Сделай Сам Свою Работу на 5

Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств





Родовая криминалистическая характеристика преступлений.Нару­шение правил безопасности эксплуатации и движения ТС носит пре­ступный характер в случае причинения смерти или тяжкого либо сред­ней тяжести вреда здоровью человека, а также причинения крупного ущерба. Закон различает эти преступления по видам ТС: если наруше­ние относится к правилам безопасности и эксплуатации железнодорож­ного, воздушного, морского или речного транспорта, то ответственность наступает по ст. 263 УК РФ, если механического ТС (автомобиля, трам­вая, троллейбуса и др.) — по ст. 264 УК.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в ре­зультате нарушения нормального режима эксплуатации или движения ТС, повлекшее за. собой травмирование или смерть людей, поврежде­ние ТС, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причи­нение иного крупного материального ущерба. По характеру механизма все ДТП подразделяются на: наезд, столкновение, опрокидывание ТС и др. Большинство ДТП — это аварии (столкновение ТС, их опрокиды­вание, падение, взрыв, пожар на ТС). Аварию, связанную с большим количеством жертв, значительными разрушениями техники, дорожных и иных сооружений и пр., именуют катастрофой; другими видами ДТП являются: наезд (на пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт и пр.), выпадение пассажира из ТС, получение им травмы при входе и выходе из ТС на ходу и пр.



Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспор­тными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжкого


844 Глава 50. Преступления против общественной безопасности

или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущер­ба). Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, ответ­ственность может наступить в гражданском порядке. Крупный размер определяется судом исходя из характера причиненного материального ущерба.

Объективная сторона преступления предполагает наличие причин­ной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период не­управляемости ТС. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих меха­низмов ТС. "Поэтому, если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействий) отсутствует"1.



С субъективной стороны преступление характеризуется неосторож­ной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против личности, имущества или диверсию.

В последние годы резкий рост автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дисциплины на транспорте (управление автомобилем при отсутствии прав на его вождение, управление в не­трезвом состоянии, грубые нарушения правил движения и т. п.) вызвали опасный рост ДТП, в том числе влекущих тяжкие и особо тяжкие по­следствия. Меры, предпринимаемые органами ГИБДД, пока не в состо­янии переломить эту тенденцию. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональ­ный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характе­ристикам автомобилей, развивающих значительную стартовую скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т. п. К этому следует добавить типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации. И хотя привлечение их к ответственности по ст. 264 УК в надлежащих случаях возможно, на практике это осуществляется редко.



При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоя­тельства:

а) является ли данное происшествие ДТП;

б) время и место происшествия, его последствия;

в) имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью
вреда, время и причины смерти;

г) характер и размер причиненного материального ущерба;

д) какие ТС участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

е) по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира,
велосипедиста и др.), каков его характер;

ж) какие правила дорожного движения и эксплуатации ТС были
нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 650—651.


§ 7. Нарушения правил безопасности движения транспортных средств 845

з) имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

и) не несут ли ответственности за ДТП работники автопарка, гара­жа или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного ТС, води­теля с признаками переутомления, больного и др.);

к) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственно­сти виновного, а также способствовавшие ДТП;

л) не имела ли места инсценировка ДТП.

Планирование расследования и первоначальные следственные действия.На начальном этапе планирование заключается, как правило, в определении круга неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем ТС. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответ­ственность за оставление места ДТП лицом, управлявшим ТС и нару­шившим соответствующие правила движения или эксплуатации ТС (ст. 265 УК). Если это лицо скрылось с места происшествия на автомоби­ле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя ТС.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Об­щими задачами этого следственного действия являются: а) установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; б) предположи­тельная классификация ДТП; в) направленность движения, местонахож­дение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации; г) местонахождение и действия участников в момент самого ДТП; д) положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП; е) состояние груза, дорожных сооружений и местных пред­метов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном ос­новании) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпев­шим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксиру­ется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их ме­стоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необ­ходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать по­врежденные ТС в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у води­телей документы (водительские права, технический паспорт и др.); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.


