|
Тема 1. Теоретические основы источниковедения
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________Е.С. Ивлева
«____» _____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Для направления подготовки
Документоведение и архивоведение»
Профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения – очная
Санкт-Петербург
ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» и профилю «Документоведение и документационное обеспечение управления».
Обсуждено
на заседании кафедры социологии и управления персоналом
«__»________ 2012 г., протокол № __
Зав. кафедрой _________________ / С.С. Бразевич
ОДОБРЕНО
методическим советом факультета социального управления
«__»________ 2012 г., протокол № __
Председатель методического совета _________________ / Я.В. Кондратьева
СОГЛАСОВАНО:
Зам. проректора
по вузовскому образованию
О.Г. Смешко /____________/
Начальник методического отдела
Е.В. Новик /____________/
1. Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование студентом целостного представления об историческом источнике и его критическом анализе, понимание места дисциплины в системе других дисциплин, основных этапов развития исторических источников, их систематизации и методах формулярного анализа.
Задачи дисциплины:
· формирование основ теоретических знаний об основных понятиях и терминах источниковедения как науки, об основных тенденциях развития различных источников;
· ознакомление с основными источниками по отечественной истории и методами их изучения;
· формирование умений использования методов отбора и классификации различных типов источников и последующей обработки содержащейся в них информации;
· формирование профессиональных навыков источниковедческого анализа и синтеза; навыков практического источниковедения.
2. Место дисциплины в структуре ООП
«Источниковедение» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.13) ООП бакалавриата по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» (профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления»). Дисциплина адресована студентам третьего курса.
В методическом плане данная учебная дисциплина базируется на результатах освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «История», «Социология», «Философия», «Стилистика и литературное редактирование»; математического и естественно-научного цикла: «Информатика», «Основы информационной культуры»; профессионального цикла: «Документоведение», «Архивоведение».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
| ОКВ-4
| Способен к письменной и устной коммуникации, пониманию и анализу научной литературы по специальности на иностранном языке; умеет адекватно ориентироваться в стандартных бытовых ситуациях в иноязычной среде; владеет навыками общения на иностранном языке в сфере деловой коммуникации; владеет знаниями иностранного языка для обеспечения профессиональной деятельности.
| ОКВ-6
| Способен понимать сущность и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества; работать с компьютером, как средством управления информацией; владеть основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах; использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
| ПК-2
| Способен использовать теоретические знания и методы исследования на практике.
|
Студент должен:
знать
| общую характеристику грамматического строя изучаемого иностранного языка, орфоэпические и орфографические нормы, стандартные клише и выражения, употребляемые в типичных ситуациях общения, основы иностранного языка в сфере деловой коммуникации, необходимый лексический объем для осуществления профессиональной деятельности на иностранном языке
| ОКВ-4
| | принципы построения, состав, назначение аппаратного и программного обеспечения компьютера; основные понятия, принципы построения и организации корпоративных информационных систем, компьютерных сетей; назначение и функциональные возможности различных офисных программ; основные приемы алгоритмизации и программирования; основы обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях
| ОКВ-6
| | базовые термины и понятия, принципы , правила в области документоведения и архивоведения а также деятельности государственных учреждений России; специфические методы документоведения, архивоведения и специфику деятельности учреждений с различной формой собственности; характер проблем в документационном обеспечении управления; основные тенденции и проблемы российского и мирового документоведения и архивоведения
| ПК-2
| уметь
| осуществлять устную и письменную коммуникацию в типичных ситуациях общения, вести переписку личного характера и деловую переписку на иностранном языке, понимать на слух иноязычную речь в пределах изучаемого материала, осуществлять поиск информации в словарях и различной справочной литературе, читать и переводить со словарем и без него художественную литературу, публицистические тексты, Интернет-тексты и научную литературу
| ОКВ-4
| | использовать аппаратные и программные средства компьютера; работать в качестве пользователя персонального компьютера в различных режимах и с различными программными средствами; обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные с помощью электронных таблиц;; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях; выбирать адекватные угрозам информационной безопасности средства защиты
| ОКВ-6
| | диагностировать взаимосвязь документоведения и архивоведения с эффективностью работы организаций и предприятий; определять уровень своего профессионального мастерства в сфере документоведения и архивоведения; излагать и критически анализировать базовую информацию по дисциплинам направления и профиля; анализировать свои индивидуальные качества и эффективно использовать их в практической деятельности ДОУ
| ПК-2
| владеть
| навыками говорения и письма на иностранном языке, понимания на слух иноязычной речи, навыками перевода,навыками адекватного языкового поведения в типичных ситуациях общения и в сфере деловой коммуникации
| ОКВ-4
| | приемами создания сложных структурированных документов; поиска, сортировки и фильтрации данных; навыками работы в современной программно–технической среде; приемами работы с общими файлами в локальных сетях; навыками работы с инструментальными средствами обеспечения информационной безопасности
| ОКВ-6
| | навыками анализа теории и методики документоведения и архивоведения; анализа в области документоведения и архивоведения; эффективной организации и технологии ДОУ, кадрового делопроизводства; обеспечения информационной безопасности и защиты информации; навыками использования информационных технологий в ДОУ и архивном деле
| ПК-2
|
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПКВ-1, ПКВ-2, ПКВ-4, ПКВ-6, ПКВ-7 (согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
| ПКВ-1
| Владеет базовыми знаниями и навыками в области информационных систем‚ использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров.
