Сделай Сам Свою Работу на 5

Оказание органом дознания содействия следователю при производстве им следственных действий





Органы дознания могут оказывать содействие следователю, когда он привлекает их к участию в следственном действии (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

Потребность в привлечении указанных лиц к участию в том или ином следственном действии возникает:

• когда следователь один не может эффективно осуществить данное действие;

• когда при подготовке и в ходе следственного действия необходимы вспомогательные мероприятия, производство которых является функциональной обязанностью органа дознания.

Сотрудникам органа дознания, приглашенным следователем для участия в следственном действии, может быть поручено:

а) при осмотре места происшествия — обследование отдельных участков местности, помещений и объектов, опрос очевидцев;

б) при обыске — поиск разыскиваемых объектов самостоятельно или совместно со следователем;

в) при производстве следственного эксперимента, опознания — руководство определенной группой участников следственного действия.

Кроме того, следователь может возложить на них организацию и реализацию мер процессуального принуждения, а также мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений порядка на месте проведения следственного действия:



а) участие в операции по задержанию вооруженного преступника, его преследованию;

б) привод лица, уклоняющегося от явки к следователю;

в) охрана места происшествия или места производства обыска;

г) пресечение возможного сопротивления обыскиваемого и наблюдение в ходе обыска за его поведением и поведением членов его семьи;

д) охрана участвующего в следственном действии обвиняемого, содержащегося под стражей;

е) предупреждение нежелательных действий агрессивно настроенного обвиняемого при предъявлении его для опознания или на очной ставке с ним.

Создание следственной группы, к работе которой привлекаются оперативные работники органов дознания (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).

Создание следственной группы является наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Она состоит из следователей и оперативных работников органов дознания.



Следственная группа создается постановлением прокурора или начальником следственного отдела. В постановлении указывается состав следственной группы, ее руководитель, цель создания, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности.

Существуют различные виды следственных групп:

а) дежурные следственные группы для осмотра места происшествия и для работы «по горячим следам». Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и сменяются по установленному графику. Обязанность такой группы — провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия;

б) группы по раскрытию определенных видов преступлений (краж, разбоев, убийств и др.). Такая группа носит постоянный характер и специализируется на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;

в) группы по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными группировка ми. В состав данной группы могут входить оперативные работники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

г) группы по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав группы носит переменный характер, по ходу расследования в него могут включаться оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, следователи;

д) группы по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступлениях определенного вида (например, «серийных» преступлениях).



Непроцессуальных форм взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органамидостаточно много. Самые типичные из них:

1. Консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в оказании помощи следователю при подготовке им следственных действий, при составлении процессуальных документов, при оценке результатов проведенного следственного действия.

2. Совместная информационно-аналитическая работа, совместное выдвижение следственных и оперативно-розыскных версий.

3. Совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

4. Взаимный обмен информацией о результатах следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и др.

Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное — способствовать быстрому и успешному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

72. Понятие, принципы и элементы планирования расследования преступлений.

Планирование расследования — деятельность, направленная на определение задач, которые предстоит решать в процессе расследования, логическую разработку системы действий, позволяющей решить поставленные задачи с оптимальным распределением времени, сил и средств.

Планирование расследования происходит на основе следующих принципов.

· Динамичность — процесс планирования идет постоянно, план расследования может меняться, уточняться, дополняться при поступлении новой информации.

· Индивидуальность — связана с неповторимостью каждого из расследуемых преступлений, которая должна учитываться при составлении плана расследования. Личность следователя, ее особенности также обуславливают индивидуальность расследования.

· Конкретность — четкая формулировка задач, отсутствие расплывчатых формулировок, указание на конкретные сроки, место исполнения задач плана и исполнителя поставленных задач.

· Реальность — поставленные задачи должны быть реальными, учитывать имеющиеся временные и кадровые ресурсы.

Планирование как процесс можно разделить на несколько этапов:

1) планирование первоначального этапа расследования;

2) планирование последующего этапа расследования;

3) планирование заключительного этапа расследования.

Планирование расследования по уголовному делу представляет собой многоэтапный процесс, в котором можно выделить ряд общих структурных элементов. К ним относятся получение исходных данных, определение задач расследования, совокупности следственных действий и розыскных мероприятий, необходимых для их решения, установление очередности, сроков и исполнителей намеченных действий и мероприятий, оформление плана расследования.

