Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-тактические действия следователя, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними





Выдвижение и порядок проверки общих версий по делам несовершеннолетних подчиняются обычным правилам, поэтому остановимся на особенностях разработки типичных частных версий. Обоснованное выделение таких версий возможно на базе криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних и с учетом своеобразия предмета доказывания по данной категории дел.

Рассмотрим версии, которые могут быть выдвинуты в ходе расследования преступлений.

Версия 1. Преступление совершено подростком.

В подавляющем большинстве случаев появление такой версии возможно уже на первоначальном этапе расследования. Основанием для ее выдвижения служат: показания свидетелей. В том числе очевидцев; результаты осмотра места происшествия; показания потерпевших. Кроме того, в качестве такого основания могут выступать сведения о похищенном имуществе, способе и месте совершения преступления, характере расследуемого преступления, оперативные данные. Пути разработки этой версии определяются с учетом данных криминалистической характеристики о преступлениях несовершеннолетних.

Версия 2. Подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления.



Как отмечалось, совершение преступления обычно закономерно вытекает из предыдущего поведения подростка и редко бывает случайным эпизодом в его биографии. Поэтому необходимо при расследовании преступления, совершенного подростком, выдвигать версию о совершении им других преступлений и проверять сообщения и заявления, по которым не установлены виновные лица, для выявления аналогичных происшествий и установления причастности задержанного несовершеннолетнего к совершению этих преступлений. Проверка данной версии приводит к необходимости использовать рекомендации методики расследования преступлений прошлых лет.

Версия 3. Преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники).

Такая версия выдвигается недостаточно часто. Нередко при отработке данной версии соучастие в преступлении взрослых не устанавливается. Однако в п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ указывается, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним устанавливается влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Разработка этой версии предполагает тщательное исследование механизма преступления, проверку возможности его совершения в одиночку, анализ связей подростка. Сведения о совершении преступления подростком в соучастии получают в результате оперативно-розыскной деятельности, при допросах свидетелей, потерпевших, осмотре места происшествия и из других источников.



О наличии взрослых соучастников могут свидетельствовать: хищение товаров, представляющий интерес, прежде всего для лиц зрелого возраста; значительные размеры похищенного; ухищренные способы проникновения в помещение (применение специально изготовленных приспособлений, отмычек); обнаружение на месте происшествия следов, вещей, предметов, указывающих на пребывание там взрослых.

Версия 4. Существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком (вовлечение в пьянство, развратные действия, притоносодержательство и так далее).

Проверка этой версии проводится в основном в ходе установления причин и условий, способствующих совершению преступления подростком, а также делает необходимым изучение его окружения.

Версия 5. Подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления.

Самооговор среди несовершеннолетних встречается достаточно часто, что объясняется особенностями психологии подростков:

– внушаемостью;



– стремлением проявить себя, казаться самостоятельным, взрослым, поддержать авторитет в группе, взять на себя вину других;

– склонностью к отстаиванию ложных показаний из-за нежелания «выдать» соучастника, прослыть «доносчиком», выглядеть в глазах допрашивающего лгуном;

внесением в показания элементов игры и озорства.

Самооговор может быть вызван принуждением, дачей показаний под воздействием страха или из боязни соучастников или заинтересованных лиц.

Наиболее распространенным видом самооговора является признание несовершеннолетнего обвиняемого в совершении ряда преступлений, к которым в действительности он не причастен.

Для проверки данной версии необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушений, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.

Версия об оговоре выдвигается чаще, чем версия о самооговоре. Нередко причины оговора коренятся в забвении тактических рекомендаций по проведению следственных действий с участием несовершеннолетних. От следователя требуется уделять особое внимание проверке показаний несовершеннолетних, их сопоставление с другими доказательствами.

Версия 6. Несовершеннолетний обвиняемый страдает расстройством психической деятельности.

При проверке состояния психического здоровья несовершеннолетнего обвиняемого следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напротив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребования справок из психоневрологических диспансеров). В случае получения сведений о наличии у несовершеннолетнего обвиняемого расстройства психической деятельности, независимо от степени его выраженности, необходимо назначить судебно-психиатрическую экспертизу.

