Сделай Сам Свою Работу на 5

Л. И. ЛЕЖНЕВА, школа № б, г. Жуковский Московской области





Как я формирую у детей понятие «родственные слова»

Из опыта

На уроках русского языка я, как и многие другие учителя, часто использую занима­тельные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить но­вые термины.

При объяснении темы «Родственные сло­ва» провожу такую работу:

— Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, род­ственники.)



В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама — на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка.

По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.

Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек.

И в русском языке есть слова-родствен­ники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка... .

Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: «Слова близки по смыслу».



— А чем же они похожи друг на друга? — спрашиваю детей.

— У всех слов повторяется общая часть рыб-,— отвечают ученики.

Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:

— Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?

— Слова близки по смыслу, У всех род­ственных слов есть общая часть.

После такой подготовительной беседы де­ти читают правило о родственных словах в учебнике. Им все понятно. Правило легко и быстро запоминается.

Затем предлагаю учащимся ряд заданий.

1. Послушайте внимательно сказку. Найди­те в сказке все родственные слова. Читаю «Сказку про любопытную Елочку»:

«В густом зеленом ельнике жила малень­кая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрос­лым вопросы.

— Почему,— спрашивала Елочка у мамы Елки,— на твоих ветках растут шишки, а на моих — нет?,

— Не огорчайся,— отвечала мама.— Под­растешь, и на твоих ветках появятся краси­вые твердые шишки.



— Почему,— спрашивала Елочка у ба­бушки — Старой Ели,— к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы, клесты?

— И к тебе будут прилетать в гости пти­цы, прибегать белки,— успокаивала Елочку бабушка.— В шишках прячутся еловые се­мена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда».

Дети быстро находят родственные слова: дочь Ёлочка, мама Ёлка, бабушка Ель — род­ственники.

Еще раз читаю сказку, и дети называют остальные родственные слова: ельник, ело-


вые.

Записываем родственные слова. Делаем вывод: «Все слова близки по смыслу. У всех слов общая часть».

2. Запишите предложение, Вставьте про­
пущенные буквы. Подумайте, есть ли в пред­
ложении родственные слова.

Дед Егор в густом л... с у встретил рыжую л. ..су.

3. Найдите в загадке родственное слово
отгадке.

кто в лесу густом живет Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу? (Медведь, мёд.).

Н. Ф. ПОЛЯК,

Учитель средней школы № 1

Г. Владимира

Моя работа над словами с непроверяемыми написаниями

Из опыта

Изучая слова с непроверяемыми написа­ниями в III классе трехлетней начальной школы, я убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро, практически с первого урока, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлеченными от жизни. Это лишает их смысла. Одно дело — списывать из учебника упражнение, выполняя грамматическое задание, и другое дело — живое задание, когда слово является необходимостью при написании письма, веде­нии записей наблюдений, придумывании сценария.



Учителю можно целый год напоминать ученикам, что слово пальто пишется через а, что оно несклоняемое, а результат будет безуспешный. А можно за один урок все запомнить. Но для этого надо на один урок превратиться в модельеров. Вначале рассмот­реть вырезки из журналов мод, почитать, что модно носить в этом сезоне, придумать и зарисовать новые модели пальто, к ним подобрать сапоги, шапку, варежки. И дать описание для журнала. Попробуйте реклами­ровать свою модель, не употребляя трудные для написания слова, да еще в различных



формах. Кому же захочется выглядеть без­грамотным, предлагая свою модель в журнал, который тут же и сделаем на уроке: про­колем в листочках дырочки, завяжем бантик... и журнал готов.

Каждый учитель знает, что в слове ужин долго приходится исправлять е на и. А ведь это слово волшебное. За ужином собирается вся семья. Я предлагаю детям подумать, как сделать так, чтобы ужин стал минутой приятного общения, как накрыть стол, чтобы вызвать улыбку папы и мамы. Красивые сал­фетки, посуда, цветы — и через 3 мин стол готов. При изучении слов завтрак, обед, ужин ученики не только повторяли правила поведе­ния за столом, практически усваивали, как правильно сервировать стол, но и одновре­менно учились употреблять глаголы в неопре­деленной форме, закрепляли правописание не с глаголами.

Такое усвоение понятий не отнимает много времени при изучении темы урока, а, наобо­рот, работает на нее. Ведь не зря же К. Чуков­ский писал: «Ребенок бессознательно требует, чтобы.в звуке был смысл».

Так, при знакомстве со словом портрет на уроке русского языка дети посмотрели диапо­зитив с портретом А. П. Чехова, написанным В. Серовым, дали описание внешности писа­теля. В художественном тексте нашли описа­ние портрета персонажа. Это дало возмож­ность раскрыть понятие «портрет» не только как изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, но и как описание внешности в литературе. Этот вид работы сопровождался составлением предложений, записью их с использованием нового слова; дети подбирали к слову опре­деления, вставляли пропущенные слова в текст, работали с деформированным текс­том и т. д.

