Литературная подготовка учителей начальных классов
В связи с реформой школы, выдвинувшей задачу улучшения эстетического воспитания учащихся, предметы эстетического цикла, например музыку, изобразительное искусство, в младших классах ведут или будут вести педагоги-специалисты. Уроки чтения также относятся к названному циклу, поэтому учитель начальных классов, будучи специалистом этого предмета, должен не только формировать у детей навыки чтения, но и организовывать чтение художественных произведений как встречу с искусством. В современных условиях уроки чтения точнее было бы называть уроками чтения литературы.
Литературный же уровень уроков чтения заметно колеблется и по субъективным, зависящим от самого учителя, причинам, и по объективным причинам, выявляющим качество литературной подготовки учителей в вузах и педучилищах. Сопоставим два фрагмента урока, где читался рассказ К. Паустовского «Однажды утром...» («Книга для чтения», I класс).
В одном классе рроверка домашнего задания состояла в неоднократном прочиты-вании наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится...». Ни вводных, ни обобщающих вопросов учительница не задавала. Только одному ученику, которьй прочитал монотонно и быстро, но без запинки и громко, учительница решила помочь и спросила:
— Как поэт изображает Зиму?
— Как ведьму злую,— ответил перво классник вполне по тексту и получил оцен ку «4».
Переход к новой теме учительница начала такими словами: «В стихотворении мы «видели» борьбу Зимы с Весной. Зима уступает Весне, и Весна приходит, наступает бесповоротно. О приходе весны рассказал в своем произведении писатель Константин Георгиевич Паустовский». Далее учительница прочитала рассказ «Однажды утром...». Чтение было неэмоциональным, прерывалось замечаниями, которые учительница делала невнимательным ученикам. После чтения детям были заданы такие вопросы:
— О чем вы узнали? (О приходе весны.)
— Как Варюша отнеслась к приходу весны? (Она обрадовалась.)
— Какие слова. в тексте вам непонятны? Отвечая на последний вопрос, учащиеся
назвали два деепричастия: перегоняя, сползая. Учительница перестроила их в глаголы, прочитала также в сноске значение слова околица.
Затем дети читали рассказ самостоятельно. Анализ его учительница провела по вопросам учебника. С первым вопросом («Что
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Учим детей общаться
Из опыта \
Ребенок постигает окружающий его мир через слово, через общение с людьми. Открыть мир общения во всем его многообразии, научить малыша эмпатии (сопереживанию) — значит решать проблему нравственного воспитания. Играя, ребенок осваивает элементарные законы общения в активном познании, сопряженном с фантазией. Побудить его к самостоятельным размышлениям, а не давать готовые советы — вот цель школы общения.
Однажды по школьному радио прозвучало объявление:
Внимание! Внимание! Ребята, нужна ваша помощь!
Ученик Иванов — самая популярная личность в классе. По характеру он очень вспыльчив и обидчив. Единственный способ выяснения отношений с товарищами — драка. Открыто не слушается, грубит учителям. Беседы с ним, разбор поступков на классном часе, уговоры на него не действуют. Чаще всего {он отвечает: «Не помню», «Я так не делал», «Все ко мне придираются», «Я поступаю, как все».
Ребята! Нужна ваша помощь. Как бы вы поступили, чтобы Иванов исправил свое поведение?
Так началась у нас школа общения, основная цель которой — помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей через ролевой тренинг, ролевые игры.
Ученикам младших классов было предложено ответить на вопрос: «Что бы ты посоветовал Иванову для исправления его поведения?» Ребятам раздали листочки, где предлагалось начало ответа: «Я бы сделал так...». Большинство ребят предпочли наказание как наиболее эффективное средство воздействия. Итак, вот некоторые их ответы: «Я бы ... сняла звездочку; выгнала из школы; посадила на заднюю парту; отвела к директору; поставила в угол».
Среди предложений были и совсем жестокие: «Ставила бы на колени по четыре часа в день и так на целый месяц; выпорол бы ремнем и натравил собаку».
Добрых решений было меньше, большин-
ство их сводилось к советам: «Ты плохо себя ведешь, на тебя обращают внимание, исправь поведение», «Посоветовал бы не спорить, не грубить», «Предложил бы помириться с ребятами, пожать им руки».
При обсуждении ситуации дети анализировали предлагаемые формы воздействия. Ребята задумались, как воспримет их советы Иванов, помогут ли они ему исправить свое поведение. Особое внимание обращалось на роль чувств в поведении человека. Дети эмоционально и непосредственно выражали свои чувства, поэтому, когда мысленно еще раз проиграли свое решение, это вызвало у них большой интерес.
На втором занятии дети искали ответ на вопрос: «Что легче — ссориться или мириться?» По мнению большинства, ссориться легче. Раз так, хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения? Дети выразили свое желание. Затем им предлагалась такая «задачка».
