Сделай Сам Свою Работу на 5

Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела





Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевид­ны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.

К числу явных признаков следует отнести:

1) полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению;

2) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первич­ных — учетным, учетных — отчетным;

3) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправ­ления, подчистки, замена страниц и т. д.);

4) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных);

5) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банк­ротства.

К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежность. К их числу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товарно-матери­альных ценностей, правил документооборота, технологической дисцип­лины.

Источниками первичной информации могут быть и лица определен­ной категории: продавцы, не участвующие в налоговом преступлении, не осознающие факт его совершения; очевидцы каких-либо криминальных или финансовых операций, не отдающие себе отчет в их сути (секрета­ри, шоферы, работники охраны и др.); лица, замешанные в преступле­нии (контрагенты, пособники, поставщики, потребители); ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий, представители обще-




§ 2. Выявление признаков преступлений, возбуждение уголовного дела 789

ственности и добровольные помощники органов дознания; налоговые инспекторы, налоговые полицейские, сотрудники службы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

Практика свидетельствует о том, что наиболее часто поводами к возбуждению данной категории уголовных дел являются: непосредствен­ное обнаружение налоговых преступлений органами налоговой полиции; сообщения налоговых инспекторов; использование налоговой полицией информации указанного выше рода, получаемой из различных источ­ников.

В ходе проверок, осуществляемых главным образом налоговой по­лицией, реализуется оперативно-розыскная деятельность, регулируе­мая Законом об ОРД (1995 г.), гл. 6 НК РФ, Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (от 24 июня 1993 г. № 5238-1), приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 3 января 2001 г. № З/БГ-3-16/1.



Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуа­ции: 1) первичная информация получена негласным путем; 2) первич­ные данные поступили из открытых и официальных источников (доку­ментов налоговых инспекций, заключений аудиторских служб, актов контрольно-ревизионното управления (КРУ), от средств массовой ин­формации).

Для первой ситуации закономерна скрытая проверка: негласное наблюдение за передвижением и .сбытом товарно-материальных ценно­стей, сырья, продукции, за технологическими процессами производ­ства; изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т. п.).

При получении информации из официальных источников проверка носит комбинированный характер. Основное внимание уделяется откры­тым (гласным) действиям. Однако то, что не удается выявить таким путем, стараются установить негласно.

Гласными действиями по рассматриваемым преступлениям, осу­ществляемыми до возбуждения уголовного дела, являются: ревизии, аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции, налоговой полиции, службы БЭП; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов налоговыми полицейскими или опер­уполномоченными службы БЭП; получение образцов сырья, полу­фабрикатов и готовой продукции путем "контрольных закупок"; по­лучение объяснений от должностных и материально ответственных лиц.



Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и неглас­ных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалис­ты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по воп­росам: определения вида документа и его относимости к данному рас­следованию; установления того, кто из должностных лиц мог быть при-частен к составлению конкретного документа; каким образом может быть


790 Глава 49. Расследование налоговых преступлений

истолкована собранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т. п.

Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявленных налоговых правонарушений; что способствовало их совер­шению.

В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий дол­жны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образ­цов (прежде всего подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых записей; нейтрализацию противодействия следствию (про­верке). Такое противодействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отношении имущества или людей; утаивание парт­неров по нелегальному бизнесу; прямые угрозы свидетелям, специали­стам, инспекторам, полицейским.

Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценива­ют с нескольких позиций:

а) ее относимость к целям и задачам расследования;

б) допустимость и целесообразность использования (в качестве до­
казательственной, в качестве ориентирующей);

в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного
дела и принятия процессуальных решений;

г) перспективы расследования.

С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждают на основании материалов проверок, осуществляемых органами налого­вой службы, целесообразно подробнее остановиться на рассмотрении этих материалов.

В соответствии со ст. 9 Закона "О федеральных органах налоговой полиции" налоговые инспекции в случаях выявления фактов сокрытия объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах обяза­ны в 10-дневный срок направлять материалы в территориальные под­разделения налоговой полиции, чтобы провести дознание и решить воп­рос в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны проводить дознание и предварительное следствие по де­лам о преступлениях, отнесенных к их подследственности (в ред. Феде­рального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). Для этого им должны быть направлены следующие документы:

а) письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли или
иных объектов налогообложения) налогоплательщиком;

б) акт документальной проверки соблюдения налогового законода­
тельства и решение по нему начальника Госналогинспекции (с при­
ложением подлинных бухгалтерских документов, отчетов, деклараций
и т. п.);

в) документы о разъяснении налогоплательщику его прав, а также
его возражения и объяснения;


§ 3. Построение и проверка версий



г) объяснения должностных лиц налогоплательщика, если они были
даны;

д) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных
за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

е) протокол, постановление и иные документы о привлечении к
административной ответственности за неуплату налогов (если это имело
место ранее).

Собранные в ходе первичной проверки и направляемые из налого­вого органа материалы несут информацию лишь об объективной сторо­не, т. е. о механизме совершения налогового преступления, не позволяя получить представление о субъективной стороне. Поэтому уголовное дело возбуждается во многом на основе предположительных выводов о наличии в действиях налогоплательщика всех признаков преступления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.