Матрица разнообразия методов и форм обучения
Форма / Метод
| ОИ
| Р
| ИС
| Д
| ПС
| Лекция-информация
| +
| +
|
|
|
| Лекция-диалог
| +
|
|
| +
|
| Лекция-визуализация
| +
|
|
|
|
| Проблемная лекция
|
| +
| +
|
| +
| Семинар проблемный
|
|
|
| +
| +
| Защита рефератов
|
| +
| +
|
|
| Доклад-презентация
| +
|
|
| +
|
| Тестирование
|
| +
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
| +
| +
|
|
|
Формы организации и методы активного обучения:
Виды
учебной деятельности
| Формы организации занятий
| Виды учебных занятий
| Активные / интерактивные методы
| час
| %
| Аудиторные учебные занятия
| групповые
коллективные
| Лекция проблемная
|
|
| Лекция-диалог
|
|
| Лекция-визуализация
|
|
| Семинар проблемный
|
|
| Защита рефератов
|
|
| Доклад-презентация
|
|
|
|
| Семинар-дискуссия
|
|
|
|
| Тестирование
|
|
| ВСЕГО
|
| 50%
|
Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Источниковедение» в зависимости от дидактических целей используется метод презентации учебного материала с применением компьютерной программы MSPowerPoint. При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет реализации принципа наглядности в обучении.
Семинары-дискуссии, проблемные семинары, семинары-защиты рефератов, доклад-презентация как интерактивные формы проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.
10.3 Организация самостоятельной работы студентов
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 3 з. е. (104 часов).
Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с концептуальными основами источниковедения, изучают тенденции развития источниковедения как учебной и научной дисциплины, получают представление о методах источниковедческого анализа, исследуют специальные документы и дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к докладам и ответам на вопросы для семинарских занятий.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа реализуется:
· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях;
· в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
· в электронной образовательной среде СПБУУЭ;
· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.
Например, задание для самостоятельной работы по теме № 1:
Задание
| Обязательная часть
| Факультативная часть
| пороговый уровень
| продвинутый уровень
| Теоретические основы источниковедения
| Основные теоретические направления источниковедения
| Проблемы теории, методологии, критики, понятийного аппарата в источниковедении
| Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов на заданные темы,
· изготовление презентаций,
· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;
· работу с текстами и другими источниками, их конспектирование;
· текущее и итоговое тестирование.
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации - экзамену.
Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:
· реферата;
· сообщения;
· подготовки мультимедиа-презентации;
· творческая работа.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.
Для эффективной организации СРС необходимо:
· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.);
· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.
10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля
Для контрольного измерения результатов изучения курса «Источниковедение» вводятся три вида контроля:
· входной;
· текущий;
· промежуточный.
Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.
Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать:
· итоговый тест;
· творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;
· собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
· устный;
· письменный;
· с помощью технических средств и информационных систем;
· самоконтроль.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ и т.п.), проверку конспектов.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов и тестов, которые приводятся в учебной литературе.
Формы контроля включают:
· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
· собеседование;
· контрольные задания и работы;
· творческие работы;
· презентации средствами мультимедиа;
· тестирование;
· рейтинговое оценивание;
· курсовая работа;
· экзамен.
Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|