Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса
| Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата
| Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
|
| Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра
| Работа с ФГОС ВПО
|
| Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами
| Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
|
| Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей
| Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
|
| Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности
| Образовательные технологии
|
| Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности
| Виды, содержание, формы и средства контроля
|
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Источниковедение».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса ФГОС. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами.
Выбор методов и форм обучения может определяться:
· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;
· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
· временем, отведенным на изучение того или иного материала;
· уровнем подготовленности слушателей;
· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Источниковедение» является лекция. Лекционный материал служит основой для контрольных вопросов по программе курса.
Лекция с элементами проблемного изложения. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. В ходе проблемной лекции задача преподавателя состоит в том, чтобы создать ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивного восприятия – к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Лекция-диалог предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией с использованием различных дидактических приемов, что позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп лекции.
Примерные темы для проблемных лекций:
№ темы
| Тема
| Аудиторные часы
|
| Особенности корпуса источников XX в.
|
|
| Источники личного происхождения XX в.
|
|
Семинарские занятия занимают особое место в курсе «Источниковедение», что обусловлено теоретическим и прикладным характером курса. Семинарские занятия призваны стимулировать учебную деятельность студентов на овладение ими профессионально важными компетенциями в области документоведения и документационного обеспечения управления. Семинары-дискуссии, проблемные семинары, семинары-защиты рефератов, доклады-презентации как интерактивные формы проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы.
В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:
· Диспут по проблемным темам, например: проблемы понятийного аппарата в источниковедении новейшего времени.
· Выполнение творческой работы, например: а) подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия; б) написание реферата и его защита.
Примерный план проблемного семинарского занятия
Тема 12. Особенности источников личного происхождения в новейшее время
Время– 2 часа
Цель: рассмотреть основные проблемы изучения источников личного характера новейшего времени, их видового анализа и классификации.
Основные вопросы к семинару:
1.Особенности источников личного происхождения новейшего времени.
2.Советская, постсоветская и зарубежная мемуаристика, основные этапы развития и приемы источниковедческой критики.
3.Собирание, учет, хранение документов личного происхождения. Особенности тематики и авторского корпуса мемуаристов.
4.Публикация и значение источников личного происхождения в системе источников новейшего времени.
Методические указания: В процессе подготовки к занятию нужно выделить основные тенденции развития документов личного происхождения и факторы, обусловившие этот процесс; роль в нем роста осознанной социальной активности личности и повышения культурно-образовательного уровня общества. Далее следует рассмотреть социальные функции и особенности эволюции отдельных видов документов личного происхождения. Основные разновидности мемуарной литературы, дневников и частной переписки; степень участия представителей разных социальных групп в создании мемуарных текстов, дневников, эпистолярных источников.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:
ВПО– высшее профессиональное образование
ОК – общекультурная компетенция
ОКВ - общекультурная компетенция вузовская
ООП – основная образовательная программа
ПК – профессиональная компетенция
ПКВ - профессиональная компетенция вузовская
СРС – самостоятельная работа студентов
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
Разработчик:
Кафедра СиУП
| |
ст. преподаватель
| |
Майданов Н. П.
|
| | | |
| (место работы)
| | (занимаемая должность)
| | (инициалы, фамилия)
|
Приложение 1. План учета контрольных точек в ходе V семестра
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет социального управления
Кафедра социологии и управления персоналом»
Утверждаю
Заведующий кафедрой ___________С.С.Бразевич
ПЛАН КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
студентов группы по дисциплине «Источниковедение»
Vсеместр
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|