|
Фольклор как этнографический источник (на примере марийского устного народного творчества).
Устное народное творчество составляло неотъемлемую часть повседневной жизни марийцев. Оно в специфической форме отражало объективный мир, историческое прошлое народа, выражало его художественно-эстетические и этические идеалы. Сказки, мифы, легенды и предания, песни, пословицы и поговорки, загадки, молитвы, заклинания, созданные народом, содержали значимые истины о смысле жизни, судьбе народа, его предназначении.
Древнейшей составной частью поэтического творчества марийцев являются загадки (тушто, тышты). Уменье говорить загадками и разгадывать их осознавалось марийцами как признак ума, догадливости и мудрости. Основной круг марийских народных загадок отражает трудовую и хозяйственную, общественную и личную жизнь крестьян. Большое количество загадок создано о домашних животных, диких зверях и птицах, природе. Марийские загадки по своему складу очень поэтичны, они отличаются яркой образностью, метафоричностью, четко выражают суть мысли. Отдельные образцы загадок вошли в песенные и сказочные жанры фольклора. Они утверждались и как один из элементов праздничного обряда. Их загадывали в основном во время святочных вечеров. Загадывание загадок имело магический характер, загадывать разрешалось лишь в зимнее время, когда природа находилась в спячке. Нельзя было развлекаться ими при болезни близких, во время отела коров, окота овец.
Приметы
Приметы (пале-влак, палымаш) использовались марийцами как народный календарь, который был выработан на основе тщательных повседневных наблюдений за окружающей природой. По приметам крестьяне-земледельцы определяли сроки земледельческих и других сельскохозяйственных работ, урожайность полей, предугадывали погоду. Марийцы и сейчас обращаются к ним как к проверенному опыту предков. В прошлом крестьяне отмечали все явления, происходящие в природе: прилет птиц, первое пение соловья, распускание почек на деревьях, расцветание отдельных видов цветов. Значительное количество примет основано на наблюдениях за небесными светилами - солнцем, луной, звездами. Немало народных примет, где физической основой являются даты народного и церковного календарей (На праздник Шорыкйол на деревьях иней - к урожаю; на Николу дождь - к урожаю).
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки называют в народе тоштыеҥ мут - изречение древних людей или туныктен ойлымо мут - поучающие советы. Они очень точно передают смысл этих коротеньких внешне простейших жанров народного фольклора. В них заложена глубокая народная мудрость, свод многовековых наблюдений крестьян за окружающим миром: бытом, общественной и трудовой деятельностью, религиозными воззрениями людей. Пословицы и поговорки учили человека понимать жизнь, давали ему направление жизненного поведения, осуждали негативные явления в нем - жадность, глупость, болтливость, леность. Пословицы и поговорки марийцев, передаваясь из поколения в поколение, постоянно пополнялись, обновлялись, но сохранялись и древние изречения.
Марийские сказки
Марийские сказки (йомак, шоя, нуж) сохранили отголоски народных мифов. Это видно в сказках о животных, волшебных сказках. В них встречаются мотивы превращения человека в животное, животного - в человека, перевоплощение девушки-красавицы в лебедя и утку, женщины-матери - в лосиху, мужа и жены - в медведя и медведицу и т.д.
Сказки о животных - древнейшие из сказок. Порождены они были стремлением человека к познанию животного мира и имели практическое значение. В большинстве марийских сказок о животных их образы воспринимаются как аллегорическое изображение людей. В составе животных часто выступают дикие животные - лиса, волк, медведь, заяц, реже встречаются домашние животные и птицы.
Волшебные сказки марийцев связаны с реальной жизнью. В них отражены семейные, родовые и другие социальные конфликты (в более позднее время - классовые), борьба с силами природы. Действующими образами выступают мачеха и падчерица, сиротка, разные чудовища; положительный герой, который спасает попавших в беду, в затруднительное положение сиротку, невесту или жену, проходя через различные препятствия. Присутствуют в волшебных сказках и образы Дубового (Тумо патыр), Соснового (Пÿнчо патыр), Елового (Кож патыр), Каменного (Кÿ патыр), Тестяного (Нöнчык патыр, Лашка патыр), Железного (Кÿртньö патыр) богатырей, великаны, простые люди. Они наделены положительными качествами, являются любимыми и уважаемыми народом персонажами.
Бытовые сказки не теряют связи с волшебными. В них также развиваются действия в реальном быту иногда с фантастическими элементами, герои - обычные люди. К бытовым сказкам относятся и новеллистические, сказки-небылицы и анекдотические устные рассказы (сайыр, потике, масак). Они в острой, шуточной форме, правдиво отражали сложившиеся в обществе настроения, установившиеся традиции семейной, общественной жизни, представления о добре и счастье. Шутки, как считали марийцы, выражают правду и могут спасти человека от ранней старости.
