Тема 2.10. Источники личного происхождения XX в.
Мемуары - специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность. При этом документальность их основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий. Воспоминания помогают восстановить множество фактов, которые не отразились в других источниках. Мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события.
Необходимо учитывать 3 обстоятельства, качественно влияющие на воспоминания:
2. память, которая с годами, увы, слабеет;
3. особенности индивидуального психического склада, в силу чего человек помнит одно и забывает другое;
4. особенности условий, эпохи, когда создавались мемуары.
Эти особенности так или иначе, но обязательно накладывают отпечаток на мировоззрение автора, на степень правдивости, сокрытия или искажения тех или иных фактов. Вообще-то, это свойство всех мемуаров, но мемуаров советской эпохи особенно.
Воспоминания - это не только бесстрастная фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недостатки мемуариста невольно переносятся и на воспоминания. В противном случае мемуары безлики. Иногда в исторической литературе, в учебниках субъективность мемуаров если и не оценивается открыто как недостаток, то подразумевается. Однако иными мемуары быть не могут. Их субъективность есть объективно присущее им свойство.
Источники бывают письменными и устными. Письменными могут быть оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, листовки, сообщения периодической печати и пр. В военных мемуарах особенно много приводится штабных документов.
Не менее часто привлекаются устные источники. Нередко чей-то рассказ является единственным каналом знаний о том или ином факте. Основным источником остается память. И здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста и от его способности максимально точно передать читателю то или иное событие. Большое значение имеет время, прошедшее со времени события до повествования о нем мемуариста. Чем длительнее временное расстояние, тем большая вероятность искажения, утраты деталей, фамилий действующих лиц и т. д. Вместе с тем временная дистанция дает возможность спокойнее и объективнее оцепить прошлое, более взвешенно расставить акценты, выделить из частного главное.
Один из эффективных методов проверки полноты и достоверности мемуаров - их сопоставление с другими источниками, в которых описываемые события так или иначе пересекаются с событийной канвой анализируемых мемуаров.
Какое место занимают мемуары в ряду других источников? Нередко им отводят второстепенную роль, а то и вовсе низводят до иллюстративного материала. Значение мемуаров зависит от темы, к разработке которой они привлечены. Скажем, для написания биографии писателя, для воссоздания политической истории страны, для реконструкции какого-либо исторического факта мемуары - важный источник. Для создания широких социально-экономических полотен прошлого, описания массовых общественных движений, изучения истории народного хозяйства мемуары играют второстепенную (или даже третьестепенную) роль, уступая место статистическим данным, отчетам.
Надо помнить еще об одном обстоятельстве. Мемуары возникли как жанр художественной литературы, т.е. это материал не столько для исследований, сколько для чтения, часто занятного. Историки же, забывая об этом, подходят к мемуарам исключительно как к историческому источнику. Такой подход порождает претензии к мемуаристу относительно его попыток придать воспоминаниям черты занимательности. Не находит сочувствия и наличие эмоциональных впечатлений, равным образом и попытка анализа тех или иных событий. Историк требует только фактов. Это, конечно, его право, но есть и право автора иметь свой взгляд на прошлое.
По истории советского общества отложилось значительное количество самых разнообразных мемуаров. Их можно сгруппировать по определенным признакам. Так, воспоминания можно группировать по тематически-хронологическому принципу (воспоминания о революции, о событиях 20-30-х годов, об Отечественной войне), по происхождению (военные мемуары, театральные, воспоминания участников революции).
Можно сгруппировать их по разновидностям:
1. Собственно классические воспоминания.
2. Тематически формальные записи («Записки об А.Ахматовой» Л.К.Чуковской).
3. Сюжетные, или путевые, записи, по содержанию больше похожие на очерки.
4. Воспоминания, написанные с помощью анкет. Эти небольшие по объему воспоминания (3-5 стр.) написаны в 20-е годы. Малограмотным рабочим, крестьянам, солдатам «помогали вспоминать» свои впечатления о революции и гражданской войне сотрудники Истпарта, «Крестьянской газеты» под руководством Я.А.Яковлева. (Подобный метод перекликается с современной методикой устной истории.)
5. Мемуары, которые помогали и вспоминать и, главное, написать. Речь идет о литературных записях, активно применявшихся в 50-70-е годы. Суть их заключалась в том, что «большие люди», маршалы, генералы и прочие неискушенные писательской работой лица приглашали на помощь писателей и журналистов, которые делали их воспоминания связными.