Сравнивая особенности склонения слов картина, портрет, акварель, мы не только работали над формообразованием этих слов, но и закрепляли их правописание, продолжа­ли работу по усвоению слов в разных падеж­ных формах.

Слова шофёр, шоссе, трамвай, автомобиль, дорога изучались одновременно. Вначале ре­бята написали небольшие сценарии для наше­го кукольного театра на тему «Соблюдай пра­вила дорожного движения». Затем обсудили их, сделали правку, отобрали лучшие и начали ставить спектакли. Для декораций понадобились и машины, и трамваи, которые учащиеся рисовали, вырезали на уроках труда. Слова были необходимы в устной и письменной речи, и закрепление их осно­вывалось на интересе к работе.

При изучении группы слов сельскохозяйст­венной тематики (агроном, деревня, колхоз, комбайн, трактор, овёс, картофель и др.)


понадобились и свои приемы усвоения. .

Во внеурочное время посетили хлебозавод, наблюдали, как из пшеницы получается хлеб. На уроке природоведения выращивали расса­ду помидоров, овес, ставили опыт с выращива­нием картофеля. Узнали историю появления картофеля во времена Петра I, посадили целый клубень, четверть клубня с одним глазком, кожуру картофеля, как сажали в осажденном Ленинграде. Запись своих наб­людений, итогов работы дети вели в тетрадях.

Интересно запоминалось слово лагерь. На уроке мы придумывали игры> путешествия, темы костров, которые проведем в пионер­ском лагере, писали друг другу «письма из лагеря».

Теневой театр помог нам изучить названия животных: заяц, корова, лисица, медведь, овца, петух, воробей, ворона. Ребята выреза­ли фигурки зверей, придумывали о них сказки. Запись сказок велась на уроках язы­ка.

А что это за слова с общей для всех частью фон? Это магнитофон, патефон, теле­фон. Эти слова обозначают предметы, кото­рые служат для передачи звука. Умеем ли мы пользоваться телефоном? На уроке соз­дается ряд ситуаций, когда необходимо вос­пользоваться телефоном. Оказывается, это целая наука. Совсем не просто лаконично, четко, быстро, сообщив необходимую ин­формацию, сделать вызов пожарной, «скорой помощи», милиции. Еще сложнее позвонить на работу маме, переговорить по телефону с незнакомым человеком. И всему этому дети учатся на уроке, все вместе усваивают куль­туру общения по телефону, в процессе запи­си основных правил запоминают и слово те­лефон.

Чаще на уроке в работе несколько слов с непроверяемыми написаниями. Предпо­ложим, нужно отработать правописание слов: путешествие, шофёр, автомобиль, восемь, двадцать, двенадцать, вокзал, билет и др. Урок строится как путешествие:

«Итак, в этот чудесный зимний день, если вам, конечно, не лень, мы отправляемся в да­лекое путешествие».

Как правильно написать последнее сло­во — сверяются в словаре, определяют его род, выделяют окончание. Продолжается игра, в которой картинки, цифры, ребусы дети заменяют словами и записывают.

МЫ СЯДЕМ К ШОФЕРУ В СОВРЕМЕН­НЫЙ (рисунок автомобиля)

И РОВНО В 8 ЧАСОВ ОТПРАВИМСЯ НА Л К_ (В-О-К-ЗА-Л) (подчеркнутая бук­ва дается в кружочке).

ОТПРАВЛЕНИЕ В 20 ЧАСОВ 12 МИНУТ.

ПОЕЗД ОПАЗДЫВАЕТ НА 11 МИНУТ.

МЫ ЕЩЕ УСПЕЕМ КУПИТЬ... (Угады­вают: билет? букет? обед?)



Оказывается, очень интересно порифмо-вать, и мы начинаем.

Все, что нужно на обед, сложим мы сейчас в пакет (рулет, паштет, винегрет, штук 5 кот­лет, конфет). Покупаем все эти вкусные вещи обязательно с прилагательными, склоняем их, определяем состав слов, т. е. выполняем обычные грамматические задания. Потом садимся в вагон, машем всем «до свидания», поем песенку веселых ч путешественников, смотрим слайды (например, «Самарканд», «Ленинград» — на выбор). Пишем письма домой о нашем путешествии.

Таким образом у детей вырабатывается осмысленное отношение к одному из основ­ных элементов языка — слову.

Л. Н. КАЛИНИНА,

Учитель неполной средней

Школы № 123 г. Донецка

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.