Кроме того, могут быть выдвинуты частные версии о местах нахождения похищенного:

1. Несовершеннолетний сам носит похищенные предметы одежды (кожаную куртку, кроссовки и так далее)

2. Часть аудио – видеотехника хранится у несовершеннолетнего дома. Объясняется ее появление «выгодной» покупкой или временным использованием с разрешения кого-либо из друзей;

3. Похищенное имущество находится в подвалах или на чердаках домов того микрорайона, где проживает несовершеннолетний;

4. Похищенное имущество продано в коммерческие ларьки. Данная версия хотя и реальна, но фактически крайне трудна в плане проверки, так как киосков в настоящее время очень много подростков стараются реализовать похищенное в наиболее отдаленных от места происшествия районах;

5. Похищенные золотые украшения проданы скупщикам в местах их постоянного нахождения;

6. Украшения (бижутерия, парфюмерия) подарены знакомым девушкам.

Указанные версии достаточно типичны, однако это вовсе не означает, что следователь в обязательном порядке должен выдвинуть их по каждому расследуемому делу. Решение данного вопроса во многом будет зависеть от специфики следственной ситуации. В то же время в зависимости от конкретных обстоятельств дела, наряду с перечисленными, могут выдвигаться и другие версии.

Особенности организации расследования преступлений несовершеннолетних во многом связаны с особым значением, которое уголовно-процессуальное законодательство придает обстоятельствам, подлежащим установлению по делам данной категории. Такими обстоятельствами являются:

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетних;

4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников;

5) способность несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий, если есть данные о его умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием.

Перечисленным далеко не исчерпывается круг обстоятельств, имеющих значение по делам о преступлениях несовершеннолетних. Установление этих элементов предмета доказывания требует в данном случае предельной внимательности. Специфика такой деятельности отчасти рассмотрена применительно к разработке следственных версий. Поэтому подробнее остановимся лишь на особенностях изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого и факторов, способствующих совершению преступления.

Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого состоит в исследовании значимых для расследования и профилактики демографических, социальных, психических, анатомических и физических качеств, свойств и признаков. Основными целями изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого являются:

– уяснение его роли в совершении преступления, определение виновности и степени ответственности;

– решение вопроса о необходимости проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и экспертиз;

– установление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

– оказание воспитательного воздействия на подростка и выбор других направлений профилактической работы.

Для изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого могут быть использованы как процессуальные (следственные действия, истребование документов, экспертизы), так и процессуальные (оперативно-розыскные мероприятия, обследование условий жизни, беседы) средства.

Полнота установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, во многом зависит от знания следователем типичных криминогенных факторов по делам несовершеннолетних. Таковыми чаще всего являются:

1) семейная обстановка (аморальное и противоправное поведение членов семьи), отсутствие контроля родителей за поведением подростка;

2) пробелы учебно-воспитательной работы по месту учебы подростка;

3) издержки в организации воспитательного и трудового процесса по месту работы несовершеннолетнего;

4) изъяны в работе государственных и общественных органов, призванных формировать и осуществлять молодежную политику в данном регионе;

5) недостатки в деятельности органов, на которые непосредственно возложена борьба с подростковой преступностью;

6) действия взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность;

7) аморальное и противоправное поведение потерпевших.

В зависимости от того, какие криминогенные факторы выявлены в ходе расследования по конкретному уголовному делу, определяются адресаты мер профилактического воздействия. Обычно следователь направляет представления по месту работы родителей правонарушителя, по месту работы или учебы несовершеннолетнего, в органы, курирующие работу с подростками. Следователь составляет также справки-характеристики, готовит сообщения в подразделения профилактики правонарушений несовершеннолетних и в комиссии по делам несовершеннолетних при местных администрациях. Полезны выступления перед коллективом, сообщения в печати, по радио и телевидению.

Таким образом, наряду с общим для каждого уголовного дела мероприятиями, в планах расследования преступлений несовершеннолетних должны предусматриваться действия, направленные на установления упомянутых выше обстоятельств и проверку типичных версий. При этом необходимость проведения некоторых из них (допросов родителей, педагогов и других лиц, располагающих необходимой информацией) непосредственно определяется уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, планируется обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, истребование имеющих значение для дела документов (характеристик с места учебы или работы несовершеннолетнего обвиняемого, справок из ОППН и комиссий по делам несовершеннолетних). По результатам расследования составляет справка-характеристика на несовершеннолетнего обвиняемого.

В связи со спецификой подростковой психологии и морально-этических представлений, распространенных в среде несовершеннолетних с асоциальным поведением, чаще обычного приходится предусматривать специальные нормы по предотвращению попыток расправиться со свидетелями и потерпевшими.

С учетом психофизических особенностей несовершеннолетних не рекомендуется планировать на один и тот же день проведение с их участием нескольких следственных действий, тем более требующих значительного нервно-психического напряжения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.