Сделай Сам Свою Работу на 5

Появление архивов в Древнерусском государстве. Архивы в период феодальной раздробленности

Архивы в Древнерусском государстве.Изучение истории архив­ного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; по­нять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирова­ние «архивного наследия», его состав, размещение, организацию.

Поскольку история становления архивов тесно связана с ис­торической наукой, периодизация возникновения архивохрани­лищ пересекается с этапами становления и развития государ­ственности.

Особо тесно переплетаются история государственного аппара­та управления и история становления архивного дела — именно эту взаимосвязь мы и попытаемся проследить в данном разделе.

Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные дви­жения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов до­кументов. Возможно, так называемые белые пятна истории на­всегда останутся не заполненными н а ш и м знанием о прошлом и з -за непонимания и неумения сохранить «документальную память».

На сложном, многоплановом фоне развития отечественной истории постараемся проследить зарождение и развитие архивно­го дела в нашей стране.

Народы и государства существуют в историческом времени и в географическом пространстве, они рождаются и погибают, эво­люционируют, преобразуются в новые социальные общности. Во­сточнославянское государство — Киевская Русь — распалось, и на его месте образовались самостоятельные русские княжества и земли. В дальнейшем их объединение было связано с возникнове­нием нового государственного образования — Московского вели­кого княжества (царства), названного затем Россия и разросше­гося впоследствии до огромной империи. Нам предстоит охватить огромный исторический период с IX по XX в.

Древнерусское государство (IX — начало XII в.) можно охарак­теризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял


великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осу­ществляли управление страной, суд, сбор дани. Основные функ­ции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению «порядка» внутри страны, контролю над меж­дународными торговыми путями (в первую очередь за путем «из варяг в греки»). Об этом свидетельствуют сохранившиеся договора Руси с Византией (911, 944, 971 гг.).



На рубеже XI — XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основ­ных политических сил везде присутствуют князь, дружина, го­родское вече.

В то же время все эти государства можно условно разделить на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая монархия.

В юго-западной Руси власть князя опиралась на силу дружины и контролировалась городским вечем. Такое правление характери­зуется как раннефеодальная монархия.

На северо-востоке Руси сложилась деспотическая монархия (са­мовластие). Эта система взаимоотношений была основана на прин­ципе господин — слуга, а следовательно, и характер отношений был иным: слово князя было законом.

На северо-западе Руси сложилась феодальная республика: «бо­ярская» или «аристократическая» (Новгород, позже — Псков), когда все главные должностные лица избирались на вече (посад­ник, епископ, воевода, там же избирался и князь, который зани­мался только военными вопросами).

В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятель­ности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии — Казне, — собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представи­телями княжеской власти на местах (в городах) были посадни­ки, которые выполняли судебные и административные функ­ции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых — покровителей города, а следовательно, сберегателей его ценностей. С приняти­ем Русью христианства (988 г.) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях созда­вались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культо­вой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церквям и монастырям угодий и привилегий.

Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).


В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и укра­шались цветными миниатюрами. На Руси была широко распрост­ранена религиозная литература, особенно «жития святых», кото­рые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизиро­ванных церковью, т.е. признанных святыми.

В XI в. появляются первые исторические сочинения — летописи.

К сожалению, до наших дней сохранилось чрезвычайно мало рукописных документов IX—XII вв. (чуть более 130). Эта поистине драгоценная капля позволяет представить, сколь многообразна, трудна и насыщенна была жизнь в те времена.

Архивы в период феодализма.Переход к феодальной раздроб­ленности предопределил развитие новых культурных центров. Наи­более ярко это проявилось в летописании. В X I I — X I I I вв. возника­ют летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Влади­мирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, про­должается летописание в Новгороде.

Феодальные княжества и республики не только стали наслед­никами документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными гра­мотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отла­гались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, кото­рые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.

Расширялись связи с другими государствами. Например, Нов­город, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо тор­говых заключались и дипломатические соглашения, особенно по­сле отражения немецко-шведской агрессии в XIII в.

Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни кня­жеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись докумен­тов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатьевская ле­топись, содержащая перечневую роспись рукописей и книг.

Большое количество ценнейших документов отложилось в церк­вях и монастырях, которые являлись крупными земельными фео­далами. В XII—XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов («на помин души» или при поступлении в монахи). Вкла­ды оформлялись духовными и данными грамотами, а также не­редко сопровождались передачей в монастырь старых документов.


Таким образом, в церковных хранилищах накапливалось много документов.

Церковь помимо собственных конфессиональных обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой кате­горией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы.

Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора — «ряда».

Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители — «диаки». В целях единообразия де­лопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных «диаков» стали привлекать в свои канцелярии и свет­ские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное де­лопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Документы церкви хранились при главе русской православной церкви — митрополите и епископах (в митрополичьей и епископ­ских казнах), монастырские документы — в церквях монастырей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.