|
Примерное распределение трудоемкости ТО
По видам работ в процентах (ОНТП-АТП-СТО-80)
Таблица 3.3
Виды работ
| ТО-1
| ТО-2
| Тип подвижного состава
| Легковые автомобили
| Автобусы
| Грузовые автомобили
| Прицепы и полуприцепы
| Легковые автомобили
| Автобусы
| Грузовые автомобили
| Прицепы и полуприцепы
| Диагностические
| 12…16
| 5…9
| 8…10
| 3,5…4,5
| 10…12
| 5…7
| 6…10
| 0,5…1,0
| Крепежные
| 40…28
| 44…52
| 32…38
| 35…45
| 36…40
| 46…52
| 33…37
| 60…66
| Регулировочные
| 9…11
| 8…10
| 10…12
| 8,5…10,5
| 9…11
| 7…9
| 17…19
| 18…24
| Смазочные,
заправочно-очистительные
| 17…21
| 19…21
| 16…26
| 20…26
| 9…11
| 9…11
| 14…18
| 10…12
| Электротехнические
| 4…6
| 4…6
| 10…13
| 7…8
| 6…8
| 6…8
| 8…12
| 1..1,5
| По обслуживанию системы питания
| 2,5…3,5
| 2,5…3,5
| 3…6
| -
| 2…3
| 2…3
| 7…14
| -
| Шинные
| 4…6
| 3,5…4,5
| 7…9
| 15…17
| 1…2
| 1…2
| 2…3
| 2,5…3,5
| Кузовные
| -
| -
| -
| -
| 18…22
| 15…17
| -
| -
|
Примечание. Суммарная трудоемкость ТО по каждому типу подвижного состава должна быть равной 100%.
Примерное распределение трудоемкости ТР
По видам работ в процентах (ОНТП-АТП-СТО-80)
Таблица 3.4
Виды работ
| Тип подвижного состава
| Легковые
автомобили
| Автобусы
| Грузовые
автомобили
| Прицепы
и полуприцепы
| Постовые работы
Диагностические
|
1,5…2,5
|
1,5…2
|
1,5…2
|
1,5…2,5
| Регулировочные
| 3,5…4,5
| 1,5…2
| 1,0…1,5
| 0,5…1,5
| Разборочно-сборочные
| 28…32
| 24…28
| 32…37
| 28…31
| Сварочно-жестяницкие
| 6…8
| 6…7
| 1…2
| 9…10
| Малярные
| 6…10
| 7…9
| 4…6
| 5…7
| ИТОГО
| 45…57
| 40…48
| 39…51
| 44…53
| Участковые работы
Агрегатные
| 13…15
| 16…18
| 18…20
| -
| Слесарно-механические
| 8…10
| 7…9
| 11…13
| 12…14
| Электротехнические
| 4…5,5
| 8…9
| 4,5…7
| 1,5…2,5
| Аккумуляторные
| 1…1,5
| 0,5…1,5
| 0,5…1,5
| -
| Ремонт приборов системы
питания
| 2…2,5
| 2,5…3,5
| 3…4,5
|
| Шиномонтажные
| 2…2,5
| 2,5…3,5
| 0,5…1,5
| 1,5…2,5
| Вулканизационные
| 1…1,5
| 0,5…1,5
| 0,5…1,5
| 1,5…2,5
| Кузнечно-рессорные
| 1,5…2,5
| 2,5…3
| 2,5…3,5
| 8…10
| Медницкие
| 1,5…2,5
| 1,5…2,5
| 1,5…2,5
| 0,5…1,5
| Сварочные
| 1,0…1,5
| 1...1,5
| 0,5…1,0
| 3…4
| Жестяницкие
| 1,0…1,5
| 1,0…1,5
| 0,5…1,0
| 0,5…1,5
| Арматурные
| 3,5…4,5
| 4…5
| 0,5…1,5
| 0,5…1,5
| Деревообрабатывающие
| -
| -
| 2,5…3,5
| 16…18
| Обойные
| 3,5…4,5
| 2,0…3,0
| 1…2
| -
| ИТОГО
| 43…55
| 49…63
| 47…63
| 45…68
|
Примечание. Суммарная трудоемкость ТР по каждому типу подвижного состава должна быть равной 100%.
В зависимости от метода организации ТО автомобилей возможно следующее распределение работ ТО-2:
- при выполнении ТО-2 на универсальных постах: 10% – в цехах, 65% на постах зоны ТО-2, 25% (смазочные и регулировочные работы) на постах линии ТО-1, которые в период работы зоны ТО-2 свободны, т.к. ТО-1 проводят в межсменное время;
- при выполнении ТО-2 на поточной линии: 10% – в цехах, 90% на постах линии ТО-2.