Ты принес в школу свой альбом с марками, чтобы показать его другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса, увидев альбом, выхватывает его из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Попробуй получить альбом «мирным» путем.
Вызвались двое ребят. Один из них играл роль хозяина альбома, «пострадавшего», другой — роль обидчика. Сценка разыгрывалась на глазах всего класса. Каждый должен был предложить свой вариант поведения.
Одна из преобладающих тактик при решении этой ситуации сводилась примерно к следующему диалогу между исполнителями:
— Отдай альбом, а то стукну!
— Не отдам!
— Отдай, а. то хуже будет...
— Не отдам!
Инцидент, как правило, заканчивался погоней друг за другом или физической расправой.
Правда, было несколько предложений, содержащих элементы вежливости: «Отдай, пожалуйста, альбом». Но обидчик не соглашался. Вносилось уточнение, что в конфликтной ситуации часто на слово пожалуйста товарищ внимания не обращает. Детям предлагалось подумать и обратиться к обидчику с такими словами, на которые он может ответить только словом да. Таких предложений, содержащих положительный ответ, должно , быть не меньше двух-трех — чем больше, тем лучше.
Начался поиск. Вначале предложения ребят были довольно робкими, но с помощью наводящих вопросов дети начали думать. Любое высказывание поощрялось: «Молодец, хорошо. А кто еще лучше?» Смысл задания стал понятен, вступила в силу конкуренция.
Какие же решения предлагались?
— Тебе нравится мой альбом? (Да.)
— Ты хотел бы, чтобы я рассказал тебе о самых интересных марках? (Да.)
— Хочешь, мы вместе рассмотрим марки и ты покажешь, какие тебе нравятся? (Да.)
— Хочешь, я подарю тебе марки, которых у меня по две? (Да.)
По мере получения эффекта готовности к сотрудничеству хороших предложений поступало все больше и больше. Задача сводилась к тому, чтобы показать детям: окончательный успех в решении предложенной ситуации будет зависеть от того, позволит ли «потерпевший» принять окончательное решение от «обидчика».
Такие предложения-варианты, как «Сколько времени тебе надо, чтобы посмотреть альбом?», «Когда ты сможешь мне его вернуть?» и другие, обеспечивают мирный договор.
Дети получили большое удовольствие от такой игры, во время которой всем хотелось высказаться.
Выработка навыков полноценного общения является формой предупреждения детских неврозов. Не секрет, что в школьном коллективе оценка отношений между детьми, по сути, определяется суждением о личных качествах товарищей (хорошие или плохие). Исходя из этой посылки, в конфликтных ситуациях начинаются поиск виновного, взаимные или односторонние обвинения, претензии.
Наше занятие закончилось домашним заданием: «При возникновении конфликта между тобой и товарищем постарайся решить его мирно. Для этого получи от товарища его согласие — да*.
Наша следующая встреча началась с обсуждения результатов домашнего задания. Приятно было отметить, что у детей появилось много интересных предложений: «Хочешь, я подарю тебе марки, помогу начать собирать марки?» И др.
Затем дети рассматривали серию схематических рисунков, на которых изображались разные эмоциональные состояния людей: радость, гнев, тоска, боль, готовность к сотрудничеству, превосходство, обида и др.
Основным содержанием занятия был психологический тест по измерению уровня психологического взаимопонимания. Цель его — научить детей понимать чувства других людей, обращая внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, жест, мимику, прикосновение. Свои впечатления от рисунков дети часто высказывали как совершенно полярные суждения. Например, в изображении радостного человечка некоторые ребята увидели «злого, недовольного», «он кого-то обидел и потому сердитый», «ему-
плохо». Или о рисунке, изображающем сотрудничество партнеров, дети высказывались: «Они не хотят дружить», «Они обиделись друг на друга», «Они не любят друг друга». Это означало, что необходимо учить детей «читать» эмоциональные состояния другого человека.
Следующая встреча с детьми была посвящена составлению рассказа по картинкам замечательного датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Детям излагалась ситуация, изображенная художником (см. рис. на с. 4): «Представь себе сквер, скамейку. На скамейке сидит прохожий, рядом лежит его шляпа. Другой прохожий, идя мимо, решил отдохнуть и, не заметив, сел на шляпу первого прохожего». Художник показал различные реакции хозяина шляпы на это событие в зависимости от темперамента человека. Дети рассматривали рисунки, изображающие разное поведение людей. После этого ребятам предстояло составить коллективный рассказ, в котором передать диалог прохожих, разыграть сценку, ответить на вопросы: «Как бы ты поступил на месте хозяина шляпы? Какой рисунок тебе больше нравится и почему?»
По первому сюжету, изображающему ярость хозяина при виде испорченной шляпы, дети придумали небольшой диалог:
— Ты зачем сел на мою шляпу? Вот я тебе задам!
— Я... я... не хотел!
— Ах, ты не хотел! Мне все равно. Шляпа испорчена! Ты мне ответишь за это!
