ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ - PLATHELMINTHES
Класс Ресничные черви – Turbellaria
Представитель: Молочно-белая планария – Dendrocoelum lacteum
Класс Сосальщики - Trematoda
Представитель: Печеночный сосальщик – Fasciola hepatica
Класс Ленточные черви – Cestoda
Представители: Бычий цепень– Thaeniarhynchus saginatus
Свиной цепень– Taenia solium
Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения и жизненных циклов плоских червей.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.
Материал:Микропрепаратыпланарии, пищеварительной системы печеночного сосальщика, гермафродитных и зрелых члеников бычьего цепня, финок бычьего и свиного цепней. Влажные препараты цепней.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть микропрепарат планарии. Найти глазки, ротовое отверстие, глотку, ветви кишечника,
2. ассмотреть на микропрепарате строение пищеварительной системы печеночного сосальщика. Найти ротовую и брюшную присоски, глотку, пищевод, ветви кишечника
3. Рассмотреть на микропрепаратах особенности строения гермафродитного и зрелого члеников бычьего цепня. Найти элементы гермафродитной половой системы, нервные стволы, канал выделительной системы.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения планарии (рис. 34 [7]); печеночного сосальщика (рис. 41 [7]); бычьего цепня (рис. 45, 48 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.
ЗАНЯТИЕ 2
ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ – NEMATHELMINTHES
Класс Нематоды – Nematoda
Представитель: Аскарида человеческая – Ascaris lumbricoides
Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения и жизненных циклов круглых червей.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы, чашки Петри, лупы, препаровальные ванночки и иглы, пинцеты.
Материал:Микропрепараты поперечного среза аскариды, фиксированные аскариды.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть особенности внешнего строения аскариды. Найти вентральную (брюшную) и дорзальную (спинную) стороны тела. Рассмотреть передний и задний концы тела, найти рот, который обрамлен губами (одна на спиной стороне тела и две – на брюшной).
2. Рассмотреть препарат поперечного среза аскариды, найти кожно-мускульный мешок, первичную полость тела, пищеварительную, нервную и половую системы.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения аскариды (рис. 57А; 58 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.
Тип Кольчатые черви – Annelida
Класс Многощетинковые - Polychaeta
Представитель: Нереида – Nereis pelagica
Класс Малощетинковые – Oligochaeta
Представитель: Дождевой червь – Lumbricus terrestris
Цель.Изучить особенности внешнего и внутреннего строения кольчатых червей как первых целомических (вторичнополостных) беспозвоночных животных.
Оборудование.Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы, чашки Петри, лупы, препаровальные ванночки и иглы, пинцеты.
Материал.Микропрепараты параподий нереиды и поперечного среза дождевого червя. Фиксированные нереиды и дождевые черви.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть при помощи лупы внешнее строение нереиды, обратить внимание на строение переднего (головного) и заднего и отделов тела. Изучить при малом увеличении микроскопа постоянный препарат параподии нереиды. Найти лопасти и пучки щетинок.
2. Рассмотреть внешнее строение дождевого червя, найти брюшную (светлая и плоская) и спинную (темная и выпуклая) стороны, ротовое и анальное отверстие, поясок, щитинки. Рассмотреть препарат поперечного среза дождевого червя, отметить кожно-мускульный мешок, вторичную полость тела (целом), пищеварительную, нервную и половую системы.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения передней и задней частей нереиды и параподии нереиды (рис. 63 А, Б; 65 [7]), продольный разрез дождевого червя (рис. 183 [8]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.
ТИП МОЛЛЮСКИ – MOLLUSCA
Класс Двустворчатые – Bivalvia
Представители: Беззубка – Anodonta sp., Перловица – Unio sp.
Класс Брюхоногие – Gastropoda
Представитель: Виноградная улитка – Helix pomatia
Цель:Изучить двустворчатых моллюсков на примере беззубки и перловицы и брюхоногих моллюсков на примере виноградной улитки
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы, чашки Петри, лупы.
Материал:Микропрепараты глохидии беззубки, влажные препараты вскрытой беззубки и виноградной улитки. Фиксированные беззубки и виноградные улитки. Коллекции раковин моллюсков.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть внешний вид раковины двустворчатого моллюска. Найти замок и места прикрепления мышц замыкателей. Обратить внимание на отличие раковин беззубки и перловицы. На влажном препарате рассмотреть мантию, расположение мускулов, сифоны, ногу и печень, ротовые лопасти и жабры, сердце и кишку.
2. Рассмотреть препарат глохидия (личинки беззубки).
3. Рассмотреть внешнее строение виноградной улитки, сравнить ее раковину с раковинами других брюхоногих моллюсков. По влажным препаратам изучить внутреннее строение виноградной улитки.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы внутреннего строения беззубки (рис. 86 [7]) и строения виноградной улитки (рис. 79 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA
ПОДТИП ЖАБРОДЫШАЩИЕ – BRANCHIATA
Класс Ракообразные - Crustacea
Подкласс Высшие раки – Malacostraca
Отряд Десятиногие - Decapoda
Представитель: Речной рак – Astacus leptodactylus
Подкласс Жаброногие – Branchiopoda
Отряд Листоногие – Phyllopoda
Представитель: Дафния – Daphnia sp.
Подкласс Максиллоподы, или Челюстеногие – Maxillopoda
Отряд Веслоногие – Copepoda
Представитель: Циклоп – Cyclops sp.
Цель:Изучение внешнего и внутреннего строение высших ракообразных на примере речного рака. Познакомиться с некоторыми особенностями строения низших ракообразных на примере дафнии и циклопа.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы, чашки Петри, лупы, препаровальные ванночки и иглы, пинцеты.
Материал:Микропрепараты дафнии и циклопа, влажные препараты вскрытого речного рака. Фиксированные раки, витринки с конечностями речного рака и сегментами его тела.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть внешний вид речного рака со спинной и брюшной стороны, найти головогрудь, глаза, антенны и антеннулы, клешни, ходильные конечности, брюшко, брюшные ножки и тельсон.
2. Рассмотреть под микроскопом внешний вид дафнии и циклопа, отметить особенности их строения.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения вскрытого речного рака (рис. 95 [7]) и дафнию (рис. 271 [8]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ – CHELICERATA
Класс Паукообразные - Arachnida
Отряд Скорпионы – Scorpiones
Представитель: Скорпион пестрый – Buthus eupeus
Отряд Пауки – Aranei
Представитель: Паук-крестовик – Araneus diadematus
Отряд Паразитиформные клещи – Parazitiformes
Представитель: Собачий клещ – Ixodes ricinus
Цель:Изучение внешнего и внутреннего строения паукообразных.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [7], микроскопы.
Материал:Влажные препараты скорпионов, пауков и клещей.Микропрепараты ротовых органов паука и клеща, нимфы и имаго клеща.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть внешнее строение паука, скорпиона и клеща. Отметить различия в сегментации тела. Обратить внимание на конечности и их видоизменения.
2. Рассмотреть микропрепараты ротовых органов паука и клеща, изучить особенности их строения.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы внешнего строения скорпиона (рис. 105 [7]), внешнее строение паука-крестовика (рис. 104 [7]), внешнее строение клеща (рис. 106 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии классу.
Подтип Трахейнодышащие – Tracheata
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|