Работы по самообслуживанию также распределяют по видам в процентных соотношениях (см. табл. 3.5). Отдельные виды работ по самообслуживанию предприятия могут выполняться на соответствующих производственных участках. В этом случае при определении годового объема работ производственных участков следует учесть трудоемкость работ по самообслуживанию. На крупных АТП работы по самообслуживанию выделяют в самостоятельный участок – отдел главного механика (ОГМ).
Распределение работ самообслуживания
По видам в процентах
Таблица 3.5
Электромеханические
| 25,0
| Механические
| 10,0
| Слесарные
| 16,0
| Кузнечные
| 2,0
| Сварочные
| 4,0
| Жестяницкие
| 4,0
| Медницкие
| 1,0
| Трубопроводные (слесарные)
| 22,0
| Ремонтно-строительные
и деревообделочные
| 16,0
| ИТОГО
| 100,0
|
Расчет годового
Объема работ на СТО
Годовой объем работ станции по обслуживанию автомобилей может включать услуги по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке, выдаче и предпродажной подготовке автомобилей, работы по противокоррозийной обработке кузова. В зависимости от количества автомобиле-заездов в течение года годовой объем работ по ТО и ТР составляет:
Городские СТО.
1.
где: – средняя трудоемкость заезда, чел.-ч (~3,08 ч.);
– количество автомобиле-заездов (расчетное количество автомобилей, обслуживаемых за год) определяется по формуле:
где: d – число заездов на СТО, совершаемых одним автомобилистом в среднем за год (4…5 [2…5]);
– число автомобилей, принадлежащих населению данного населенного пункта:
где: А – численность населения данного населенного пункта, чел.;
m – число автомобилей на 1000 жителей по стране в среднем 50…70 автомобилей (Россия: 120 – 2001 г., Самарская область – 150; Сызрань - 160).
Годовая производственная программа (заданное число комплексно обслуживаемых автомобилей) определяется следующим образом:
где: – число легковых автомобилей, принадлежащих населению данного города, поселка, села;
К1 – коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО (в городах с числом жителей ≥50 000 чел, К1=0,75…0,9; в более мелких населенных пунктах и сельской местности К1=0,25…0,50; по маркетинговым исследованиям – К1=0,25…0,35);
К2 – коэффициент, учитывающий увеличение парка обслуживаемых автомобилей за счет транзита (К2=1,1…1,2);
К3 – коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизации региона:
где: с – количество учитываемых лет;
ni – доля годового прироста автомобилей в данном населенном пункте или районе.
Производственная программа дорожной СТО рассчитывается на сутки и зависит от категории дороги (интенсивности движения по автомобильной дороге). Она определяется числом заездов NЗ:
где: nд – интенсивность движения на автомобильной дороге, зависит от категории дорог:
I - >7000 авто./сутки; II – 3000…7000; III – 1000…3000; IV – 200…1000;
V - <200 авто./сутки;
Примерное распределение общего числа заездов по типам автомобилей:
легковые ~70%; грузовые ~25%; автобусы ~5%.
Р – частота заездов в процентах от интенсивности движения: легковые автомобили 4…4,5% - для ТО и ТР, 5,5% - для уборочно-моечных работ; грузовые автомобили и автобусы 0,4…0,5% - для ТО и ТР, 0,6% - для УМР.
Годовой объем работ по ТО и ТР (чел.-ч) для заданного числа условных комплексно обслуживаемых автомобилей городских СТО определяют для автомобилей одной марки так:
2.
где: – число условных автомобилей, комплексно обслуживаемых проектируемой СТО в год;
LГ – среднегодовой пробег автомобиля, км (10000…15000 км);
tТО-ТР – удельная трудоемкость по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км, зависит от класса автомобиля и следующих факторов:
где: – нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000 км, (2…2,2 – особо малый класс, 2,3…2,6 – малый класс, 2,7…3 – средний класс автомобилей);
КП – коэффициент коррекции трудоемкости ТО и ТР в зависимости от числа постов (КП=1,05 (П<5)…0,8 (П>5));
КПР – коэффициент коррекции в зависимости от природно-климатических условий (КПР=0,9 (Теплые влажные)…1,3 (Очень холодные)).
Для определения коэффициента корректировки КП определяют сначала ориентировочное число постов, которое затем корректируется и уточняется.
Удельная трудоемкость, устанавливаемая отраслевыми нормативами технологического нормирования (ОНТП-01-91), предусматривает выполнение всех работ по ТО и ТР на станции технического обслуживания. На самом же деле на СТО выполняется лишь 25…35% трудоемкости ТО и ТР для отечественных автомобилей и 80…90% для иномарок. Остальная часть работ может выполняться самим владельцем автомобиля, либо с привлечением других, либо частично не выполняться. Поэтому в окончательном виде годовой объем работ должен быть скорректирован (по ТО и ТР).