6. Воспоминания, создаваемые с активным участием «помощников». Привлечение помощников к «творчеству» партийной номенклатуры (доклады, статьи, речи) распространялось вплоть до написания мемуаров или их подготовки партийно-государственным деятелям. А с появлением технических средств (диктофоны, магнитофоны) роль помощников возросла. Сами авторы лишь надиктовывали свои рассказы (наиболее характерный случай - мемуары Н.С.Хрущева). Помощники расшифровывали их, переписывали на бумагу, придавали изначальный более или менее стройный вид.
7. Воспоминания, изложенные по рассказам автора другим лицом. Таковы, например, воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной (Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. М., 1994).
8. Мемуары, подготовленные к изданию после смерти автора родственниками и близкими покойного (например, воспоминания А.Д.Сахарова, Ю.Д.Марголиса). Особенность таких произведений заключается в том, что иногда содержание текста выбирается из вариантов, из большого количества имеющегося материала уже без участия автора. Так, из пяти тысяч
9. «Воспоминания детей». Волна «детских» воспоминаний прокатилась в конце 80 - в 90-х годах. Заслуживают внимания два аспекта. Первый, как дополнение к мемуарам «отцов»: приводится много новых сведений о том, как писались и издавались мемуары отцов (воспоминания дочери маршала Г.К.Жукова, сыновей Н.С.Хрущева, А.И. Микояна). Второй: своеобразное оправдание деятельности своих отцов (воспоминания Л.Н.Игнатьева, С.Берии и др.). В 1994 г. даже открылась новая серия мемуаров «Осмысление века: дети об отцах». Первыми в серии вышли воспоминания С.Берии «Мой отец - Лаврентий Берия» (М., 1994).
10. Мемуары, которые условно можно назвать «Подлинный автор неизвестен». Это мемуары, целиком написанные нанятыми лицами, которые пользовались имеющимися в их распоряжении биографическими материалами.
Балльно-рейтинговая система
Номинация
| Баллы
| Посещение лекционных занятий
|
| Посещение практических занятий
|
| Активность студента на занятии
|
| Выполнение домашний заданий
|
| Прохождение промежуточного контроля в форме тестирования
|
|
| ИТОГО: 70
| Зачет
|
|
| Итого:100
|
VII. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ
УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ
На 2010/2011 учебный год
В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:
Изменения рабочей учебной программы обсуждены и одобрены на заседании
кафедры социологии и управления персоналом «___»_________ 2010 г., протокол№___.
Заведующий кафедрой Бразевич С.С.
Внесенные изменения согласованы:
Заведующий кафедрой Бразевич С.С.
«___»_________ 2010 г.
Председатель методической комиссии факультета
Социального управления ________________________
«___»_________ 2010 г.
Начальник учебного отдела ______________________
«___»_________ 2010 г.
Проректор по учебной работе _____________________
«___»_________ 2010 г.
ЛИСТ РАЗРЕШЕНИЯ К ИЗДАНИЮ
Представляется к изданию учебно-методический комплекс дисциплины «Источниковедение» на 70 листах.
Автор: Вахромеева О.Б.
Ответственный за выпуск: ________________________________________
Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры «Социологии и управления персоналом» «___»____________ 2010 г., протокол №_____ и рекомендован к изданию а _____ экземплярах
Заведующий кафедрой С.С.Бразевтч
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета «Социологии и управления персоналом» «___»________________2010 г., протокол№__.
Председатель методической комиссии ____________________
Структура и окормление УМК соответствует Положению. Рекомендуется к изданию в количестве _____ экземпляров.
Начальник методического отдела _________________________
«___»_____________201_ г.
Издание учебно-методического комплекса дисциплины «Источниковедение»
в количестве ______ экземпляров разрешаю
Начальник управления развития образования ________________________
«___»_______________201_ г.
[1] Дятлова Н.П. Отчеты губернаторов как исторический источник / Проблемы архивоведения и источниковедения. Л., 1964. С.227-246; Дейч Г.М. Губернские ведомости как исторический источник / Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1978. С.236-253; и др.
[2] Литвак Б.Г. Опыт статистического изучения крестьянского движения в России XIX в. М., 1967 г.; Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII – первой половине XIX в. М., 1962; Ананьич Б.В. О рукописях и тексте мемуаров С.Ю. Витте / Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1981. С.188-204 и др.
[3] Шмидт С.О. Современные проблемы источниковедения … С.27, 32-33.
[4] Шмидт С.О. О классификации исторических источников / Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1985. С.21.
[5] Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории / Учебное пособие для гуманитарных специальностей. М., 1998; 2-е изд., М., 2000. С.20.
[6] Дьякон (от греч. diakόnos – служитель) – в православии низшая степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтение молитв). Старшего дякона называют протодьяконом.
[7] Протопоп – обиходное название протоиерея, старшего православного священника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|