Былички
Былички (ужмо-колмо) об увиденном и услышанном, страхи (лÿдыкш), рассказы о встречах с лешими (таргылтъш нерген ойлымаш), рассказы о встречах с чертом (ия ужмо нерген ойлымаш) имели большую популярность у марийцев. Они связаны с традиционным мировоззрением, мифологическими представлениями народа. Марийские былички как мифологические рассказы возникли в связи со стремлением людей понять и объяснить таинственные явления в окружающем мире, встречи человека с различными сверхъестественными существами. В них наиболее полно отражены народные верования и представления об окружающих людей земных или подземных таинственных сверхъестественных силах, душах преждевременно умерших людей (колышын шÿлыш), домовых (пöрт оза), банных (монча оза) и полевых (пасу оза) духах, чертях (ия) и т.д..
Заговоры и заклинания
Сведения о древних мифологических воззрениях марийцев содержатся в заговорах и заклинаниях. Заговоры имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота и, наоборот - для отворота). Они применялись марийцами для достижения желаемого в виде особых словесных формул во время традиционных ритуальных обрядов, молений, при болезни людей.
Предания
Хранилищем исторических знаний марийского народа являются предания (тоштымарий шомак, тоштымары шая), рассказы о давно прошедших событиях. Важное место в устном народном творчестве марийцев занимают легенды (тоштыеҥ ой, тоштышая). Древняя легенда о великане Онаре - наиболее распространенная среди них.Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром, Чумбылатом (Горный Великий человек или Кугурак). Они являлись символами исполинской силы и мужества, используемыми в борьбе со всякого рода поработителями. Марийские предания отражают историческую, национальную, социальную, бытовую жизнь прошлых веков. Они дают своеобразную информацию о наиболее значимых исторических событиях большого периода времени. В многочисленных преданиях сохранились мотивы о переселении предков со стороны Нижегородского, Костромского краев, в них показана и встреча предков с лесным племенем овда (предания об Овде), о марийско-булгарских, марийско-удмуртских, марийско-чувашских контактах. Предания освещают также историю появления топонимов, генеалогию некоторых родов, историю происхождения этнических групп марийцев. В преданиях сохранились воспоминания о нашествии Чингисхана, о совместной борьбе марийцев и русских за присоединение Марийского края к Московскому государству, о черемисских войнах. Цикл преданий, связанных с войнами против Казанского ханства, запечатлел образы горномарийских князей Акпарса, Аказа, луговомарийских - Йыланды, Болтуша, Пашкана, Тотара - отважных предводителей народа. Сохраняются предания, посвященные участию марийцев в антифеодальной борьбе под руководством Степана Разина, в крестьянской войне, возглавляемой Емельяном Пугачевым.
Песни
Особое развитие в фольклоре марийского народа получил жанр песни. Народные песни развивались в тесной связи с национальными особенностями истории, быта и культуры народа. Они хранили информацию о прошлой жизни народа, пережитки древних поверий, служили заклинанием и оберегом человека, величали и развлекали его. Марийским народом создано множество мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались его лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю. Песни сопровождали трудовые процессы, праздники, игры, танцы, семейные обряды. Древние образы ритуальных песен не полностью дошли до настоящего времени. Сохранились лишь фрагменты в виде речитативов-приговоров, заклинаний, сопровождавшие отдельные магические приемы.
Песенный фольклор марийцев делится на две большие группы - обрядовый и необрядовый. В древние времена в песенной форме исполнялись легенды, сказки (муро йомак). Бытовали исторические песни «Песня о малмыжском князе Болтуше», «Песня об Акпарсе», «Рознега» и др.
Обрядовые песни были тесно связаны с календарными народными праздниками, семейно-родовыми торжествами. Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенное время года, регламентированное аграрным календарем. Особенностью их являлось присутствие образов, связанных с плодородием, с пожеланием благополучия в хозяйстве, с трудовой деятельностью человека. Со временем пласт этих песен претерпел значительные изменения, и постепенно они были вытеснены массовыми необрядовыми песнями.
Более устойчивыми оказались песни, сопровождавшие семейные обряды и обычаи. До настоящего времени сохраняются в быту колыбельные песни (аза малтыме муро).
Много песен исполнялось на празднике инициации девушек Девичьем пиру (Ӱдыр сии). Песни Девичьего пира по содержанию самые архаические. Они сохранили мифологические образы богинь Юмын ÿдыр (дочь бога), Пиамбар ÿдыр (дочь бога Пиамбар), которые являлись покровителями праздника, Вÿд Ава (богиня Матери воды),Мланде Ава (богиня Матери земли).
Богатством поэтических сравнений, жанровой спецификой отличались свадебные песни (сÿан муро) марийцев. В состав свадебной поэзии входили различные ритуальные песни: исполняемые во дворе жениха, по пути к дому жениха, в его доме. Песни невесты напоминали по содержанию и тематике сиротские песни.
Поминальные песни (колышым ужатыме муро) исполнялись во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Они напоминали плачи. В песнях-плачах выражалась скорбь, грусть, тоска.
Большое развитие в марийском фольклоре получили необрядовые песни. Среди них выделяются трудовые, бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, разбойничьи, шуточные песни, песни-раздумья и т.д.
В народной лирике довольно большое место заняли любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: переживания первой любви, ожидание первого свидания, горечь разлуки, восхищение природой. В конце XIX - начале XX веков эта лирика нашла продолжение в частушках (такмак, лудышмуро). Частушки часто сопровождали игры (мурен модмаш) и пляски (мурен куштымаш).
