|
социономических профессий (по типу «человек-человек»)
(С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова)
| | Уровни деформации
| Примеры
| | 1.
| Общепрофессиональные деформации
(типичные для работников одной профессии)
| синдром «асоциальной перцепции»,
для правоохранительных органов каждый граждани – нарушитель
| | 2.
| Специальные профессиональные деформации
(в процессе специализации по профессии)
| оперативный работник – подозрительность,
адвокат – профессиональная изворотливость,
прокурор - обвинительность
| | 3.
| Профессионально-типологические деформации
(обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности – темперамента, способностей, характера)
| - деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности - «сдвиг мотивов на цель»;
- деформации развивающиеся на основе способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных – комплекс превосходства, завышенная самооценка, гипертрофированный уровень притязаний;
- деформации обусловленные чертами характера – властолюбие, доминантность
| | 4.
| Индивидуализированные
деформации
(обусловлены особенностями работников различных профессий)
| Отдельные профессионально важные качества чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств- акцентуаций
Сверхответственность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм
|
Профессиональная деформация вызывает изменения, происходящие в структуре личности, ее направленности, качествах и способностях, а также изменения в мотивационной; эмоционально-волевой, коммуникативной, интеллектуально-познавательной сферах.
Структура личности
| Направленность
| Профессиональная компетентность (осведомленность, эрудированность)
| Качества и способности
| | Мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы)
| Социально-правовая компетентность
( ЗУН в области правовых норм, взаимодействие с людьми, владение приемами общения)
| Высокий уровень интеллектуального развития, и познавательной активности
| | Ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение)
| Специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению различных видов деятельности, умение решать типовые проф.задачи, оценивать результаты труда)
| Высокий уровень социальной культуры, социальной адаптации
| | Профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания, готовность)
| Персональная компетентность (способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации)
| Нервно-психическая устойчивость личности, стабильное эмоциональное функционирование
| | Социально-профессиональный статус
| Аутокомпетентность (адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках)
| Коммуникативная компетентность
| | Организованное управляемое поведение
|
Типы деформаций
| № п/п
| Типы
деформации
| Характерные признаки
| | 1.
| Собственно-профессиональная
деформация
| Использование в речи нецензурных выражений в общении
| | Использование бранных слов-кличек
| | Постоянное употребление жаргона, использование их в быту.
| | Скрытое или открытое пренебрежительное, враждебное отношение к людям
| | Проявление грубости.
| | Моральное и физическое унижение человеческого достоинства других.
| | Утрата чувствительности к человеческому горю, беде, переживаниям.
| | Притупление чувства личной опасности
| | 2.
| Должностная
деформация
| Чувство вседозволенности.
| | Неограниченность своих властных полномочий и возможностей.
| | Стремление к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия другого человека.
| | Амбициозность.
| | Проявление самодурства.
| | Нетерпимость к мнению других, критическим замечаниям.
| | Склонность к проявлению агрессивных действий.
| | Отсутствие умения видеть свои ошибки и признавать их.
| | Чинопочитание, угодничество, ориентация на руководящее мнение.
| | 3.
| Депривационная
деформация
| Направленность поступков на материальную выгоду.
| | Усвоение вредных привычек и зависимостей (злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами).
| | Потребности в неадекватном самоутверждении, самоактуализации, подкреплении властных полномочий
| | Нарушение законности
| | Совершение дисциплинарных поступков.
| | Наличие острых ситуаций в семейно-бытовых отношениях.
| | 4.
| Адаптационная
деформация
| Пассивное приспособление сотрудника к условиям службы.
| | Привыкание сотрудника к сложившимся в коллективе социально-психологическим отношениям.
| | Внешнее приспособление, чтобы не быть «белой вороной».
| | Безынициативность, выполнение работы только по приказу.
| | Отсутствие интереса к работе.
| | Условия блокировки развития профессиональной деформации
| | Повышение уровня социальной защиты сотрудников
| | Занятие спортом, организация досуга сотрудников
| | Четкость в определении должностных обязанностей сотрудников
| | Удовлетворенность режимом службы
| | Оказание конкретной помощи сотрудникам в разрешении их бытовых и семейных проблем
| | Укрепление уровня сплоченности (профессионального ядра) коллективов, включая развитие положительных традиций и обычаев
| | Создание благоприятных взаимоотношений с коллегами по работе
| | Стремление проявлять эмоциональную сдержанность
| | Стремление отстаивать свою точку зрения
| | Создание благоприятных предпосылок для служебного продвижения и личностного развития сотрудников
| | Консультирование сотрудников и членов их семей по вопросам обеспечения личной безопасности, разрешения конфликтных ситуаций и т.д.
| | Активный отдых сотрудников с частичным или полным изменением социального окружения (санаторно-курортного оздоровления)
| | Развитие профессиональных качеств, путем повышения образовательного уровня
| | Внимательное отношение к людям, проявление заботы о реализации актуальных потребностей сотрудников со стороны руководства
| | Повышение психолого-педагогической культуры сотрудника в рамках служебной подготовки,
| | Формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости
| | Развитие наставничества
| | Соблюдение законности
| | Умение прогнозировать и контролировать свои действия
| | Формирование широкого круга интересов и потребностей
| | Развитие интеллектуальных качеств и коммуникативных навыков
| | Проявление бдительности во время выполнения служебных обязанностей
| | Умение конструктивно разрешать острые ситуации и конфликты
| | Толерантность к недостаткам окружающих
| | Моральное и материальное вознаграждение
|
Раздел VII. Глоссарий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|