Сделай Сам Свою Работу на 5

Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений





В соответствии с законодательством (ст. 290 УК РФ) преступные дей­ствия, связанные с получением взятки, квалифицируются как получе­ние должностным лицом лично или через посредника взятки в виде де­нег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного харак­тера за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представля­емых им лиц. Действия (бездействие) должностного лица могут входить в его служебные полномочия, либо оно в силу своего служебного поло­жения может способствовать таким действиям (бездействию), либо мо­жет осуществлять за взятку общее покровительство или попуститель­ство по службе. Отягчающими признаками являются: совершение дол­жностным лицом незаконных действий (бездействия) за взятку, получе­ние взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а также гла­вой органа местного самоуправления. К отягчающим признакам относятся также:

а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой, получение взяток неоднократно;

б) в крупном размере;

в) путем вымогательства взятки.



Понятие взяточничества охватывает два самостоятельных преступ­ления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Оба преступных посягательства находятся в положении необходимого соучастия: без одного не может быть другого. Однако получение взятки законодатель признал более опасным антиобщественным деянием, отно­ся его к категории особо тяжких преступлений. Объясняется это тем, что взяточничество наносит колоссальный вред обществу, подрывает доверие людей к государственному аппарату и муниципальным органам. Взяточничество — причина деформации нормально установленного по­рядка функционирования государственных и муниципальных служб, ис­точник неправомерного обогащения, расслоения общества и социальной напряженности в нем. Наконец, взяточничество, особенно в таких его формах, как общее покровительство или попустительство по службе, взяточничество, осуществляемое в организованных для преступных це­лей структурах, — это наиболее типичное и характерное проявление коррупции как опаснейшего криминального явления, разрушающего основы власти и управления. Как отмечается в литературе, "коррупция стала скорее нормой поведения чиновников, чем исключительным явле­нием в их среде. За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабая экономическая и организационная основы функционирования го­сударственной и иной службы, просчеты кадровой политики, распрос-




§ 1. Характеристика должностных преступлений



транение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм"1.

Коррупционные правонарушения совершаются в виде: предостав­ления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; создания условий для коррупции и обеспечение ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т. п.). Со­ответственно коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые виды действий. Это прежде всего взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное уча­стие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); преступления против интересов служ­бы в коммерческих и иных организациях (ст. 201—204 УК РФ) и др.

Объектом данных преступлений является нормальное функциони­рование соответствующей ветви власти или управления.



Под предметом преступления, определяемым собирательным поня­тием "взятка", закон понимает деньги (как российские, так и иностран­ные денежные знаки); ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, ак­ции и т. п. в соответствии со ст. 142 ГК РФ); иное имущество и выгоды материального характера. Под иным имуществом следует понимать лю­бые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью: валют­ные ценности, транспортные средства (ТС), жилые дома, дачи, квар­тиры, гаражи, предметы быта, мебель, одежда и т. д. Выгоды матери­ального характера в настоящее время достаточно специфичны и весьма разнообразны. Это внутригосударственные и зарубежные поездки взят­кополучателя (членов его семьи) в туристические, лечебно-оздорови­тельные и иные поездки; помощь в приобретении кредитов (в том числе льготных), ссуд, ценных бумаг; содействие в приобретении товаров по льготным ценам (с завода-производителя, для членов закрытых обществ и т. п.); оплата обучения детей в престижных вузах или за рубежом; выплата непропорционально больших гонораров за публикуемые (или еще не написанные) труды; оплата теле- и радиовремени в целях рекламы должностного лица; содействие в проведении избирательной кампании.

Приведенным весьма солидным перечнем не исчерпывается круг выгод имущественного характера.

С объективной стороны действия должностного лица, получившего взятку, могут быть как составной частью его служебных полномочий, так и не входить в них, когда он действует в интересах взяткодателя, лишь используя свое должностное положение, свой должностной авто­ритет, свои должностные связи (в Правительстве, в Администрации Пре­зидента (губернатора), в Государственной Думе и т. п.).