Расчет годового объема работ по ТО и ТР для дорожных СТО ведется по каждому типу автомобилей по следующей формуле:
3.
где: – число заездов автомобилей данного типа на СТО в сутки;
ДРАБ.Г – число рабочих дней станции в году;
– средняя разовая трудоемкость одного заезда автомобиля на ТО и ТР (легковые автомобили 2…2,5 чел.-ч, грузовые и автобусы 2,8…3,6 чел.-ч).
В случае расширения, реконструкции или технического перевооружения автообслуживающего предприятия при известной численности производственных рабочих годовой объем работ по ТО и ТР определяется так:
4.
где: РШ – штатное число производственных рабочих, чел;
ФШ – годовой эффективный фонд времени штатного рабочего, ч.
При укрупненных расчетах на основании нормативов из “Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам” годовой объем работ СТО можно определить следующим образом:
5.
где: – трудоемкость обслуживания 1-го автомобиля (53,1 чел.-ч (1972)).
Общий годовой объем работ по обслуживанию и ремонту одного автомобиля в типовых проектах устанавливается по “Нормам технологического проектирования станций технического обслуживания легковых автомобилей” для мелких СТО – 64,5 чел.-ч, для средних СТО – 57,5 чел.-ч, для крупных СТО – 51,5 чел.-ч. При этом годовая трудоемкость ТО и ТР автомобилей ВАЗ принимается равной 36 чел.-ч, автомобилей АЗЛК – умножают на коэффициент 1,4; автомобилей ГАЗ – на коэффициент 1,25; автомобилей ЗАЗ – коэффициент 1,45.
Годовой объем уборочно-моечных работ (чел.-ч) определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей в год и средней трудоемкости работ в зависимости от типа автомобиля:
где: NЗ – число автомобиле-заездов на СТО за год;
– средняя трудоемкость УМР: городские СТО – 0,15 (о.м)…0,25 (ср.) чел.-ч; дорожные – 0,2 (л/а)…0,25 (г/а и автобусы).
Если на СТО уборочно-моечные работы выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг, то общее число заездов принимается из расчета одного заезда на 800…1000 км пробега автомобиля:
где: NЗ – число автомобиле-заездов;
LГ – среднегодовой пробег автомобиля;
l – норма заездов на станцию для УМР, км (800…1000 км).
Годовой объем работ по приемке-выдаче автомобилей (чел.-ч) определяется исходя их числа заездов на СТО в год и средней трудоемкости приемо-сдаточных работ:
где: NЗ – число заездов на СТО за год;
tПВ – средняя трудоемкость по приемке и выдаче, чел.-ч; городские СТО – 0,15 (о.м)…0,25 (ср.) чел.-ч, дорожные – 0,2 (л/а), 0,25 (г/а), 0,3 (автобусы).
Годовой объем работ по противокоррозийной обработке кузова автомобиля (чел.-ч) определяется исходя из числа заездов автомобилей на этот вид работ и средней трудоемкости этих работ. Частота проведения работ по противокоррозийной обработке составляет 3…5 лет, т.е. 0,2…0,3 раза в год. Трудоемкость работ по противокоррозийной обработке определяется по следующей формуле:
где: – число автомобиле-заездов на СТО в год;
tПК – средняя трудоемкость противокоррозийной обработки, чел.-ч;
tПК =3 чел.-ч.
Если на СТО предусмотрена продажа автомобилей, то в общем объеме выполняемых работ необходимо предусмотреть работы, связанные с предпродажной подготовкой автомобилей. Годовой объем данного вида работ определяется числом продаваемых автомобилей в год и трудоемкостью их предпродажной подготовки:
где: NП – число автомобилей, продаваемых на СТО за год;
tПП – трудоемкость предпродажной подготовки, чел.-ч; в среднем 3,5 чел.-ч на автомобиль.
Годовой объем работ по самообслуживанию СТО определяется по следующей формуле:
где: КС – коэффициент объема работ по самообслуживанию (КС=0,15…0,20) вспомогательные работы.
Кроме работ по ТО и ТР на АТП выполняются вспомогательные работы, объем которых составляет 15…20% от общего объема работ по ТО и ТР. В состав вспомогательных работ входят:
1. Работы по самообслуживанию (40…50%):
а) обслуживание и ремонт технологического оборудования зон и участков;
б) содержание инженерных коммуникаций;
в) содержание и ремонт зданий;
г) изготовление и ремонт нестандартного оборудования и инструмента.
2. Транспортные работы (8…10%);
3. Перегон автомобилей (14…26%);
4. Приемка, хранение и выдача материальных ценностей (8…10%);
5. Уборка помещений и территории (14…20%).
Эти работы выполняются либо в самостоятельных подразделениях (ОГМ), либо на производственных участках.
Расчет числа
Постов ТО и ТР на АТП
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|