· Получение исходных данных означает анализ материалов уголовного дела для формирования четкого представления, какие судебные доказательства имеются в наличии, какие из них требуют дальнейшей проверки, как добыть новые доказательства. Далее необходимо ознакомиться с новыми данными, полученными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, и выяснить, какие методические материалы и рекомендации приведены в криминалистической литературе для использования опыта расследования уголовных дел соответствующей категории.

· Определение задач расследования — это уяснение фактов и обстоятельств, которые следует установить в целях объективного разрешения уголовного дела. Логическая основа для этого — выведение следствий из выдвинутых по делу версий. Достоверное установление наличия или отсутствия таких фактов и позволяет решить, какая из выдвинутых версий истинна, а какие следует признать ошибочными. Одновременно могут быть предусмотрены и некоторые другие задачи.

· Определение необходимой совокупности следственных действий и розыскных мероприятий происходит с учетом расследуемого уголовного дела. При этом нужно учитывать такие рекомендации:

1) план расследования по делу надлежит составлять с таким расчетом, чтобы намеченные процессуальные действия и оперативные мероприятия гарантировали глубокую проверку всех выдвинутых следственных версий, решение всех предстоящих задач;

2) в план включаются только те действия, которые гарантируют достижение объективного результата;

3) запланированные следственные действия должны обеспечивать достоверное установление всех обстоятельств, составляющих предмет доказывания по расследуемому уголовному делу.

· Установление последовательности, сроков и исполнителей намечаемых следственных действий и оперативных мероприятий должно обеспечить параллельную отработку выдвинутых версий и завершение расследования в установленные сроки. Необходимо своевременно учитывать характер и значение планируемых действий по обнаружению и закреплению вещественных доказательств, которые могут быстро измениться либо исчезнуть, чтобы помешать подозреваемому или обвиняемому скрыться от следствия и суда, а тем более совершить новые преступления.

При планировании расследования предусматриваются формы участия общественности в раскрытии преступления, розыске виновного лица, выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступления.

· Оформление плана расследования. Планирование — это мыслительная деятельность следователя, определяющего задачи расследования и способы их решения, расстановку сил и средств. Его результатом обычно является письменный план расследования. В ходе планирования по сложным уголовным делам для накопления и систематизации информации составляются и некоторые вспомогательные документы. В органах, оснащенных электронно-вычислительной техникой, информацию вводят в память компьютера.

Единой и общеобязательной формы плана расследования нет. Иногда его составляют в виде перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с указанием решаемых задач, исполнителей и сроков исполнения. Этому предшествует краткое изложение фабулы дела. Чаще план оформляется в виде таблицы, состоящей из нескольких колонок. В левой (первой) указывается проверяемая версия, затем обстоятельства, подлежащие выяснению, и далее по порядку:

1) наименование следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия;

2) срок и очередность производства;

3) исполнитель;

4) отметка о достигнутых результатах.

Вспомогательные документы, облегчающие планирование и учет проделанной работы, бывают нескольких видов. Наиболее распространены схемы связей и так называемые аналитические справки (иногда их именуют лицевыми счетами).

Схемы связей составляются по многоэпизодным групповым делам. Они помогают систематизировать и с помощью условных обозначений наглядно показать, кто из соучастников в каком эпизоде преступления был задействован. Схемы позволяют, например, проследить движение предметов контрабанды от момента их ввоза на территорию страны до момента сбыта, что нередко делается через цепочку посредников. Следователь по схеме видит, какие эпизоды отработаны, а какие нуждаются в дополнительной проверке. Это облегчает составление плана, анализ дела и определение его перспективы.

В ходе следствия возникает надобность систематизации данных о преступлениях каждого лица, проходящего по делу. Информация поступает из разных источников, сведения бывают довольно обширными и противоречивыми, а потому разобраться в них далеко не просто. В таких случаях следователь на каждое проходящее по делу лицо заводит учетный лист («лицевой счет»). В него в порядке поступления заносятся все данные на конкретного субъекта с указанием их источников.

Систематизированная в одном документе информация о конкретном обвиняемом облегчает оценку степени доказанности его вины, исключает поиск данных среди обширных материалов дела, нередко многотомного. Это важно для конкретизации направления дальнейшего расследования. Весьма полезен такой документ, когда формулируется обвинение, в особенности — составляется обвинительное заключение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.