Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ КРИТИКИ В СПОРЕ





Критика-это обсуждение, разбор чего-либо с целью оценивать достоинства, обнаружить и исправить недостатки. Критику не следует путать с критиканством, т. е. очернением, осуждением, порицанием, дискредитацией кого-либо или чего-либо.

Поэтому критикующему запрещается:

1) сводить разговор к отрицанию: мало разрушить старое, нужно постараться построить новое или хотя бы указать пути к этому;

2)делать выводы, не зная всех обстоятельств;

3) лишать критикуемого возможности возразить;

4)унижать, критиковать в общем, критиковать можно только поступок, а не человека;

5)копить чужие недостатки, чтобы потом выйти с ними на публику;

6)возвращаться к прошлым грехам, когда дело исправлено;

7)преувеличивать недостатки, призывать к авторитетам, взывать к чувствам и искажать позиции.

 

ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА

Принциппредварительной подготовки к ведению спора: предварительная подготовка к ведению спора позволяет не только мобилизоваться, но и многое обдумать, смоделировать наиболее вероятный ход спора, сделать заготовки, собрать и осмыслить исходную информацию.

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим: противоположная сторона имеет право на свое мнение.



Принцип последовательного анализа альтернатив: любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения, но уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.

Принцип корректного ведения спора: чем корректнее суждения и действия человека, тем больше у него шансов на достойную победу над оппонентом.

Принцип «отстранения» в процессе ведения спора: давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированнее и аргументированнее говорит, а тот, кто, как бы со стороны наблюдая за ходом спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи.

Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора: например, преодоление установки на то, что противоположная сторона лучше подготовлена; страх выглядеть хуже, чем оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает суждения и действия человека.



Принцип поэтапного продвижения к истине: эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив имеет свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.

Принцип уважения личности оппонента: мыслям, осуждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли, и ни в коем случае оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной конструктивной критики: критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказывать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы.

 

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ

Конфликт (от лат. сonflictus-столкновение)- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликты – одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступают как объективная ситуация конфликта:

В структуре конфликта выделяются:

· Конфликтующие стороны;

· Предмет противоборства;

· Конфликтное действие;

· Конфликтное сознание;

· Средства и методы действия;

· Поле конфликта.

Субъектами конфликта в зависимости от его уровня выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты и пр.



Мотивационные конфликты – возникают из-за ущемления значимых для субъекта мотивов (например таких, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация).

Конфликты коммуникации – возникают, когда никто не решается на установление обратных связей с руководителем, т.е. никто не обращает внимание шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится не уверенным в себе.

Конфликты власти и безвластия – возникают в случае, если рабочей группой руководит слабый начальник, который, имея цели, не справляется с препятствиями на пути к их достижению. Постоянное стремление к новому и невозможность реализовать свои цели постепенно ломают человека, тормозят его развития. Конфликт висит в воздухе. Чаще всего расплачивается за это производство.

Внутриличностный конфликт – может принимать различные формы, например форму ролевого конфликта, когда к результату работы одного человека предъявляются противоречивые требования.

Межличностный конфликт – самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрения проекта.

Конфликт между личностью и группой – возникает тогда, когда личность не соблюдает принятые в группе нормы и игнорирует ее ценности. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое чрезмерное усердие как негативное поведение.

Межгрупповой конфликт – очень часто это конфликт между формальными и неформальными группами. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и не формальных. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельное обострение социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, в социальном конфликте противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.

Социальный конфликт всегда сопровождается особой социально-психологической атмосферой, которая получила название социальной напряженности. Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Социальная напряженность как эмоционально-психологическое состояние общества или части его возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противоречие никак не разрешается, переходя в тупиковую ситуацию, когда люди осознают расхождения между провозглашенными идеалами и целями общественного развития и его действительными результатами.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Распределение ресурсов- первейшая причина конфликта. Не случайно, когда люди мирятся, то они говорят: «Давай мириться! Нам же нечего делить!»

Взаимосвязь задач - как причина конфликта возникает везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы.

Различия в целях- существенная причина конфликта как для человека, так и для подразделений организаций. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения.

Различия в представлениях и ценностях- тоже важная причина конфликта, так как вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды , альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны по их мнению , благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в манере поведения и жизненном опыте часто провоцируют конфликт. Различая в жизненном опыте , ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации или плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или другие точки зрения.

80%конфликтов возникает помимо желания их участников. И главную роль в возникновении таких конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия, могущие привести к конфликту. Причём разжиганию конфликта способствует такая закономерность, как эскалакция конфликтогенов, т.е. на конфлитогенв наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным из всех возможных, испытываем желание «проучить» обидчика как можно сильнее, больнее, обиднее, проявляем ответственную агрессию. Первый конфликтоген часто бывает непреднамеренным, ситуативно случайным, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов- и вот уже конфликт на лицо.

Первый конфлитоген (ситуатывный) Более сильный ответный конфликтоген   Ещё более сильный ответный конфликтоген     конфликт

Возникновение непреднамеренного конфликта

Этот рисунок помогает понять, почему 80% конфликтов возникает самопроизвольно, без всякого желания всех ставших участниками конфликта и подсказывает пути предотвращения конфликтов:

1) Не употребляйте конфликтогенов, не говорите и не делайте того, что может задеть, обидеть собеседника;

2) Не отвечайте конфликтогеном на чужой конфликтоген- если не остановитесь сразу, то позднее сделать это будет практически невозможно- так стремительно нарастает сила конфликтогенов;

3) Проявляйте эмпатию к собеседнику, поймите его состояние;

4) Делайте как можно больше благожелательных обращений к собеседнику: дружеская улыбка, поддержка, уважительное отношение, сочувствие, похвала и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.