную торговлю в Иркутске, преподавал, воевал, работал в Московском книжном политехникуме, где возглавлял одну из цикловых комиссий, читал курс «Экономика и планирование книжной торговли». Л.Я.Рябин был автором учебника, учебного пособия, программ, методических разработок по предмету, ряда статей в отраслевых журналах[24].

Этим дело не ограничивается. Коллектив преподавателей спецдисциплин состоял из крупнейших представителей отрасли. Так, Г.И.Поршнев – известный журналист, библиограф, книговед – преподавал предмет «Актуальные методы продвижения книги»; Н.В. Здобнов, конечно же, вел «Библиографию», Н.Н. Накоряков – один из организаторов книгоиздательского дела в стране – «Основы редакционно-издательского дела».

Проблемы книготоргового обучения поднимались на страницах многих отраслевых журналов и газет: «На книжном фронте», «Журналист», «Советский книжник» и проч. С первых лет существования техникума на страницах этих периодических изданий развивалась полемика по поводу формирования и совершенствования учебного плана. На первое место, конечно, выдвигалось определение перечня предметов, знание которых необходимо будущему книжнику.

В учебном плане книжного техникума на 1931-1932 учебный год были выделены 4 цикла: Общественно-политический, общеобразовательный, военный (физкультура, военные науки), специальный. Специальный цикл имел 29 предметов, некоторые из которых были небольшими, например: «Периодика и её роль в соцстроительстве» (14 часов), Работа с культтоварами» (16 часов), «Ассортимент военной литературы» ( 18 часов). Это были первые шаги по накоплению практического опыта[25].

Один из руководящих сотрудников сектора кадров КОГИЗа, М. И. Воронков, педагог по образованию, возглавил группу по разработке Положения о книжном техникуме, Типового учебного плана, программ и других материалов. Он ясно понимал необходимость реорганизации преподавания спецдисциплин, так как сам занимался не только теоретическими проблемами, но и читал в Московском техникуме курс лекций по «Основам книготорговой работы»

19 сентября 1932г. состоялось совещание работников книжного образования, на котором с докладом «Основы строительства книжного профобразования» выступил М.И. Воронков. Тезисы этого доклада легли в основу построения нового цикла уже на 1932-1933 учебный год. Вместо 29 предметов стало 8 укрупненных дисциплин (См. Приложение).

Кроме того, к циклу спецдисциплин был отнесен предмет «Техчас». Были четко сформулированы задачи этого курса: «… а) пополнить знания учащихся свежим техническим материалом, данными о новейших достижениях книготорговли и новых директивах руководящих издательских и книготорговых органов, словом, всем тем, о чем стало известно после проработки основного курса учебного плана; б) знакомить студентов с работой и достижениями передовых книготорговых организаций и предприятий, с выдающимися образцами рационализации книжного дела; в) прививать студентам книжную культуру, любовь к книге и книжному делу, закреплять и развивать склонности отдельных студентов к работе с определёнными разделами литературы; г) приучать студентов вести исследовательскую работу в области книготорговли» [Воронков М. Книжные техникумы КОГИЗа. М., 1934. С.231]

Уже в первых типовых программах, разработанных к 1934 г., прослеживались межпредметные связи и единение теоретического и практического обучения, чего как раз таки и не хватало краткосрочным книжным курсам.

Занятия с первым набором учащихся проводились ещё без типового учебного плана, пособий, и не было единого толкования места конкретного предмета в процессе обучения, высказывались разные мнения о проведении производственной практики. Что касается учебных пособий, то с 1934г. начинается большая работа в этом направлении. Например, в 1940 г. вышли из печати книги «Художественная литература: пособие к изучению ассортимента» Б.Г. Резниковой. В помощь учащимся печатались конспекты лекций, например: Скундин М.А. «Планирование книготорговли». Ежегодно с 1935 по 1940 гг. выпускался «Справочник для поступающих в книжные техникумы КОГИЗа».

4.4. Расширение деятельности Московского техникума

С каждым годом возрастали требования к подготовке кадров отрасли. В 1934г. на базе Московского книжного политехникума был создан учебный комбинат, включавший в себя «техникум», «Книгоуч», курсы переподготовки. Возглавил его Б. Г. Константинопольский. Обучение шло по двум специальностям: « Организация книжной торговли» и «Товароведение книги». К 1939-1940 учебному году добавилась профессия плановика. За время работы комбината, с 1934 по 1941 гг., техникум ежегодно выпускал до 120 человек, «Книгоуч» - 100, курсы - 30 человек. Выпускники в основном направлялись на работу в городские и районные книжные магазины всей страны.

В 1939 г. при учебном комбинате началось обучение сотрудников КОГИЗа: директоров книжных магазинов, товароведов, плановиков (без отрыва от производства).

Преподаватели старались передавать своим студентам знания, прививать любовь к книге. Из воспоминаний выпускников первых лет (к сожалению, они сохранились в виде небольших статей в отраслевых журналах и газетах), становится ясно, что техникум не только давал специальность, но и воспитывал любовь и уважение к профессии.

Таким образом, уже в предвоенные годы в техникуме сложилась стройная система подготовки специалистов, опять же подчеркиваю, среднего звена книжной торговли. Были определены основные предметы подготовки, их содержание, отрабатывались методика преподавания, создавались программы и учебные пособия. Система не идеальная, с ошибками и упущениями, но именно она положила основы дальнейшего развития книготоргового образования в СССР.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.