|
Л. И. ЛЕЖНЕВА, школа № б, г. Жуковский Московской области
Как я формирую у детей понятие «родственные слова»
Из опыта
На уроках русского языка я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины.
При объяснении темы «Родственные слова» провожу такую работу:
— Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники.)
В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама — на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка.
По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.
Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек.
И в русском языке есть слова-родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга.
Рассмотрим семью слов:
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка... .
Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: «Слова близки по смыслу».
— А чем же они похожи друг на друга? — спрашиваю детей.
— У всех слов повторяется общая часть рыб-,— отвечают ученики.
Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:
— Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?
— Слова близки по смыслу, У всех родственных слов есть общая часть.
После такой подготовительной беседы дети читают правило о родственных словах в учебнике. Им все понятно. Правило легко и быстро запоминается.
Затем предлагаю учащимся ряд заданий.
1. Послушайте внимательно сказку. Найдите в сказке все родственные слова. Читаю «Сказку про любопытную Елочку»:
«В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослым вопросы.
— Почему,— спрашивала Елочка у мамы Елки,— на твоих ветках растут шишки, а на моих — нет?,
— Не огорчайся,— отвечала мама.— Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
— Почему,— спрашивала Елочка у бабушки — Старой Ели,— к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы, клесты?
— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки,— успокаивала Елочку бабушка.— В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда».
Дети быстро находят родственные слова: дочь Ёлочка, мама Ёлка, бабушка Ель — родственники.
Еще раз читаю сказку, и дети называют остальные родственные слова: ельник, ело-
вые.
Записываем родственные слова. Делаем вывод: «Все слова близки по смыслу. У всех слов общая часть».
2. Запишите предложение, Вставьте про пущенные буквы. Подумайте, есть ли в пред ложении родственные слова.
Дед Егор в густом л... с у встретил рыжую л. ..су.
3. Найдите в загадке родственное слово отгадке.
кто в лесу густом живет Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу? (Медведь, мёд.).
Н. Ф. ПОЛЯК,
Учитель средней школы № 1
Г. Владимира
Моя работа над словами с непроверяемыми написаниями
Из опыта
Изучая слова с непроверяемыми написаниями в III классе трехлетней начальной школы, я убедилась в том, что правописание этих слов запоминается быстро, практически с первого урока, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.
Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлеченными от жизни. Это лишает их смысла. Одно дело — списывать из учебника упражнение, выполняя грамматическое задание, и другое дело — живое задание, когда слово является необходимостью при написании письма, ведении записей наблюдений, придумывании сценария.
Учителю можно целый год напоминать ученикам, что слово пальто пишется через а, что оно несклоняемое, а результат будет безуспешный. А можно за один урок все запомнить. Но для этого надо на один урок превратиться в модельеров. Вначале рассмотреть вырезки из журналов мод, почитать, что модно носить в этом сезоне, придумать и зарисовать новые модели пальто, к ним подобрать сапоги, шапку, варежки. И дать описание для журнала. Попробуйте рекламировать свою модель, не употребляя трудные для написания слова, да еще в различных
формах. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который тут же и сделаем на уроке: проколем в листочках дырочки, завяжем бантик... и журнал готов.
Каждый учитель знает, что в слове ужин долго приходится исправлять е на и. А ведь это слово волшебное. За ужином собирается вся семья. Я предлагаю детям подумать, как сделать так, чтобы ужин стал минутой приятного общения, как накрыть стол, чтобы вызвать улыбку папы и мамы. Красивые салфетки, посуда, цветы — и через 3 мин стол готов. При изучении слов завтрак, обед, ужин ученики не только повторяли правила поведения за столом, практически усваивали, как правильно сервировать стол, но и одновременно учились употреблять глаголы в неопределенной форме, закрепляли правописание не с глаголами.
Такое усвоение понятий не отнимает много времени при изучении темы урока, а, наоборот, работает на нее. Ведь не зря же К. Чуковский писал: «Ребенок бессознательно требует, чтобы.в звуке был смысл».
Так, при знакомстве со словом портрет на уроке русского языка дети посмотрели диапозитив с портретом А. П. Чехова, написанным В. Серовым, дали описание внешности писателя. В художественном тексте нашли описание портрета персонажа. Это дало возможность раскрыть понятие «портрет» не только как изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, но и как описание внешности в литературе. Этот вид работы сопровождался составлением предложений, записью их с использованием нового слова; дети подбирали к слову определения, вставляли пропущенные слова в текст, работали с деформированным текстом и т. д.