| ПКВ-2
| Владеет знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения и способностью их широкого применения.
| ПКВ-4
| Владеет основами информационно-аналитической деятельности с различными источниками информации и способностью их применить в профессиональной сфере.
| ПКВ-6
| Владеет принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам и способностью анализа ценности документов с целью их хранения
| ПКВ-7
| Владеет навыками реферирования и аннотирования научной литературы, способностью ее использования для разных типов и видов публикаций‚ составления библиографических и архивных обзоров
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
| Наименование и (или) описание компетенции
| Код компе-тенции
| Знать
| назначение и виды информационных систем; структуры, конфигурации информационных систем, общую характеристику процесса проектирования информационных систем
| ПКВ-1
| | основные направления, проблемы теории истории и методы источниковедения; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
| ПКВ-2
| | знать теоретические и научно-методические основы классификации и экспертизы документов научно-информационной деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов
| ПКВ-4
| | профессиональную терминологию в сфере справочно-информационных средств к документам и ценности документов с целью их хранения; основные правила организации экспертизы ценности документов; основные правила организации справочно-информационного обслуживания
| ПКВ-6
| | основы документоведения, архивоведения и источниковедения; лингвистические и лексикографические аспекты аннотирования и реферирования; составные части обзора
| ПКВ-7
| Уметь
| анализировать предметную область; разрабатывать информационно-логическую, функциональную и объектно-ориентированную модели информационной системы
| ПКВ-1
| | работать с историческими источниками и их интерпретировать; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамик и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения
| ПКВ-2
| | подбирать источники и профессиональную литературу; использовать базы данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций
| ПКВ-4
| | анализировать ценность документов с целью их хранения; оформлять результаты экспертизы ценности документов; использовать в деятельности современные компьютерные технологии; составлять и вести справочно-поисковые системы (научно-справочного аппарата), учетных документов
| ПКВ-6
| | работать с различными типами (видами) источников; составлять библиографические и архивные обзоры; проводить правку документов
| ПКВ-7
| Владеть
| навыками формирования информационных систем; методами и средствами представления данных и знаний о предметной области; методологией разработки моделей и средствами разработки архитектуры информационных систем
| ПКВ-1
| | представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников
| ПКВ-2
| | навыками документирования управленческой информации, рационализации документооборота, технологии обработки документов с целью их сохранности и передачи на хранение; навыками работы в государственных, муниципальных, ведомственных архивах и архивах организаций
| ПКВ-4
| | навыками организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации; участия в работе по передаче документов в архив, включая экспертизу ценности документов; самостоятельной работы с информационными технологиями, применяемыми в деятельности современных организаций; применения правил, принципов, методов создания, внедрения, использования справочно-поисковых средств к документам
| ПКВ-6
| | навыками подготовки справочно-поисковых средств; реферирования и аннотирования научной литературы
| ПКВ-7
|
Освоенные студентом компетенции как результат процесса обучения дисциплине «Источниковедение» могут стать основой для изучения таких дисциплин как: «Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле» (Б.3.14), «Информационное обеспечение управления» (В.3.11), «Документная лингвистика» (В.3.3), «Дипломатика» (В.3.15), «Конфиденциальное делопроизводство» (В.3.9).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
Блоки
| 5 семестр
9 блок
| Аудиторные занятия (всего)
| 48/1
| 48/1
| В том числе:
| |
| Лекции
|
|
| Семинары
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 104/3
| 104/3
| В том числе: написание рефератов, подготовка слайдов, докладов к семинарским занятиям
|
|
| Курсовая работа
|
|
| Экзамен
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание тем дисциплины
Тема 1. Теоретические основы источниковедения
Предмет источниковедения: все типы и виды источников во всем многообразии их форм и содержания. Объект источниковедения – фиксированная речь. Отличия между языком устным и письменным. Понятия источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры. Междисциплинарные связи источниковедения. Задачи источниковедения. Методы источниковедения. Классификация источников по типам и видам.
Тема 2. Основные этапы развития источниковедения как научной дисциплины
Становление и развитие источниковедения как науки. Развитие теории источника. Проблема научной критики источников. Внешняя и внутренняя критика. Позитивистская концепция источника и ее научное значение. Современный уровень развития источниковедения как науки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|