Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретический тур муниципального этапа





ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

 

Т.И. Абрамова

 

Методические рекомендации по проведению и задания

муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по биологии в 2009-2010 учебном году

 

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий

муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии..……3

 

Часть II. Задания всероссийской муниципального этапа всероссийской

Олимпиады школьников по биологии………..………………………………………..5

 

Приложение………………………………………………………………………………41

 

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………44

Часть I. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

 

Методические рекомендации составлены на основе Методических рекомендаций по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году, составленных В.В. Пасечником, А.М. Рубцовым и Г.Г. Швецовым, которые утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по биологии (протокол № 6 от 10 июля 2009 г.).



Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Школьный и муниципальный этапы Олимпиады проводятся по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады.

В школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 5-11 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде, а в муниципальном этапе принимают участие учащиеся 7-11 классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего года.

Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляет жюри соответствующих этапов Олимпиады.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии на региональном и заключительном этапе проводится в два тура, один из которых является теоретическим, а другой практическим. Поэтому при проведении школьных и муниципальных этапов Олимпиады также следует проводить оба тура.



Цель первого тура – определение теоретической подготовки участников Олимпиады. Однако такая цель не совсем точно определяет содержание тура, особенности которого, в первую очередь, определяются спецификой применения тестовых заданий. использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников Олимпиады.

Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, то есть дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала.

Очень важным является подсчет результатов тестирования. Методика подсчета должна учитывать сложность теста (задания) и нацеливать учащихся на поиск правильного ответа, а не на попытку угадать его.

Основная цель второго тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии, опыт которой является главной составляющей успешного выступления в этом туре.

Проведение практического тура позволяет более объективно оценить знания участников Олимпиады и выявить сильнейших. На практическом туре участники должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура разрабатываются методическими комиссиями, исходя из имеющейся материальной базы. Примерные задания даны в «Приложении».



Учитывая, что уровень подготовки учащихся разных классов отличается, организаторы могут провести участников разных возрастных групп через разное количество этапов практического тура.

Так, девятиклассники соревнуются в умении проводить исследования биологической направленности в трех обязательных кабинетах – «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных», «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза».

Учащиеся десятых и одиннадцатых классов обязательно демонстрируют умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Кроме того, в зависимости от материальной базы, им могут быть предложены задания в кабинетах «Зоология позвоночных» и «Физиология растений». Задания в кабинетах «Биохимия» и «Генетика» могут быть предложены учащимся одиннадцатых классов.

Пакет методических материалов для проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии должен содержать:

  1. Комплекты заданий теоретического тура.
  2. Пустые бланки ответов на задания теоретического тура (матрицы).
  3. Ответы на задания теоретического тура.
  4. Примерные задания для проведения практического тура.
  5. Методические рекомендации для проведения соответствующего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
  6. Примерный перечень оборудования для проведения практического тура.

 

Рекомендуемое количество заданий

 

Примерное количество заданий теоретического тура для школьного этапа исходя из длительности тура в 2 академических часа (120 минут)

 

Комплект Часть I Часть II Часть III Часть IV
9 класс
10 класс
11 класс

 

Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут)

 

 

Комплект Часть I Часть II Часть III Часть IV
9 класс
10 класс
11 класс

 

Часть II. Задания для проведения муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Класс

 

Теоретический тур муниципального этапа

Задания части I.Часть I включает 40 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

 

  1. Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

 

  1. Семядоля у пшеницы:

А) отделяет эндосперм от зародыша;

Б) содержит основные питательные вещества;

В) отсутствует;

Г) окружает зародыш.

 

  1. При набухании семян в их клетках:

А) уменьшается содержание жиров;

Б) уменьшается содержание крахмала;

В) белки переходят в растворимую форму;

Г) происходят все эти процессы.

 

  1. У корней древесных растений наибольшую длину имеет:

А) корневой чехлик;

Б) зона деления;

В) зона роста;

Г) зона проведения.

 

  1. Корневые клубни – это видоизменения:

А) главного корня;

Б) придаточных корней;

В) корневища;

Г) столона.

 

  1. Узел представляет собой:

А) видоизменение почки;

Б) зону роста побега;

В) утолщение стебля;

Г) место отхождения от стебля листа и почки.

 

  1. Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

 

  1. Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

 

  1. К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

 

  1. Заросток представляет собой:

А) образование, развивающееся из споры;

Б) место, где созреваю сперматозоиды;

В) место, где созревают яйцеклетки;

Г) верны все ответы.

 

  1. Мужские гаметы обладают подвижностью у:

А) покрытосеменных;

Б) голосеменных;

В) папоротников;

Г) всех этих групп растений.

 

  1. Семязачатки цветковых растений образуются:

А) на поверхности завязи;

Б) внутри завязи;

В) внутри цветоложа;

Г) в пыльниках тычинок.

 

  1. У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

 

  1. Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

 

  1. Симбионтом человека является:

А) азотобактер;

Б) холерный вибрион;

В) кишечная палочка;

Г) дрожжи.

 

  1. С растениями грибы объединяет:

А) неподвижность;

Б) наличие клеточных стенок;

В) постоянный верхушечный рост;

Г) все эти признаки.

