Сделай Сам Свою Работу на 5

Матрица разнообразия методов и форм обучения





Форма / Метод ОИ Р ИС Д ПС
Лекция-информация + +      
Лекция-диалог +     +  
Лекция-визуализация +        
Проблемная лекция   + +   +
Семинар проблемный       + +
Защита рефератов   + +    
Доклад-презентация +     +  
Тестирование   +      
Самостоятельная работа   + +    

 

Формы организации и методы активного обучения:

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Аудиторные учебные занятия групповые коллективные Лекция проблемная  
Лекция-диалог  
Лекция-визуализация  
Семинар проблемный  
Защита рефератов  
Доклад-презентация  
    Семинар-дискуссия  
    Тестирование  
ВСЕГО 50%

 

Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Источниковедение» в зависимости от дидактических целей используется метод презентации учебного материала с применением компьютерной программы MSPowerPoint. При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет реализации принципа наглядности в обучении.



Семинары-дискуссии, проблемные семинары, семинары-защиты рефератов, доклад-презентация как интерактивные формы проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.

 

10.3 Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 3 з. е. (104 часов).

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с концептуальными основами источниковедения, изучают тенденции развития источниковедения как учебной и научной дисциплины, получают представление о методах источниковедческого анализа, исследуют специальные документы и дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к докладам и ответам на вопросы для семинарских занятий.



Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа сту­дента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в электронной образовательной среде СПБУУЭ;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

 

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Например, задание для самостоятельной работы по теме № 1:



Задание Обязательная часть Факультативная часть
пороговый уровень продвинутый уровень
Теоретические основы источниковедения Основные теоретические направления источниковедения Проблемы теории, методологии, критики, понятийного аппарата в источниковедении

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов на заданные темы,

· изготовление презентаций,

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· работу с текстами и другими источниками, их конспектирование;

· текущее и итоговое тестирование.

 

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации - экзамену.

Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:

· реферата;

· сообщения;

· подготовки мультимедиа-презентации;

· творческая работа.

 

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.);

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

 

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

 

10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Источниковедение» вводятся три вида контроля:

· входной;

· текущий;

· промежуточный.

 

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать:

· итоговый тест;

· творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

· собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

 

Методы контроля:

· устный;

· письменный;

· с помощью технических средств и информационных систем;

· самоконтроль.

 

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ и т.п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов и тестов, которые приводятся в учебной литературе.

Формы контроля включают:

· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

· собеседование;

· контрольные задания и работы;

· творческие работы;

· презентации средствами мультимедиа;

· тестирование;

· рейтинговое оценивание;

· курсовая работа;

· экзамен.

 

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.