Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткое изложение теоретических вопросов

Составитель: Колбецкая М.В.

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Раздел 1.

Теоретические основы обучения детей изобразительной и конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях.

Тема 1.Проблемы детского изобразительного творчества

Основные понятия и термины по теме:изобразительное искусство,

 

изобразительное творчества, эстетическое воспитание, программа, комплексная и парциальная программы, продуктивные виды деятельности, образ, вид, жанр, обучение, методы и приемы обучения, структура, диагностика, мониторинг, конструирование, самоанализ.

 

План изучения темы:

1. Изобразительное творчество дошкольников и особенности его развития.

 

2. Процесс создания ребенком художественно-выразительного образа.

 

3. Предпосылки изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Психологическая готовность к творчеству.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

 

Понятия «продуктивная деятельность», «детское творчество»; развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности. Виды изобразительной деятельности

 

Детское изобразительное творчество; условия развития детского творчества; критерии оценки детского творчества; художественно-эстетическая развивающая среда.

 

Своеобразие творческой деятельности ребенка. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Этапы творческой деятельности ребенка. Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа. Условия развития изобразительного творчества детей. Мотивы творческой деятельности и их развитие. Личностные особенности детского творчества.

 

Организация изобразительной и конструктивной деятельности в детском саду. Формы организации продуктивной деятельности, их характеристика

 

Методы и приемы обучения продуктивной деятельности и развития детского творчества; классификация, характеристика, выбор методов и приемов обучения в зависимости от возраста детей, характера программного материала.



 

Лабораторные работы –не предусмотрено.

 

Практические занятия

1. Составление сводной таблицы «Классификация методов обучения изодеятельности».

 

2. Составление сводной таблицы «Классификация занятий по изобразительной деятельности».

 

Форма контроля самостоятельной работы:

 

1. Тема «Изобразительное творчество дошкольников»: работа с учебно-методической и справочной литературой.

 

2. Составление тезисов о роли изобразительного искусства в эстетическом развитии детей

 

3. Повторение основных принципов дидактики, рассматриваемых ранее в курсе педагогики

 

Тема 2. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с произведениями искусства

Основные понятия и термины по теме:изобразительное искусство,

изобразительное творчества, эстетическое воспитание, синтез

 

План изучения темы:

 

1. Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка.

 

2. Своеобразие ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

 

Понятие «изобразительное искусство». Виды изобразительного искусства. Жанры живописи.

 

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми. Отбор художественных произведений для детей. Требования к выбору произведений (доступность содержания, доступность выразительных и изобразительных средств, воспитательная и познавательная ценность).

 

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (беседы, сравнительный анализ произведений, рассказы воспитателя и художников, чтение литературы по искусству для детей, экскурсии, организация музеев и выставок, музыка, художественное слово).

 

Проблемы восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста. Виды и содержание работы по ознакомлению детей с произведениями

изобразительного искусства в разных возрастных группах. Задачи ознакомления с учетом возрастных особенностей детей. Характеристика программных требований.

 

Формы и методы организации работы по ознакомлению с изобразительным

искусством детей разных возрастных групп. Организация работы на занятиях и в свободное время.

 

Проведение комбинированных и комплексных занятий. Организация специальных выставок репродукций картин, иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства в группе, методическом кабинете, холлах, рекреациях, экскурсии. Проведение экскурсий в музеях, на выставках.

 

Роль слова в процессе восприятия произведений искусства. Специфика рассказа воспитателя о произведениях изобразительного искусства для младших, для старших дошкольников.

 

Создание эстетической среды в дошкольных учреждениях. Роль взрослых в ознакомлении детей с искусством.

 

 

Интеграция изобразительного творчества, художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Синтез искусств в развитии творческих способностей детей

 

Лабораторные работы –не предусмотрено.

 

Практические занятия

 

1. Составление опорного плана для проведения занятия по восприятию произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

 

2. Моделирование фрагментов занятий по восприятию искусства.

