|
Типичные следственные ситуации начального этапа расследования экологических преступлений.
Типичные следственные ситуации по делам об экологических преступлениях можно классифицировать по различным основаниям.
По объему информации, имеющейся у правоохранительных органов: 1) известны и место, и источник загрязнения; 2) известна только загрязненная зона, а источник загрязнения не установлен; 3) известен источник загрязнения, но загрязненная зона еще подлежит установлению.
По источнику получения информации о преступлении: 1) информация получена от органов экологического контроля (данный случай характеризуется существенным объемом полученной информации: правоохранительным органам известны и источник загрязнения, и зона загрязнения, и причина загрязнения, и последствия загрязнения, и объем причиненного ущерба, и ответственные лица и т.д.); 2) поводом для возбуждения уголовного дела послужили сообщения граждан, общественных отечественных и зарубежных организаций, публикации в средствах массовой информации (как правило, объем получаемыми следственными органами в данной ситуации информации несколько мал. В подобных сообщениях зачастую отражается только информация о факте загрязнения и его последствиях); 3) непосредственное обнаружение события преступления правоохранительными органами (например, природоохранной прокуратурой) или органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
По времени, прошедшему с момента загрязнения: 1) факты загрязнения окружающей среды обнаружены непосредственно сразу после выбросов; 2) с момента загрязнения до момента обнаружения прошел достаточно продолжительный промежуток времени.
Возбуждению уголовного дела может предшествовать предварительная проверка, в ходе которой происходит изучение поступившей первичной информации (сообщений граждан, организаций и органов экологического контроля с прилагающейся документацией), следствие получает информацию о технологических процессах, используемых на предприятии, способах и технологии очистки, производится осмотр места загрязнения и источника загрязнения, истребуется технологическая документация предприятия, документация о ремонте очистных сооружений и т.д.
Планирование первоначальных следственных действий осуществляется с учетом двух аспектов: объема имеющейся у следственных органов информации и необходимости срочного пресечения преступной деятельности. При наличии достаточного объема информации для возбуждения уголовного дела и необходимости безотлагательных действий предварительная проверка сокращается до минимума, производится осмотр места происшествия (загрязненная зона, источник загрязнения), выявляются и допрашиваются причастные лица, производится выемка производственной и технологической документации, приказов руководства, документации о работе очистных сооружений, выполнении профилактических мероприятий и ремонте, документации о принятых организацией мерах к устранению загрязнения, назначаются необходимые экспертизы и т.д.
В случае необходимости получения дополнительной информации проводится в полном объеме предварительная проверка, оперативные мероприятия (опрос граждан, живущих в близлежащих домах, получение проб, наблюдение и т.д.), изымается документация об экологическом правонарушении у органов экологического контроля, а также документация о предшествующих экологическому преступлению предписаниях органа экологического контроля об устранении нарушений природоохранного законодательства, производится осмотр места происшествия, определение загрязненной зоны и источника загрязнения и их осмотр, получение объяснений и допрос причастных лиц, изъятие и изучение технической документации на предприятии, назначение экспертиз и т.д.
Основной спецификой на первоначальном этапе расследования характеризуется проведение осмотров места происшествия. Прибыв на место происшествия, следователь должен принять меры к прекращению загрязнения. Следователь должен определить последовательность осмотра. Необходимо проверить версию о возможности сброса (слива) загрязняющих веществ с транспортного средства и принять меры к обнаружению этого транспортного средства. Если известен источник загрязнения, то осмотр осуществляется в направлении от источника; если неизвестен, то осматривается зона загрязнения и определяется источник. К проведению осмотров необходимо привлекать специалистов-гидрометеорологов, представителей органа санитарно-эпидемиологической службы и иных специалистов соответствующих профессий. При осмотре необходимо использовать газоанализаторы. При осмотре загрязненной зоны необходимо определить вид осматриваемого объекта, его наименование, наличие специального режима охраны территории, особенности осматриваемого объекта, прилегающие к загрязненной зоне лесные и сельскохозяйственные объекты, строения и сооружения. При осмотре водоемов фиксируются: назначение, категория, степень прозрачности воды, наличие загрязняющих веществ в водоеме и на поверхности (например, наличие масляной или нефтяной пленки и т.д.), изменение окраски и гибель водной растительности, неправильное поведение рыб, количество мертвых рыб (если малое количество - пересчитать, если большое - определить относительное количество мертвых рыб на единицу измерения, например на м2). Берутся образцы погибших рыб и растений (не менее 5 экземпляров каждого вида), пробы воды из водоемов (по 5-6 проб: в месте сброса сточных вод; на 0,5-1 км выше и на столько же ниже), пробы вещества поверхностных пленок (при загрязнении нефтепродуктами - по 2-3 пробы в центре и по краям), пробы планктона. Для сравнения изымаются соответствующие контрольные образцы из других (не подвергшихся загрязнению) соседних водоемов.
При осмотре почвы определяются вид угодья, тип почвы, наличие и особенности загрязнений, их интенсивность, цвет, запах, глубина загрязнений, изменения окраски растений, количество погибших животных, ненормальное поведение животных и птиц и т.д. Берутся пробы почвы на разной глубине и разном расстоянии от источника загрязнения.
При осмотре загрязненной зоны обязательно фиксируются прозрачность воздуха, наличие посторонних запахов, показатели газоанализатора, берутся пробы воздуха (на высоте 1,5 м на разном расстоянии от источника загрязнения - с интервалом от 0,5 км до 1,5 км), осматриваются и фиксируются трупы животных и рыб, определяются их вид, количество, месторасположение относительно источника загрязнения, состояние глаз, рта, наличие рвотных масс и т.д.
При осмотре источника загрязнения желательно присутствие представителя объекта, осуществившего сброс (выброс), а также лиц, причастных к загрязнению. В ходе осмотра источника фиксируются: вид сооружения, его местоположение, применяемый метод очистки, конструктивное оформление очистных сооружений, их состояние, исправность, соответствие технической и проектной документации, наличие следов ремонта и т.д.
Производятся выемка и осмотр документов: технологической документации о производстве; проектной и регламентной документации очистных сооружений; приказов руководства по организации производственной деятельности и лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства; документация регистрации промышленных отходов; документы, отражающие обязанности работников и лиц, ответственных за соблюдение экологических требований; документов, отражающих лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха и сточных вод; документов, отражающих плановый и аварийный ремонт очистных сооружений; утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу; результаты предшествующих проверок, проведенных органами экологического контроля; предписания органов экологического контроля об устранении нарушений природоохранного законодательства и протоколы о совершении административных правонарушений в природоохранной сфере; результаты ведомственного расследования происшествия и др.
Допросы свидетелей и подозреваемых должны быть тщательно подготовлены. Следователь должен ознакомиться с изъятой документацией, стандартами, нормативами, инструкциями, правилами и иными нормами в рассматриваемой сфере, природоохранным законодательством, при необходимости - проконсультироваться со специалистами. Необходимо также собрать информацию о личности допрашиваемых. Должны быть допрошены: лица, сообщившие об экологическом преступлении; руководство виновной организации; лица, ответственные в организации за соблюдение экологических норм; лица, обслуживающие очистные сооружения и ответственные за их ремонт. В ходе допроса выясняется: состояние оборудования и очистных сооружений; кто дал указание на сброс (выброс) вредных веществ, проводился ли и в каком объеме ремонт очистных сооружений, причины аварийной ситуации на предприятии, по какой причине не были выполнены предписания органов экологического контроля, по какой причине произошло загрязнение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|