Взятка может даваться за определенные конкретные действия (без­действие): взятка-подкуп (до совершения действия); взятка-вознаграж­дение (после совершения действия), а также за общее покровитель­ство (поручительство) в виде систематических вознаграждений.

1 Преступность, статистика, закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 21.


854 Глава 51. Расследование должностных преступлений

Получение взятки — преступление, совершаемое с прямым умыс­лом; оно считается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

Субъекты преступления — только должностные лица, осуществля­ющие постоянно, временно или по специальному полномочию функ­ции, вытекающие из их служебного положения или должности. Это мо­гут быть функции представителя власти (государства, субъекта Феде­рации, органа местного самоуправления); функции организационно-распорядительные по руководству трудовым коллективом, участком работы и т. д.; функции административно-хозяйственные — полномочия по управлению и распоряжению госимуществом. Не признаются субъектами должностных преступлений (в том числе взяточничества) лица, выполняющие указанные функции в общественных объединени­ях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях (они несут ответственность по ст. 201—204 УК РФ). Такой квалифицирующий признак, как "организованная группа", подразумевает участие в полу­чении взятки не менее двух должностных лиц. Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременно от нескольких лиц. Получение одной взятки в несколько приемов не может расцениваться как неоднократное.

Под вымогательством понимается требование должностного лица предоставить ему незаконное вознаграждение.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ) должностному лицу лично или через посредника совпадает по объекту и предмету преступления с получени­ем взятки. Преступление считается оконченным при передаче хотя бы части взятки. С субъективной стороны оно характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом преступления может быть любое физичес­кое лицо, достигшее 16 лет. Квалифицирующим признаком является неоднократность дачи взятки или взятка за совершение незаконных дей­ствий. Уголовная ответственность не наступает, если взятка у лица вы­могалась или если это лицо добровольно сообщило о даче взятки орга­ну, имеющему право возбудить уголовное дело.

Взяточничество, повторим, тесно связано с коррупцией. Понятие коррупции в содержательном плане значительно шире взяточничества независимо от того, совершается ли последнее эпизодически или си­стематически. Коррумпирование предполагает подкуп или постановку в зависимость от коррумпирующей структуры представителя законода­тельной, исполнительной или судебной власти, чтобы в корыстных це­лях использовать его должностные возможности, официальный статус или связи. Эта корысть в первую очередь связана с отвлечением госу­дарственных ресурсов, нарушением норм с целью неправомерного обо­гащения. К этой категории относятся получаемые благодаря коррумпи­рованным лицам государственные кредиты (не идущие впоследствии на инвестирование в промышленность), пошлинные льготы на ввоз и вы­воз предмета купли-продажи, выгодные контракты, приватизация предприятия, систем, структур. Такие действия могут осуществлять­ся на всех уровнях: от региональных до общегосударственных. Менее значительны по объему, но не менее вредны по последствиям (соци­альным, экономическим) коррумпированные связи на уровне регионов и отдельных организаций, предприятий, учреждений. Это и необосно-


§ 1. Характеристика должностных преступлений



ванные разрешения, и передача информации, используемые в целях незаконного обогащения или в борьбе с конкурентами, и непринятие мер в отношении ставших известными должностному лицу преступных действий и т. п. При этом необходимо учитывать, что неправомерное обогащение коррумпированного должностного лица должно влечь за собой уголовные санкции, даже если в результате его действий не наносится непосредственного ущерба государству или частному лицу. Если же говорить более конкретно о тех действиях, которые наи­более часто совершаются в настоящее время за взятки или коррумпи­рованными должностными лицами, то можно составить следующий при­мерный перечень:

а) помощь (согласие, разрешение, поддержка) в создании коммер­
ческих структур или федеральных и муниципальных предприятий с
целью "перекачки" в эти структуры средств предприятий;