846 Глава 50. Преступления против общественной безопасности

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сооб­щений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в ос­мотре (автоинженер, криминалист, судебный медик и др.). Если извест­но, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа дол­жна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фикса­ции, а в ночное время — осветительные приборы.

В начальной стадии осмотра следователь должен получить пред­ставление и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстанов^ ку: а) тип и состояние дорожного покрытия; б) ширину и разметку доро­ги, ее обустройство; в) характеристику прилегающих участков; г) нали­чие дорожных знаков; д) обзорность; е) видимость; ж) освещенность; з) интенсивность и плотность движения; и) наличие помех движению и дефектов дороги.

Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии). Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры ТС; пролившейся жидкости (топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости); следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями ТС, следов на объектах обустрой­ства дороги. Отмечается зона распределения следов и объектов, разме­ры единичных следов, осуществляется привязка к неподвижным ориен­тирам (столб на обочине, осевая линия, бордюрный камень и пр.).

Если ТС опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью спе­циалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее по­перечный профиль.

Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отноше­нию к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюр­ному камню). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их Длину.

Затем переходят к осмотру ТС, сочетая его с проверкой техничес­кого состояния: отмечают местоположение ТС в заключительной стадии ДТП. Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом челове­ка или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксиру­ют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покры­тию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Поврежде­ния на ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, излом, отслоение и наслоение краски, грязи.

При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пе­шеход: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фик­сируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение воло­кон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды.


§ 7. Нарушения правил безопасности движения транспортных средств 847

Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей. При этом учитывают, что столкновения бывают встреч­ные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно пере­ходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой час­тью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предпо­лагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части: ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека (при пере­езде).

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его про­емы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, ру­коятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если водитель заявил, что ТС управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения пе­редач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможны­ми следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет исправность рулевого управле­ния, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков. Эти сведения отражают в протоколе осмотра.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выясне­нию механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и разме­ры следов крови на дороге.

При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разор­вана, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, нали­чие наложений краски, грязи и т. п. В наружном осмотре трупа обязатель­но участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреж­дения, размеры, расстояние от повреждения до подошвы стопы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вме­сте с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут ус­тановить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также

28 Криминалистика


848 Глава 50. Преступления против общественной безопасности

последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой ча­сти: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протек­тора, базу ТС (по следам разворота или стоянки). Затем изучают сле­ды, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа от дорожного покрытия (на теле трупа — от подошв обуви). Обращают внимание на отделившиеся дета­ли, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потер­певшем и на иных объектах может быть сделан вывод о том, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Сум­мируя полученные сведения, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание сотрудникам уголовного розыс­ка и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переклю­чения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей; изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине).

Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъем­ку, а при необходимости и видеозапись. Особо хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстоя­ний между объектами.

После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не упот­реблял ли он спиртные напитки.

Допрос водителя.После свободного рассказа следователь выясня­ет, было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял (устранил ее, пре­кратил движение). Сведения о неисправности, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происше­ствия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспер­тизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неис­правности, ее причине и влиянии на происшедшее событие.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоя­тельства: кто кроме него находился в кабине (салоне), на каком часу его работы произошло ДТП, сколько времени до этого он непосред­ственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), в каком направлении, с какой скоростью, на какой полосе движения (или на каком расстоянии от осевой линии, от обочины шоссе), какова была видимость, обзорность, какие ТС находились на дороге и их взаиморас­положение, какие дорожные знаки видел водитель непосредственно перед ДТП; если имеется светофор, то какой был на нем сигнал. Затем выясняют обстоятельства механизма самого ДТП, его кульминационной стадии: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпри­нять; попытался ли затормозить и применил ли маневр. Детали события уточняются в зависимости от характера ДТП.

В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя,


§ 7. Нарушения правил безопасности движения транспортных средств



скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, ка­кие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП.

Допрос свидетелей.Следует иметь в виду, что редко одно лицо ви­дело во всех деталях развивающиеся события и действия их участни­ков. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале доп­роса.