 

Задания для самостоятельного выполнения

 

1. Тема «Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка»: анализ справочной литературы и подборка тезисов о творчестве художников.

 

2. Тема «Рисование»: самостоятельное создание демонстрационного материала для занятий рисованием


 

Форма контроля самостоятельной работы:

 

Проверка накопительных материалов портфолио.

 

Тема 3.Общие вопросы методики обучения детей продуктивным видамдеятельности.

Основные понятия и термины по теме:изобразительное искусство,

 

изобразительное творчества, эстетическое воспитание, программа, комплексная и парциальная программы, продуктивные виды деятельности, обучение, методы и приемы обучения, средства обучения, структура, диагностика, мониторинг, конструирование, анализ и самоанализ

 

План изучения темы:

 

1. Организация изобразительной и конструктивной конструкторской деятельности в ДОУ.

 

2. Методы, приемы обучения и развития изобразительного и конструктивного творчества детей дошкольного возраста.

 

3. Игра в системе обучения и воспитания дошкольника.

4. Структура и классификация занятий.

 

Краткое изложение теоретических вопросов

 

Понятия «продуктивная деятельность», «детское творчество»; развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности. Виды изобразительной деятельности.

 

 

Детское изобразительное творчество; условия развития детского творчества; критерии оценки детского творчества; художественно-эстетическая развивающая среда.

 

Виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Специфика их содержания, техники, материалы. Формы организации изобразительной деятельности. Занятия изобразительной и конструктивной деятельностью как форма обучения и творческого развития детей.

 

 

Тематические, комплексные, комбинированные занятия. Место занятий в режиме дня.


Синтез игры и занятия.

 

 

Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребенком (по замыслу).

 

Основные принципы дидактики, на которых строится содержание программ обучения изобразительной деятельности (научность, доступность, последовательность и систематичность, наглядность, осознанность усвоения детьми знаний и умений, индивидуальный подход к детям и др.)

 

Структурные особенности программы по изобразительной и конструктивной деятельности для дошкольных учреждений. Современные образовательные программы. Итоговые знания, умения, навыки по изобразительной деятельности и конструированию при переходе детей из дошкольного учреждения в школу.

 

Содержание образовательных программ «От рождения до школы», «радуга», «Детство», «Успех», «Цветные ладошки» И.А.Лыковой по изобразительной деятельности образовательной области «Художественное творчество

 

.Сравнительный анализ программных задач, содержания по образовательной области «Художественное творчество» общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Успех», парциальной программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой

 

Комплексно-тематическое, перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество», принципы планирования, взаимосвязь видов изобразительной деятельности при планировании организованной образовательной деятельности

 

Лабораторные работы –не предусмотрено.

 

Практические занятия

 

1. Тема «Нетрадиционные методики рисования»: самостоятельное изготовление наглядного материала.

 

2. Составление сводной таблицы «Содержание программных задач по рисованию в разных возрастных группах».

 

3. Составление демонстрационных таблиц по усложнению рисования

 

предметов: дерево, цветы, овощи, фрукты, птица, животное, человек, рыба, здание, посуда.

 

4. Составление (календарного) тематического планирования по конструированию для разных возрастных групп.


5. Анализ комплексных и парциальных программ( раздел-конструирование и художественный труд).

6. Составление плана-конспекта занятия.

 

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Анализ программ( заполнение таблицы)

 

2. Составление плана-конспекта занятия с самодельными демонстрационными образцами и деталями.

 

3. Проекты по конструированию в ДОУ.

 

4. Проектная деятельность по ИЗО, конструированию и ручному художественному труду в ДОУ.

 

5. Конструирование и знакомство с народными промыслами России в процессе воспитательно-образовательной работы ДОУ

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

 

Проверка составленного планирования занятий, конспектов занятий, проектов по изобразительному искусству, конструированию и художественному труду в ДОУ.

 

Раздел 2.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.