б) передача по заниженным ценам федеральной и муниципальной
собственности предпринимательским структурам, минуя продажу через
аукционы либо организуя фиктивные аукционы;

в) заключение убыточных для государства (муниципального округа)
коммерческих соглашений (о сдаче в аренду зданий, ТС и т. д.);

г) выдача банковских гарантий, а также кредитов и ссуд без зак­
репления ответных обязательств со стороны партнера, что способству­
ет расхищению денежных средств;

д) попустительство (пособничество, сокрытие) в связи с нецелевым
использованием предоставляемых (на федеральном или региональном
уровнях) кредитов. Сокрытие таких фактов, помощь в перекупке льгот­
ных кредитов, например выделяемых Центробанком на развитие фер­
мерских хозяйств, на перепрофилирование предприятий ВПК и т. п.;

е) содействие в создании лжепредприятий: регистрация предприя­
тия или открытие в банке счета без юридического оформления и реги­
страции предприятия; постановка клиента на обслуживание в другой
банк без проверки его юридического оформления и средств его счетов;

ж) отказ в регистрации конкурентов предпринимательской структу­
ры, выплачивающей взятки или постоянно содержащей чиновника; пре­
доставление этой предпринимательской структуре монопольного права
производства продукции или торговли (нефтепродуктами, цветными ме­
таллами и т. п.);

з) содействие недобросовестной конкуренции на потребительском
рынке. Может выражаться как в юридических, так и экономических
формах или их сочетании. Например, подавление конкурента в интере­
сах взяткодателя (налоговое, арбитражное, следственно-судебное, ад­
министративное);

и) предоставление отсрочек платежей в местный бюджет, налого­вых, таможенных льгот, льготных лицензий, квот и т. п.;

к) разработка законодательств (решений, постановлений), внедре­ние и принятие поправок к нормативным актам, которые выгодны оп­ределенным структурам (предпринимательским, криминальным);

л) попустительство, содействие и непринятие мер к правонаруше­ниям. К числу таких действий могут быть отнесены:


856 Глава 51. Расследование должностных преступлений

консультирование работниками налоговых инспекций, полиции, банковскими работниками по вопросам уклонения от уплаты налогов, от банковского контроля;

фальсификация материалов документальной ревизии, аудиторской проверки, сведений об облагаемых налогом средствах; фальсификация налоговых деклараций;

предоставление служебной информации из банка, биржи, инвести­ционного фонда, фонда имущества, учреждений статистики, аукциона, налоговой инспекции, прокуратуры, милиции;

дача выгодного для правонарушителя заключения по результатам служебной проверки, материалам проверки и расследования по уголов­ному делу;

сокрытие компрометирующих материалов, поступающих в право­охранительные органы, в средства массовой информации1.

Основой совершения вышеуказанных преступлений является в пер­вую очередь должностной статус служащего, его возможность реализо­вать свои права, влиять на решение определенных вопросов, совершать определенные действия (лично или давая указания другим), использо­вать имеющуюся у него информацию или связи с другими должностны­ми лицами.

Поэтому действия взяткополучателя, равно как и коррумпирован­ных чиновников, должны быть проанализированы с позиций ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 286 УК РФ "Превышение служебных полномочий", а также ст. 289 УК РФ "Неза­конное участие в предпринимательской деятельности".

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочия­ми (ст. 285 УК РФ) характеризуется следующими обязательными при­знаками в их совокупности: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление по­следствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием. Злоупотреблением при этом признаются такие действия субъекта, ко­торые вытекали из его служебных полномочий и связаны с осуществле­нием прав и обязанностей, которыми наделено данное лицо. Поэтому простое использование своего авторитета без реализации должностных полномочий исключает уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.

Одним из мотивов данного преступления является корысть: извле­чение какой-либо имущественной выгоды в результате совершения оп­ределенных действий в интересах третьих лиц или каких-либо структур.

Субъектами преступления являются те же должностные лица, ко­торые были рассмотрены применительно к взяточничеству.

