Многозначность определений источниковедения как науки.
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Факультет социального управления
Кафедра социологии и управления персоналом
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
Источниковедение
Для специальности 350800
Документоведение и документационное обеспечение управления
Санкт-Петербург
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социологии и управления персоналом»
Протокол от ____________ 2010 г. № ______
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления
Протокол от ____________ 2010 г. № ______
Вахромеева О.Б.
Источниковедение. Учебно-методический комплекс. - СПб.: СПбАУЭ. 2010. - 70 с.
В учебно-методическом комплексе «Источниковедение» раскрывается понятие источника как явления культуры и продукта целенаправленной человеческой деятельности; речь идет об изучении документов с целью выявления достоверных исторических фактов, а также понимания их действенности и ценности.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________________
«____» _______________ 2010 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Для специальности
350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
|
| Семестры
|
|
|
| Вид учебной работы
| Всего часов
| I
| II
| III
| IV
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия, в том числе:
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
|
| семинарские занятия
|
|
|
|
|
| практические занятия
|
|
|
|
|
| лабораторные работы
|
|
|
|
|
| ...
|
|
|
|
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| ...
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| Отчетность
|
|
| Зачет
|
|
|
Санкт- Петербург
ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая учебная программа составлена на основании требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки (специальности) 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
СОСТАВИТЕЛЬ:
Вахромеева О.Б., д.и.н., профессор
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социологии и управления персоналом
«___» ______________ 2010 г., протокол №___
Заведующий кафедрой С.С.Бразевич
Рабочая учебная программа одобрена методической комиссией
Факультета Социального управления «___»___________2010 г., протокол №___
Председатель методической
комиссии _________________________________
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой ________________________________
«___»____________ 2010 г.
Начальник учебного отдела ____________________________
«___»____________ 2010 г.
Начальник методического отдела _______________________
«___»____________2010 г.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Целью курса «Источниковедение»является выработка у студентов общего представления об историческом источнике и его критическом анализе, понимания места дисциплины в системе других специальных дисциплин, основных этапов развития исторических источников, их систематизации и методах формулярного анализа.
Предметом изучения дисциплины являются все типы и виды источников во всем многообразии их форм и содержания.
Задачиобучения по дисциплине:
1. разбираться в многозначных определениях источниковедения как науки;
2. уметь классифицировать различные типы источников;
3. понимать основы теоретического источниковедения;
4. познакомится с практическим источниковедением;
5. охарактеризовать основные тенденции развития различных источников;
6. ознакомится с методикой источниковедческого анализа;
7. разобрать основные понятия и термины курса;
8. развить способности логического мышления, научить установлению логических связей между актами различных исторических периодов.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:об источниках, их классификации, источниковедческом анализе, системе хранения, сбора и публикации источников,
· знать:определение источниковедения в узком и широком значении;
· основные понятия и термины;
· принцип периодизации эволюции корпуса источников;
· систематизацию источников;
· основные виды и разновидности источников, их эволюцию и основные памятники;
· методы критики исторических источников.
уметь: подбирать источники и литературу по вопросам дисциплины; работать источниками и литературой по дисциплине; применять источниковедческий анализ к различным группам документов, комментировать тексты источников; проводить сравнительный анализ документов;
владеть навыками: работы с различными видами исторических источников.
Организационно-методические указания
В курсе «Источниковедение» выделены два раздела.
В первом разделе «Предмет и задачи источниковедения» дается определение источниковедения как науки, сведения об основных этапах становлении и развитии источниковедения как науки, ее методах междисциплинарных аспектах.
Во втором разделе «Источники российской истории» анализируются основные виды источников на различных этапах истории России».
На практических занятиях более углубленно изучаются отдельные аспекты лекционных тем, уточняющие и углубляющие знания студентов по ключевым вопросам курса, требующим более широкого применения наглядного метода обучения, комментируются источники, как письменные, так и изобразительные.