Сравнивая особенности склонения слов картина, портрет, акварель, мы не только работали над формообразованием этих слов, но и закрепляли их правописание, продолжали работу по усвоению слов в разных падежных формах.
Слова шофёр, шоссе, трамвай, автомобиль, дорога изучались одновременно. Вначале ребята написали небольшие сценарии для нашего кукольного театра на тему «Соблюдай правила дорожного движения». Затем обсудили их, сделали правку, отобрали лучшие и начали ставить спектакли. Для декораций понадобились и машины, и трамваи, которые учащиеся рисовали, вырезали на уроках труда. Слова были необходимы в устной и письменной речи, и закрепление их основывалось на интересе к работе.
При изучении группы слов сельскохозяйственной тематики (агроном, деревня, колхоз, комбайн, трактор, овёс, картофель и др.)
понадобились и свои приемы усвоения. .
Во внеурочное время посетили хлебозавод, наблюдали, как из пшеницы получается хлеб. На уроке природоведения выращивали рассаду помидоров, овес, ставили опыт с выращиванием картофеля. Узнали историю появления картофеля во времена Петра I, посадили целый клубень, четверть клубня с одним глазком, кожуру картофеля, как сажали в осажденном Ленинграде. Запись своих наблюдений, итогов работы дети вели в тетрадях.
Интересно запоминалось слово лагерь. На уроке мы придумывали игры> путешествия, темы костров, которые проведем в пионерском лагере, писали друг другу «письма из лагеря».
Теневой театр помог нам изучить названия животных: заяц, корова, лисица, медведь, овца, петух, воробей, ворона. Ребята вырезали фигурки зверей, придумывали о них сказки. Запись сказок велась на уроках языка.
А что это за слова с общей для всех частью фон? Это магнитофон, патефон, телефон. Эти слова обозначают предметы, которые служат для передачи звука. Умеем ли мы пользоваться телефоном? На уроке создается ряд ситуаций, когда необходимо воспользоваться телефоном. Оказывается, это целая наука. Совсем не просто лаконично, четко, быстро, сообщив необходимую информацию, сделать вызов пожарной, «скорой помощи», милиции. Еще сложнее позвонить на работу маме, переговорить по телефону с незнакомым человеком. И всему этому дети учатся на уроке, все вместе усваивают культуру общения по телефону, в процессе записи основных правил запоминают и слово телефон.
Чаще на уроке в работе несколько слов с непроверяемыми написаниями. Предположим, нужно отработать правописание слов: путешествие, шофёр, автомобиль, восемь, двадцать, двенадцать, вокзал, билет и др. Урок строится как путешествие:
«Итак, в этот чудесный зимний день, если вам, конечно, не лень, мы отправляемся в далекое путешествие».
Как правильно написать последнее слово — сверяются в словаре, определяют его род, выделяют окончание. Продолжается игра, в которой картинки, цифры, ребусы дети заменяют словами и записывают.
МЫ СЯДЕМ К ШОФЕРУ В СОВРЕМЕННЫЙ (рисунок автомобиля)
И РОВНО В 8 ЧАСОВ ОТПРАВИМСЯ НА Л К_ (В-О-К-ЗА-Л) (подчеркнутая буква дается в кружочке).
ОТПРАВЛЕНИЕ В 20 ЧАСОВ 12 МИНУТ.
ПОЕЗД ОПАЗДЫВАЕТ НА 11 МИНУТ.
МЫ ЕЩЕ УСПЕЕМ КУПИТЬ... (Угадывают: билет? букет? обед?)
Оказывается, очень интересно порифмо-вать, и мы начинаем.
Все, что нужно на обед, сложим мы сейчас в пакет (рулет, паштет, винегрет, штук 5 котлет, конфет). Покупаем все эти вкусные вещи обязательно с прилагательными, склоняем их, определяем состав слов, т. е. выполняем обычные грамматические задания. Потом садимся в вагон, машем всем «до свидания», поем песенку веселых ч путешественников, смотрим слайды (например, «Самарканд», «Ленинград» — на выбор). Пишем письма домой о нашем путешествии.
Таким образом у детей вырабатывается осмысленное отношение к одному из основных элементов языка — слову.
Л. Н. КАЛИНИНА,
Учитель неполной средней
Школы № 123 г. Донецка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|