Подкласс Шестилучевые кораллы – Hexacorallia
ЗООЛОГИЯ
Методические указания
к лабораторно-практическим занятиям для студентов 1 курса
бакалавриата биологического факультета по специальности «Экология»
Уфа – 2012
Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по зоологии в курсе «Биология» студентам I курса бакалавриата биологического факультета, специальность «Экология».
Печатается по решению кафедры зоологии. Протокол заседания кафедры № 20 (20) от 18 апреля 2012 г.
Составитель: доц., к.б.н. А.Г.Яковлев
ВВЕДЕНИЕ
Задачи лабораторно-практических занятий по зоологии
1. Оказать помощь в изучении зоологии путем непосредственного восприятия зоологических объектов.
2. Закрепить теоретические положения лекционного курса.
Студенты при выполнении практических работ по зоологии обязаны:
1) на фиксированном материале ознакомиться с представителями различных групп животных в порядке повышения их организации;
2) усвоить методы и правила работы с оптическими приборами;
На занятии студенты должны работать в белых халатах. Для выполнения лабораторно-практических работ студенту необходимо иметь альбом, тетрадь, простой карандаш, ручку.
Студентам необходимо бережно обращаться с раздаточным материалом, оборудованием и учебными пособиями. Запрещено копировать рисунки с учебных пособий через копировальную бумагу.
На каждое занятие назначаются два дежурных, которые под залог документа (читательский или студенческий билет) перед началом занятий получают у лаборантов необходимые материалы, оборудование и литературу. В конце занятия, при сдаче оборудования и литературы, лаборанты проверяют их комплектность.
В случае пропуска занятий практикума, студент обязан их самостоятельно отработать в течение следующей недели и явиться к преподавателю для собеседования (устной сдачи пропущенной темы).
Каждое занятие состоит из аудиторной и внеаудиторной (самостоятельная работа) части. В аудитории изучается внешнее и внутреннее строение предложенных зоологических объектов с помощью практикумов и преподавателя. После занятия студент самостоятельно в альбоме выполняет рисунки (схемы) внешнего и внутреннего строения представителей типов и классов, согласно заданиям, сопровождая их записью систематического положения и подрисуночной расшифровкой с обозначением цифрами деталей морфологического строения животного. В рабочей тетради по каждому изученному таксону студент подготавливает конспект согласно плану.
Для беспозвоночных:
- систематическое положение (тип, класс, отряд, семейство, род, вид – русское и латинское название);
- характеристика внешнего строения представителей;
- характеристика внутреннего строения представителей;
- особенности биологии и экологии (если есть – то и циклы развития);
- основные представители;
- происхождение;
- список использованной литературы.
Для позвоночных:
- систематическое положение (тип, подтип, класс, отряд, семейство, род, вид - русское и латинское название);
- характеристика внешнего строения (форма тела, кожный покров, железы, производные кожи);
- характеристика внутреннего строения (скелет, органы пищеварения, органы дыхания, кровеносная; система, нервная система, органы чувств, выделительная система, органы размножения);
- размножение, местообитания, происхождение;
- систематика (отряды и их основные представители);
- список использованной литературы.
ЗАНЯТИЕ 1
ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA
ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ – SARCOMASTIGOPHORA
ПОДТИП САРКОДОВЫЕ – SARCODINA
Класс Корненожки – Rhizopoda
Отряд Амебы – Amoebina
Представитель: Амеба обыкновенная – Amoeba proteus
Отряд Раковинные амебы – Testacea
Представители: Арцелла – Arcella sp., Диффлюгия – Difflugia sp.
ПОДТИП ЖГУТИКОВЫЕ – MASTIGOPHORA
Класс Растительные жгутиконосцы - Phitomastigophorea
Отряд Эвгленовые - Euglenida
Представитель: Эвглена зеленая – Euglena viridis
Класс Животные жгутиконосцы - Zoomastigophorea
Отряд Кинетопластиды – Kinetoplastida
Представитель: Трипаносома – Tripanosoma rhodesiense
Цель:Изучить особенности внешнего, внутреннего строения и биологию саркомастигофор.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.
Материал:Микропрепараты простейших.
Аудиторная работа.