Повсеместное распространение получили песни-раздумья о жизни, празднично-гостевые или застольные песни.
Инструментальная музыка
С песенно-танцевальным исполнительством марийцев, с праздничной обрядностью тесно связана инструментальная музыка. Волынка, барабан, гусли, разного рода свирели, а с XIX века, вошедшая в состав национальных инструментов, гармоника сопровождали все праздники и обряды, молодежные гулянья и увеселения. В начале XX века и последующие годы распространение получают балалайки, гитары, скрипки, баяны. Инструментальная музыка имела издавна и самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в религиозных языческих обрядах и ритуалах. Например, на гуслях исполнялась ритуальная мелодия в священных рощах кÿсото во время языческих молений. В настоящее время народные музыкальные инструменты, кроме гармони и барабана, почти не используются в быту. Но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Игре на древних марийских инструментах обучают сегодня в Республиканском колледже культуры и искусств им. И.С. Палантая, во многих музыкальных школах республики открыты классы по обучению игре на гуслях.
Народная драма
В фольклоре марийского народа значительное место занимает народная драма. Она сформировалась на основе древнего театра масок животных и ярко проявлялась в играх в святочные дни. К ранним театрализованным представлениям относились сцены охоты, рыбной ловли, выделки кожи, прядения, косьбы и другие. Существовало два основных типа театрализованных представлений: ритуальные (календарные, свадебные, поминальные драматизированные обряды) и неритуальные, светские народные драмы, в которых отображалась реальная жизнь марийского народа. В народной драме получили развитие такие виды драматических произведений, как комедия, интермедия, дивертисмент, сатирические песни-монологи, рассчитанные на игру одного актера. В них обличались пороки судопроизводства, бездушие и произвол армейских офицеров, высокомерие землеустроителей, жадность служителей церкви, скупость, леность, склонность к пьянству и курению табака.
Народный фольклор сыграл большую роль в развитии марийской литературы, культуры, искусства. Основоположники марийской литературы С.Г. Чавайн, Н.С. Мухин, М. Шкетан, В.М. Васильев, Г. Микай и другие заимствовали из фольклора и манеру повествования, и целые произведения, сюжеты. На основе фольклора были созданы такие произведения, как героическая драма С.Г. Чавайна «Акпатыр», музыкальная драма С.Н. Николаева «Салика», роман Н.В. Игнатьева «Савик», поэма Олыка Ипая «Волк» и др.
Фольклор оказывает значительное влияние на различные виды профессионального искусства. Народными песнями обогащены оперы Э. Сапаева «Акпатыр», И. Молотова «Элнет», Э. Архиповой «Алдиар», легендарными мотивами овеяны балеты А. Луппова «Лесная легенда», А. Яшмолкина «Живой камень». Благотворно его влияние и в изобразительном искусстве. На основе легенд создали героические образы художники И.А. Михайлин, А.И. Бутов, Б.С. Пушков, И.В. Ефимов; образ счастливой крестьянской жизни утверждается в графике З.Ф. Лаврентьева, в полотнах И.М.Ямбердова, Н.В.Токтаулова. В их творчестве фольклорные мотивы и образы используются для выражения идей единства человека с природой, гармонии в мире, человечности, добра и справедливости. Фольклорные традиции присущи современной музыке и песенному творчеству композиторов. А. Яшмолкин,В. Алексеев, Ю. Евдокимов, В. Захаров, С. Маков, и другие развивают народное песенное творчество, воспроизводя и сохраняя лучшие традиции народной лирики.
Подлинными хранителями фольклорных традиций стали народные фольклорные коллективы. Возрождение фольклорных традиций на концертной сцене вызывает всплеск зрительских эмоций. Фольклорно-этнографический коллектив «Марий памаш» (Марийский родник), организованный в середине 70-х годов прошлого века, стал первым коллективом, который ознакомил с марийским народным творчеством зрителей многих европейских стран. Вслед за ним возникли другие фольклорные коллективы. Сегодня народное искусство пропагандируют известные на всю республику фольклорные ансамбли «Марий памаш», «Пеледыш» (Цветок), «Эрвел марий» (Восточные мари), «Чодра сем» (Лесные напевы), «Эреҥер», «Аршаш» (Венок), «Марий сем» (Марийские напевы), «Мурсескем» (Песенные россыпи), «Шанавыл» (Радуга) и другие. Плодотворно работают детские фольклорные коллективы «Изи памаш» («Родничок», РНМЦ НТ и КДД), «Узоры» (Центр образования №18 г.Йошкар-Олы), «Гармонь» (Дом творчества юных г. Йошкар-Олы), «Шÿшпык» (Соловушка) (Большелумарский дом культуры Новоторъяльского района), «Эрвий» (Юность) (Карайский центр досуга Волжского райна) и др. Они исполняют марийские народные песни, танцы, воспроизводят на сцене забытые детские игры. Эти коллективы являются лауреатами республиканских и Всероссийских фольклорных конкурсов и фестивалей, смотров детского народного творчества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|