При допросе выясняют: направленность движения ТС, приблизи­тельную скорость, наличие другого транспорта, поведение потерпев­шего и другие обстоятельства. Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, заме­чал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места происшествия, то основное внимание уделяют установке его общих и частных признаков: тип и модель автомобиля, цвет окраски, номер или его отдельные знаки и цифры; горели ли габаритные огни, фары и фо­нарь номерного знака, не заметил ли свидетель вмятин или царапин на автомобиле, сколько человек сидело в салоне (кабине), признаки вне­шности водителя и пассажиров, в каком направлении скрылось ТС.

Допрос потерпевших.При наличии тяжелых травм потерпевший не в состоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего события. Иногда ДТП происходит настолько неожиданно, что потерпев­ший его не осознает. Кроме того, следует иметь в виду, что потерпев­ший — заинтересованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события.

При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств. Затем устанавливают, где он находился до наезда, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него, с какой скоростью двигалось ТС, какова была до­рожная обстановка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпевшего сопоставляются с показаниями водителя и сви­детелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения.

Розыск ТС, задержание и допрос его водителя.Для розыска прове­ряемого ТС сведения, полученные в ходе осмотра и допросов свидете­лей, сообщаются на посты ГИБДД по пути возможного движения ТС. Если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог да­леко уехать, организуется прочесывание расположенных неподалеку улиц, дворов, лесных массивов (в местах съездов с магистралей).

28*


850 Глава 50. Преступления против общественной безопасности

При наличии сведений о номере или части номера ТС осуществля­ется проверка по учетам ГИБДД. Розыск ведется и в автохозяйствах с привлечением оперативных сотрудников, инспекторов ГИБДД, обще­ственных автоинспекторов. В качестве ориентирующих данных этим ли­цам сообщаются сведения о повреждениях, оставшихся на ТС, времени ДТП и вероятном времени возвращения в гараж. В ходе подобных прове­рок выясняют: какие ТС были на линии, какие из них приехали после ДТП, не имелось ли уних повреждений или свежеотремонтированных участков, следов свежей покраски, выправления (рихтовки) металли­ческих частей, замены частей; не. предпринимал ли кто-нибудь из води­телей мер к устранению неисправностей (поломок, вмятин, погнутос­тей) в частном порядке; каким образом он объяснял наличие имеющихся повреждений.

Последующие следственные действия.Они зависят от той ситуа­ции, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то глав­ным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью пла­нируется установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточне­ние показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизыиграют по данной категории важную роль. В первую очередь это относится с автотехнической экспертизе. Она про­водится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конк­ретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причины и условия ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, привед­шими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: опре­деляет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникнове­ние момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать про­исшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия пра­вилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фак­тов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причин­ной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.

Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза. Она решает два вида задач: 1) идентифика­ционные и 2) диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Диагностическая за­дача: установить направленность движения ТС, точное место кульми­национной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить сле­ды первичного и повторного соударения (опрокидывания); установить


§ 7. Нарушения правил безопасности движения транспортных средств 851

обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обна­руженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту полу­чить представление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и вре­мени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненно-сти или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, при­чиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказа­тельств.

Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комп­лексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехничес-кую экспертизу, при столкновении ТС — судебно-автотехническую и трасологическую.

В ходе расследования нередко проводят судебные экспертизы ве­ществ и материалов: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон тканей и" пр. На экспертизу направ­ляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна тка­ни, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом об­разованы пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды по­терпевшего.

Следственный эксперимент может проводиться как для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля, так и для объективиза­ции данных о механизме ДТП. В первом случае эксперимент позволяет проверить сведения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности наблюдать ход события с конкретного места в конкрет­ных условиях; совершать определенные действия в данной обстановке. При воссоздании обстановки ДТП следует учитывать, что она не может и не должна повторять самого происшествия, создавать опасность для жизни и здоровья участников эксперимента и окружающих лиц.

При необходимости ТС, водитель могут быть предъявлены для опоз­нания;проводят очные ставкии иные следственные действия. В ходе дальнейшего расследования возможны повторные допросы.

Собрав достаточные данные, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого и допрашивает его. На этой стадии возможно назначение повторных и дополнительных экспертиз по ходатайству обвиняемого или его защитника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.