САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
дисциплины «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ»
Для специальности 350800 (032001)
«Документоведение и документационное обеспечение управления»
Санкт-Петербург
СОСТАВИТЕЛЬ (СОСТАВИТЕЛИ):
Л.Б.Егорова, кандидат филологических наук, доцент
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры социологии и управления персоналом ________ ______________ 2007 г. протокол № _____
Заведующий кафедрой С.С. Бразевич /__________________ /
Методические рекомендации к семинарским занятиям
Тема 1. Предмет, содержание, задачи курса и методы его изучения
(2 часа)
Цель заниятия:раскрыть сущность, содержание, функции и структуру документоведения как науки о способах создания, функционирования и хранения документов в обществе, установить связь документоведения с другими научными дисциплинами.
После изучения данной темы студенты должны:
· составить представление о документе как носителе информации;
· назвать основные понятия документоведения;
· определить объект, предмет, структуру, содержание и специфику документоведения как науки;
· выявить методы документоведческих исследований.
Основное содержание занятия
1.1. Оперативная, ретроспективная и перспективная среда существования документов.
1.2. Документоведение как научная дисциплина. Становление и развитие документоведения как науки. Практическое документоведение. Теоретическое документоведение.
1.3. Объект, предмет документоведения. Место документоведения в системе наук.
1.4. Методы документоведческих исследований. Общенаучные, частные и специальные методы.
1.5. Структура, содержание и задачи документоведения.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1) В каком качестве выступает документ в управленческой деятельности?
2) Что представляет собой оперативная, ретроспективная и перспективная среда существования документов?
3) Дайте определение документоведению как науке.
4) Когда и кем в России были предприняты попытки теоретического осмысления документационных процессов?
5) Что является объектом документоведения?
6) Что составляет предмет документоведения?
7) Какое место занимает документоведение в системе наук?
8) Назовите специальные методы научных исследований, которые применяются в документоведении?
9) Какие вопросы изучаются в общем документоведении?
10) Перечислите основные задачи специального документоведения?
11) Что изучает общее документоведение?
12) Что изучает специальное документоведение?
Литература
· Варадинов Н.В. Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел. - СПб., 1857.
· Зиновьева Н.Б. Документоведение. - М.: Профиздат, 2001. - 208 с.
· Кузнецова Т.В. История профессии документоведа в XIX - XX вв. //Делопроизводство. 2003, № 1. С. 74-77.
· Кушнаренко Н.Н. Документоведение. - Киев: «Знання», 2000. - 459 с.
· Ларин М.В. Развитие понятия «документ» //Делопроизводство. 2000. N 1. С.5-9.
· Ларьков Н.С. Документоведение: Учебное пособие. - М.: АСТ:Восток-Запад, 2006. - 427 с.
· Новосёлов В.И. Юридическая сила документа //Советские архивы. 1971. № 1. С.57-63.
· Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие. - Москва ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. - 288 с.
· Развитие советского документоведения (1917-1981 гг.). - М.: Главархив СССР, 1983. - 211 с.
· Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи //Документирование управленческой деятельности. - М., 1986. С.5-30.
Тема 2. Источники в документоведении (2 часа)
Цель занятия:ознакомиться с принципами классификации документоведческих источников, а также с основынми источниками документоведения.
После изучения данной темы студенты должны:
· иметь представление о законодательных и нормативных документах XVI - начала XX вв., советского периода;
· знать нормативно-методические документы Российской Федерации по вопросам документационного обеспечения управления.
Основное содержание занятия
2.1. Принципы классификация документоведческих источников. Законодательные акты, нормативные документы XVI - начала XX вв. Письмовники.
2.2. Документоведческие источники советского периода.
2.3. Источники документоведения Российской Федерации.
2.4. Периодические издания. Литература. Справочные издания.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1) Что Вы можете сказать о роли источников в документоведении?
2) По каким основаниям можно классифицировать источники документоведения?
3) К какой группе можно отнести источники, представляющие собой законодательно закреплённые правила и нормы работы с документами?
4) В каком году появилась ГСДОУ и что она собой представляла?
5) Назовите нормативно-методические документы Российской Федерации по вопросам документационного обеспечения управления.
Литература
· Зиновьева Н.Б. Документоведение. - М.: Профиздат, 2001. - 208 с. Ларьков Н.С. Документоведение: Учебное пособие. - М.: АСТ:Восток-Запад, 2006. - 427 с.
· Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие. - Москва ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. - 288 с.
· Развитие советского документоведения (1917-1981 гг.). - М.: Главархив СССР, 1983. - 211 с.
· Шепелев Л.Е. Проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов государственных учреждений 19 – начала 20 вв. // Источниковедение отечественной истории. - М., 1976. С.248-271.
Тема 3. Развитие понятия «документ» (2 часа)
Цель занятия:раскрыть социальную сущность документа, рассмотреть основные аспекты в определении понятия «документ», показать эволюцию понятия «документ».
После изучения данной темы студенты должны:
· объяснить социальную сущностьи документа;
· установить взаимосвязь понятий «документ» и «информация»;
· проанализировать употребление понятия «документ» и его синонимов;
· иметь представление о развитии понятия «документ»;
· проанализировать развитие термина «документ» в документоведении, государственных стандартах и законодательных актах.
Основное содержание занятия
3.1. Социальная сущность документа. Эволюция понятия «документ».
3.2. Правовой, управленческий, исторический аспекты в определении документа.
3.3. Расширение понятия «документ» с развитием науки и техники.
3.4. Определение документа в документоведении и других научных дисциплинах.
3.5. Определение документа в государственных стандартах и законодательных актах.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1) Какая информация определяет социальную сущность документа?
2) Что предопределило необходимость изучения документа с точки зрения его социальной сущности и информационной природы?
3) Почему и в какой последовательности происходило выделение основных аспектов в определении понятия документа?
4) Что ознаменовало собой появление письменности?
5) Когда и в каком значении появилось слово «документ» в русском языке?
6) Как определяется термин «документированная информация» в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»?
7) Дайте определение понятию «реквизит» в соответствии с Госстандартом.
Литература
· Федеральный закон от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
· ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Госстандарт, 1998.
· Воробьёв Г.Г. Документ: информационный анализ. - М.: Наука, 1973. - 256 с.
· Илюшенко М.П. К понятию «документ» (Эволюция термина и предмет документоведения) //Советские архивы. 1986. № 1. С.26-31.
· Кушнаренко Н.Н. Документоведение. - Киев: «Знання», 2000. - 459 с.
· Ларин М.В. Развитие понятия «документ» //Делопроизводство. 2000. N1. С.5-9.
· Ларьков Н.С. Документоведение: Учебное пособие. - М.: АСТ:Восток-Запад, 2006. - 427 с.
· Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие. - Москва ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. - 288 с.
· Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи //Документирование управленческой деятельности. - М., 1986. С.5-30.
· Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учебное пособие. - Л., 1988. - 85 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|