 

  1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

 

  1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

 

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

 

  1. Мускулистый желудок наиболее развит у:

А) всех насекомоядных птиц;

Б) зерноядных птиц;

В) хищных птиц;

Г) большинства насекомоядных птиц.

 

  1. Органы кровообращения в процессе эволюции беспозвоночных впервые появляются у:

А) кольчатых червей;

Б) моллюсков;

В) членистоногих;

Г) круглых червей.

 

  1. В результате утолщения придаточных корней у георгина развиваются:

А) корневые шишки;

Б) корнеплоды;

В) корневища;

Г) подземные столоны.

 

  1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

 

  1. Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

 

 

  1. Мужской гаметофит покрытосеменных растений представлен:

А) пыльником;

Б) тычинкой;

В) пыльцевой трубкой;

Г) зародышевым мешком.

 

  1. Питательная ткань в семенах голосеменных растений развивается из:

А) остатков многоклеточного женского гаметофита;

Б) зародышевого мешка;

В) центральной триплоидной клетки зародышевого мешка;

Г) семязачатка.

 

  1. Какие ткани выполняют в зерновках запасающую функцию:

А) проводящая;

Б) покровная;

В) основная;

Г) образовательная.

 

  1. У каких классов животных пищеварительная трубка выполняет функции пищеварения и дыхания:

А) птиц;

Б) ланцетников;

В) амфибий;

Г) рептилий.

 

  1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

 

  1. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма, называют:

А) абиотическим;

Б) ограничивающим;

В) экстремальным;

Г) оптимальным.

 

  1. Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

 

  1. К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

 

 

  1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) наружном слое надкостницы;

Б) трубчатом веществе кости;

В) внутреннем слое надкостницы;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

 

  1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живое вещество;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

 

  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

 

  1. Мужские половые клетки созревают у кукушкина льна в:

А) коробочке;

Б) заростке;

В) антеридии;

Г) архегонии.

 

  1. В современной системе животного мира простейших относят к одному из:

А) подцарств;

Б) типов;

В) классов;

Г) отрядов.

 

  1. К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

 

  1. К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

 

  1. Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Г) мыши.

 

Задания части II.ЧастьII включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

 

  1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

 

  1. Для одной популяции животных характерно:

А) свободное скрещивание особей;

Б) возможность встречи особей разного пола;

В) подобие по генотипу;

Г) сходные условия жизни;

Д) сбалансированный полиморфизм.

 

  1. Придаточные корни могут образовываться при делении клеток:

А) пробки;

Б) корки;

В) феллогена;

Г) феллодермы;

Д) сердцевинных лучей.

 

  1. У всех хрящевых рыб имеется:

А) артериальный конус;

Б) плавательный пузырь;

В) спиральный клапан в кишечнике;

Г) пять жаберных щелей;

Д) внутреннее оплодотворение.

 

  1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) конденсировать водяные пары из воздуха;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

 

  1. Самостерильность характерна для:

А) ржи;

Б) риса;

В) кукурузы;

Г) капусты;

Д) томата.

 

  1. Развитие кровеносной системы у паукообразных зависит от:

А) величины тела;

Б) развития дыхательной системы;

В) величины сердца;

Г) формы сердца;

Д) объема крови.

 

  1. В строении и жизненном цикле споровиков произошли следующие изменения:

А) исчезли органеллы захвата и приема пищи;

Б) исчезли пищеварительные вакуоли;

В) исчезли органеллы активного передвижения;

Г) исчезли сократительные вакуоли;

Д) наблюдается чередование бесполого размножения, полового процесса и спорогонии.

 

  1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) пинктады;

Д) птерии.

 

  1. Из перечисленных змей, ядовитыми являются:

А) полозы;

Б) морские змеи;

В) гремучие змеи;

Г) питоны;

Д) гадюки.

 

Задания части III.Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

 

  1. У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий.
  2. В оплодотворении у ели участвует один спермий.
  3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
  4. Все растения содержат хлоропласты.
  5. Головной мозг у позвоночных возникает из того же слоя клеток зародыша, что и эпидермис.
  6. Родина мозоленогих – Северная Америка.
  7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 9% - ой концентрации.
  8. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
  10. Усики гороха и усики огурца – аналогичные органы.
  11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
  12. Евстахиева труба – канал, сообщающий среднее ухо земноводных с глоткой.
  13. Брызгальце хрящевых рыб – это остаток одной из жаберных щелей.
  14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  15. Тромбоциты образуются в селезенке.

Задания части IV.Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

 

  1. Установите соответствие между классами животных и их признаками.

 

Классы животных Признаки классов
    1. Ракообразные 2. Паукообразные А. Тело сегментировано Б. Сегменты слившиеся В. Органы дыхания – легочные мешки или трахеи Г. Органы дыхания - жабры Д. Пять пар ходильных ног

 

     

 

  1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

 

Семейства Признаки семейств
    1. Крестоцветные 2. Пасленовые А. Лепестков 4 Б. Лепестков 5 В. Лепестки свободные Г. Лепестки сросшиеся Д. Тычинок 5

 

     

 

  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

 

Семейства Признаки форменных элементов
    1. Эритроциты 2. Лейкоциты А. Двояковогнутые диски Б. Шаровидная форма В. Ядра нет Г. Ядро есть Д. Обладают фагоцитозом

 

     

 

 

Класс

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.