В ходе подготовки к практическим занятиям углубляются и закрепляются знания студентов по ключевым темам лекционного курса, развиваются умения анализа текстовых и иллюстративных источников. Ставиться задача развития у студентов самостоятельности мышления, умения анализировать источники, делать сравнения, проводить синхронные и логические связи. Возможно подготовка сжатых сообщений, подготовка к дискуссии по проблеме, выступлению перед аудиторией. Согласно нижеприведенной тематике студент самостоятельно выбирает тему сообщения или выступления, согласовав с преподавателем и с учетом собственных интересов и склонностей. В результате подготовки и озвучивания сообщения приобретаются умения и навыки построения устного сообщения, соблюдения регламента, выступления перед аудиторией. На практических занятиях предполагается участие всех студентов при работе с текстами литературных источников, иллюстративными материалами и входе обсуждения поставленных вопросов.
Во время самостоятельной работы студенты должны в соответствии с программой изучить вопросы, вынесенные на самостоятельное освоение и пополнить знания, приобретенные во время лекционных занятий, изучить дополнительную литературу по темам, подготовить сообщения и ответы на вопросы, поставленные на практических занятиях.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль в ходе лекций и практических занятий, рубежный контроль в форме тестов и промежуточную аттестацию в форме зачета.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Предмет и задачи источниковедения
Тема 1.1. Предмет и задачи источниковедения
Тема 1.1. Определение источниковедения как научной дисциплины. Основные черты источниковедения. Классификация источников по типам и видам. Принципы периодизации эволюции корпуса источников. Источниковедение как особый метод познания.
Многозначность определений источниковедения как науки.
Предмет источниковедения: все типы и виды источников во всем многообразии их форм и содержания. Объект источниковедения – фиксированная речь. Отличия между языком устным и письменным. Понятия источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры.
Междисциплинарные связи источниковедения.
Задачи источниковедения.
Поэтапность изучения: 1) выяснение исторических условий возникновения источника; 2) выяснение авторства, необходимого для последующего истолкования источника (прежде всего психологического); 3) выяснение конкретных обстоятельств создания источника; 4) изучение текста источников (не обязательно – письменных); 5) функционирование произведения в культуре; 6) интерпретация источника (герменевтика); 7) анализ содержания источников; 8) источниковедческий синтез.
Методы источниковедения. (Структура источниковедческого анализа).
Диалог сознания (и психики в целом) исследователя с сознанием (и психикой) людей, живших прежде. Изучение источников как целостной совокупности (системно), созданной в ходе исторического процесса. Понимание типологии источников исходя из целей их создания и функций в социальной реальности.
Классификация источников по типам и видам. Тип – объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и ее хранения: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения и назначения источника при его создании. Особые комплексы близких, однородных по своему характеру источников: статистические материалы, периодика, судебно-следственные материалы. Отражение конкретного события в разных видах источников. Проблема достоверности видовым различием решена быть не может. Хранение неопубликованного источника в архиве не является классификационным признаком и не требует особых источниковедческих приемов исследования.
ХI век как исходный рубеж периодизации русских письменных источников (время, от которого сохранились подлинные документы).
Значение второго рубежа – начала нового времени (конец ХVП – весь ХVШ век), когда в России происходили кардинальные изменения свойств исторических источников, их видовой структуры. Эволюция самосознания человеческой личности и выделение человека как личности из окружающей его социальной среды (Появление мемуаров и портретной живописи). Утрата значения старых видов источников (летописание, житийная литература) и появление новых (помимо мемуаров – художественная литература в ее узком понимании (для удовлетворения эстетических чувств), периодическая печать, научное сочинение как исторический источник). Изменение характера законодательных, актовых, делопроизводственных источников.