— Но я же... Сам ты грубиян!.. Сценка заканчивается явной ссорой.
По «веселой» картинке, где сценка выявляла чувство юмора хозяина шляпы, характер высказываний детей изменился. Дети описали ее так:
— Ну, не расстраивайтесь. Эта шляпа теперь нравится мне еще больше. Ни у кого нет такой прекрасной шляпы.
— Да... я виноват... извините, что сел на шляпу...
Постепенно, видя, что хозяин шляпы шутит, на лице невнимательного прохожего появлялась улыбка.
Третью сценку, где хозяин испорченной шляпы проливает слезы, дети описывали так:
— Ну вот, испортили такую хорошую шляпу. Что же мне теперь делать?
— Извините, я не хотел. Что я могу для вас сделать?
Дети использовали такие слова, как он чувствовал себя виноватым, ему тяжело, он огорчен.
Целью таких игр-импровизаций являлась необходимость осознания одного из важнейших нравственных принципов общения: доброта и любовь к другому необходимы
1*
Четыре характера(Художник X. Бидструп.)
Ш,
прежде всего тебе самому. Всегда старайся Потребность в эмоциональных пережива-
отдать людям хоть чуточку тепла и доброты, ниях, в ответных чувствах со стороны другого тогда и сам ты будешь счастлив. человека лежит в основе особого вида
межличностного общения, который мь! называем любовью и дружбой — бсновой воспитанности.
Очередное занятие в школе общения началось с вопросов: «Каким я вижу вежливого, воспитанного человека? Внимание, помощь, забота — привычные слова, но всегда ли мы следуем им? Ребята, вы никогда не задумывались, кого следует считать вежливым человеком? Кто самый вежливый человек в нашем классе? Почему вы так считаете?»
Отвечать надо было письменно, но можно было не подписываться.
Из ответов детей: «Вежливый, потому что добрый, уступчивый; честный и скромный; живет дружно и мирно со всеми; у него хороший характер, справедливый; когда мне плохо, поможет; самый хороший человек, настоящий друг не обижает слабого, приветлив, со всеми здоровается».
Были и курьезные ответы: «Вежливый, так как дал мне 40 марок и 15 семян»; «Вежливый, потому что дал мне пожевать резинку»; «Вежливый, потому что всегда мне подсказывает на уроках».
По сравнению с суждениями первоклассников во вторых-третьих классах появились такие оценочные категории, как честный, справедливый, сдержанный, достойный, добрый, скромный.
Были определены по три лидера — победители от каждого класса. Все получили задание: нарисовать портреты своих самых вежливых товарищей и представить рисунки на выставку. Дети выступали в роли соавторов выставки. Интерес к ней был большой. Обмен мнениями, смех, узнавание своих товарищей и просто знакомых ребят создавало радостное, праздничное настроение.
Как уже отмечалось, детские скандалы часто начинаются из-за пустяка — толкнул, выхватил, задел. Призывы не драться, не обижать мало что дают, так как носят тоскливые, отчужденные формы. Показать детям, что полноценное общение — одна из первейших потребностей человеческой души, возможно лишь через личный опыт. Использование при обучении общению элементов театрализации (дети всегда являются актерами своей собственной жизни, игры, детской фантазии) помогает увидеть взаимоотношения людей как бы со стороны, глазами другого, заставляют пересмотреть свои позиции.
Возвращаясь к ситуации с забиякой Ивановым, ребята опять получили задание помочь Иванову исправить свое поведение, но при этом запрещалось его наказывать. Соблюдение требования не наказывать вначале вызвало трудности. Чтобы помочь детям, на доске были нарисованы два портрета Иванова. На одном — хмурый и злой мальчуган, готовый всем дать отпор. На другом портрете
он веселый и улыбающийся. Ребятам предстояло подумать, как сделать, чтобы Иванов исправил свое поведение и стал похожим на мальчишку со второго портрета. Помогая Иванову, нельзя было его наказывать.
Вначале детям трудно было отказаться от стереотипа наказания. Не сразу, робко, но стали появляться нетрадиционные решения:
— Я бы его превратила в добрую фею, чтобы он почувствовал, как хорошо быть добрым.
— Я бы поручил ему ответственное задание и похвалил его.
—Я бы с ним подружился и всегда показывал ему интересные вещи.
—Я бы почаще хвалил его за хорошие поступки.
—Я бы написал о нем хорошее письмо и зачитал его ребятам и его маме.
Дети были очень довольны своими решениями. Всем казалось, что наш хмурый Иванов куда-то исчез, все видели только улыбающегося, счастливого мальчика.
А потом было домашнее задание на лето: «Представь, что ты превратился в твоего любимого сказочного героя — крокодила Гену, Золушку, Чебурашку и т. п. Подумай: что бы он посоветовал Иванову? Как бы он помог ему исправить свое поведение?»
Так закончилась наша маленькая школа общения. Новые решения — в новом учебном году. Но об этом в другой раз.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|