Объективная сторона превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий. Это могут быть дей­ствия, относящиеся к полномочиям другого лица; действия, которые должностное лицо могло по статусу совершать, но при наличии особых

1 См.: Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. Н. Новгород, 1995. С. 137—139.


§ 1. Характеристика должностных преступлений



обстоятельств, указанных в законе или в подзаконном акте; и, наконец, это могут быть действия, которые никто и ни при каких обстоятель­ствах не вправе совершать. Субъекты — те же, что и в ст. 290 УК РФ.

Одним из квалифицирующих признаков является совершение про­тивоправного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ, а равно главой местного само­управления.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности имеет непосредственное отношение к Указу Президента РФ от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Объект этого преступления — нормальная деятельность органов государствен­ной власти и управления, органов местного самоуправления и муници­пальных учреждений. Объективная сторона выражается: 1) в учрежде­нии должностным лицом организации, осуществляющей предпринима­тельскую деятельность либо 2) в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо и 3) при условии, что эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покро­вительством в иной форме.

Как известно, Указ Президента РФ "О борьбе с коррупцией в си­стеме государственной службы" запрещает служащим, в том числе и должностным лицам государственного аппарата, выполнять иную оп­лачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместитель­ства. Исключение составляют: научная, преподавательская и творчес­кая деятельность. Запрещено также представлять за вознаграждение интересы третьих лиц в государственном органе, в котором они рабо­тают. Запрет, естественно, относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую де­ятельность (например, в качестве руководителя, штатного советника и т. п.).

Поэтому центральным объективным признаком состава преступления "незаконное участие в предпринимательской деятельности" является использование виновным своего служебного положения как должностно­го лица государственного органа или влияния и авторитета, вытекающих из занимаемой им должности, для предоставления организации, осуще­ствляющей предпринимательскую деятельность, определенных льгот и преимуществ или покровительства в иной форме.

Определив объекты и объективную сторону рассмотренных выше преступлений, мы тем самым определили не только основные элемен­ты предмета доказывания, но и элементы криминалистической харак­теристики этих преступлений, которые необходимо устанавливать в каждом случае расследования. Вместе с тем нелишне в этой связи при­вести и перечень обстоятельств, подлежащих установлению, в частно­сти при расследовании взяточничества, содержащейся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 31 августа 1962 г. 9 "О судебной практике по делам о взяточничестве". К числу этих обстоятельств Пле­нум относит: 1) место и время передачи взятки, кем и кому она пере­давалась и с какой целью; 2) предмет взятки, его признаки, источники его получения; 3) способ дачи взятки и ее сокрытия; 4) круг участни­ков преступления, наличие посредников, форма посредничества, харак-


858 Глава 51. Расследование должностных преступлений

тер взаимоотношений между участниками, роль каждого из них; 5) дол­жностное положение лица, получившего взятку; 6) круг его служебных обязанностей; 7) порядок выполнения им действий, входящих в его ком­петенцию; 8) конкретные формы исполнения своих полномочий в данной ситуации; 9) не было ли данное взяточничество связано с совершени­ем другого преступления (злоупотребление должностными полномочи­ями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности); 10) имело ли место вымогательство взятки; 11) неоднократность получения взяток; 12) виновность обвиня­емых, мотивы совершения преступлений, в чьих интересах давалась взятка (личных, коммерческой структуры, преступной группировки и т. д.); 13) размеры преступного обогащения; 14) характеристика каж­дого из участников преступления; 15) обстоятельства, отягчающие или смягчающие уголовную ответственность; 16) причины и условия, способ­ствовавшие совершению данного преступления.

Приведенный перечень с успехом может быть использован в каче­стве ориентирующего при расследовании как отдельных эпизодов, так и систематических выплат, осуществляемых коррумпированному чинов­нику (группе чиновников), взятому на содержание коммерческой струк­турой, преступной группировкой и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.