Изменение корпуса источников при переходе к новейшему времени (вторая половина ХIХ–рубеж ХIХ-ХХ вв.). Значение унифицирующего влияния социальной среды и конкретной социальной группы на человеческую личность, связанного с развитием фабричной промышленности, усилившимся отчуждением человека от конечного результата его трудовой деятельности. Тенденция к унификации формы и содержания многих видов письменных источников, развитие массовых источников. Политизация источников (программы политических партий). Увеличение удельного веса источников изначально предназначенных для публикации и озвучивания в средствах массовой информации. Появление новых типов источников: политический плакат, фото- и кинодокументы, машиночитаемые документы.
Источники советского и постсоветского времени, как подверженные наиболее сильному идеологическому воздействию, усиление влияние государства на все сферы общественной жизни, значение массовой культуры и средств массовой информации.
Тема 1.2. Основные этапы развития источниковедения как научной дисциплины
Складывание отечественного источниковедения в рамках исторической науки (с ХVШ века), рассматривая науку как достоверное систематизированное знание о действительности.
Возникновение понятия об источнике, его критике и понимании в связи с филологической интерпретацией литературы классической древности. Стремление исследователя русских летописей А.-Л. Шлецера (1735–1809) восстановить «очищенного Нестора». Собирание и издание источников русской истории в России. Кружок Н.П. Румянцева (1754–1826). Создание Археографической комиссии (1834 г.) для издания летописей и актовых источников. Начало публикации Полного собрания русских летописей (ПСРЛ; с 1837 г.). Влияние на отечественное источниковедение созданной в Париже (1821 г.) Школы хартий.
Влияние позитивизма на развитие общественных наук во второй половине ХIХ в. и методологию истории. Работы профессоров Сорбонны Ш.-В. Ланглуа (1863 – 1920) и Ш. Сеньобоса (1854–1942) и немецкого ученого Э. Бернгейма (1850 – 1942): «История создается по источникам: их нет – нет и истории» (Ш.-В. Ланглуа, Ш. Сеньобос).
Методологическое обособление гуманитарных наук. Разработка личностного подхода в историческом методе А.С. Лаппо-Данилевского. Его труд «Методология истории» (1913) и «Очерк русской дипломатики частных актов» (1920). Новая источниковедческая парадигма А.С. Лаппо-Данилевского. Понятие об источнике как продукте человеческого творчества. Источник как «реализованный продукт человеческой психики». Два уровня изучения: 1) методология источниковедения; 2) методология исторического построения. Утверждение объективности гуманитарного знания, его научности. Его последователи и ученики А.Е. Пресняков, С.Н. Валк, М.А. Полиевктов. Полемика Л.П. Карсавина с историками-позитивистами в труде «Философия истории» (Берлин, 1923). Изучение конкретных видов источников в работах крупнейших русских историков: В.О. Ключевского, С.М. Середонина, А.А. Шахматова (1864 – 1920).
Историки журнала «Анналы» (1929): Л. Февр и М. Блок (1866–1944). Замена приоритета объекта, характерного для позитивистской ориентации на приоритет субъекта. Подход неокантиантсткой методологии истории: нет истории без историка. Труд Коллингвуда «Идея истории», критика им «историков ножниц и клея». Значение книги М. Блока «Ремесло историка».
Развитие источниковедения после 1917 г. Создание фундаментального курса источниковедения М.Н. Тихомировым, значение трудов Л.В. Черепнина. Развитие теоретических проблем источниковедения в 60-70х гг. ХХ в. Б.Г. Литваком, О.М. Медушевской, А.П. Пронштейном, Л.П. Пушкаревым, В.И. Стрельским, С.О. Шмидтом и др.
Новые аспекты источниковедения: картографическое источниковедение (В.К. Яцунский, А.И. Андреев), источниковедение историографии. Культурологический подход Д.С. Лихачева.
Современная концепция источниковедения в учебном пособии 1998 г. Тенденции современного источниковедении. Расхождение понятийного аппарата культуры модерна (новое время) с новой (новейшее время) социальной реальностью, находящейся в процессе становления.
Раздел 2. Источники российской истории
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|