Используя учебную литературу [4, 7], микропрепараты и демонстрационные таблицы изучить особенности строения обыкновенной и раковинных амеб, эвглены зеленой и трипаносомы.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схемы строения обыкновенной амебы (рис. 1 А [7]), раковинных амеб (рис.: 2 А, 2 Б, 3 [7]), эвглены зеленой (рис. 4 [7]) и трипаносомы (рис. 5 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.
ТИП СПОРОВИКИ – SPOROZOA
Класс Кокцидиообразные – Coccidiomorpha
Отряд Кровяные споровики – Hemosporidia
Представитель: Малярийный плазмодий – Plasmodium vivax
Цель:Изучить особенности строения и жизненного цикла споровиков на примере малярийного плазмодия.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.
Материал:Микропрепарат мазка крови человека, больного малярией.
Аудиторная работа.
Рассмотреть препарат крови больного малярией. Найти здоровые клетки крови и эритроциты, пораженные малярийным плазмодием. Найти мерозоитов, проникших в эритроциты и имеющих вид кольца (молодой шизонт), трофозоидов, имеющих амебоидную форму и многоядерных шизонтов. Рассмотреть разные стадии развития малярийного плазмодия.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение малярийного плазмодия (на русском и латинском языках) и зарисовать схему строения и цикл развития малярийного плазмодия (рис. 14 [4]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.
ТИП ИНФУЗОРИИ, ИЛИ РЕСНИЧНЫЕ – CILIOPHORA
Класс Ресничные инфузории – Ciliata
Отряд Гименостоматы – Hymenostomatida
Представитель: Туфелька хвостатая – Paramecium caudatum
Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения инфузорий.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы.
Материал:Микропрепараты инфузории туфельки.
Аудиторная работа.
Рассмотреть препарат инфузории-туфельки. Найти макро- и микронуклеусы, цитостом, сократительные вакуоли и трихоцисты.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение инфузории туфельки (на русском и латинском языках) и зарисовать схему строения инфузории туфельки (рис. 16 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ – METAZOA
ТИП ГУБКИ – SPONGIA, или PORIFERA
Класс Обыкновенные губки - Demospongiae
Представитель: Губка-бодяга – Spongilla lacustris
Цель:Изучить основные черты организации губок как примитивных многоклеточных.
Оборудование: Демонстрационные таблицы, микроскоп, ручная лупа, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], чашки Петри.
Материал: Микропрепараты геммул и спикул губки-бодяги, фиксированные губки.
Аудиторная работа.
Рассмотреть микропрепарат элементов кремнерогового скелета (спикулы) и внутренние почки (геммулы) губки-бодяги.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение губки-бодяги (на русском и латинском языках) и зарисовать схемы строения губки и геммулы со скелетом (рис. 18, 19, 22 [7]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученному на занятии типу.
Тип Кишечнополостные, или Стрекающие – Coelenterata, или Cnidaria
Класс Гидроидные – Hudrozoa
Отряд Гидровые – Hydrida
Представитель: Гидра серая – Hydra fusca
Класс Сцифоидные – Scyphozoa
Представитель: Морское блюдце, или ушастая медуза – Aurelia aurita
Класс Коралловые полипы – Anthozoa
Подкласс Шестилучевые кораллы – Hexacorallia
Представитель: Актиния – Actinia equine
Цель:Изучить особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных.
Оборудование:Демонстрационные таблицы, практикум по зоологии беспозвоночных [4, 7], микроскопы, чашки Петри, препаровальные иглы, пинцеты, лупы.
Материал:Микропрепараты общего вида гидры. Макропрепараты медузы аурелии и актинии.
Аудиторная работа.
1. Рассмотреть микропрепараты общего вида гидры. Найти щупальца, туловище, подошву, ротовое отверстие, гастральную полость.
2. Рассмотреть медузу аурелию. Найти каналы гастроваскулярной системы, щупальца, ропалии.
3. Рассмотреть внешний вид шестилучевых кораллов. Найти ротовое отверстие, шупальца, подошву.
Внеаудиторная работа.
1. Записать систематическое положение изучаемых объектов и зарисовать схему строения гидры (рис. 23 Б [4]); медузы аурелии (рис. 32 А [7]) и строение актинии (рис. 96 [8]).
2. Используя учебную литературу [1, 2, 5, 8] в рабочей тетради составить конспект по изученным на занятии классам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|