Сделай Сам Свою Работу на 5

Оборудование архивохранилищ

Оборудование архивохранилищ:

ü применяются металлические и деревянные стеллажи после их соответствующей противопожарной обработки, кроме них ис­пользуются металлические шкафы, сейфы, шкафы-стеллажи, отсеки-боксы с металлическими перегородками и полками;

ü оборудование располагается с учетом особенностей помеще­ния, стеллажи устанавливают перпендикулярно стенам с окон­ными проемами;

ü не допускается размещение стеллажей вплотную к наружным сте­нам здания и к источникам тепла, не ближе полуметра от них.

При установке стеллажей выдерживаются следующие нормы:

ü расстояние между рядами стеллажей (главный проход) - 120 см;

ü расстояние (проход) между стеллажами - 75 см;

ü расстояние между наружной стеной здания и стеллажами, параллельными ей, — 75 см;

ü расстояние между стеной и торцом стеллажа (обход) — 45 см;

ü расстояние между полом и нижней полкой стеллажа — не ме­нее 15 см, а в цокольных этажах — не менее 30 см;

ü высота стеллажа - 220—240 см;

ü ширина одностороннего стеллажа при горизонтальном хране­нии коробок или связок с делами - 35-40 см;

ü ширина одностороннего стеллажа при вертикальном хранении коробок или связок с делами — 25—30 см;

ü расстояние между полками по высоте — 35—40 см;

ü при высоте архивохранилища от 4 м стеллажи устанавливаются в два яруса и снабжаются стационарной лестницей с перилами;

ü документы размещаются на стеллажах с использованием пер­вичных средств защиты, коробок, папок, футляров.

Размещение документов в архивохранилище:

ü документы располагаются в порядке, обеспечивающем их комплексное хранение в пределах групп или отдельных фондов в соответствии с учетными документами, а также оперативный поиск;

ü документы на стеллажах располагаются с учетом дальнейшего их поступления в рамках конкретных фондов, поэтому каждый фонд должен располагаться с учетом резервного места для но­вых поступлений;

ü документы постоянного, долговременного и кратковременного хранения в ведомственных архивах хранятся раздельно, доку­менты личного состава также хранятся отдельно;



ü обособленному хранению подлежат секретные, уникальные, имею­щие в оформлении драгметаллы документы;

ü учетные документы хранятся отдельно от документов архива;

ü в ведомственном архиве документы постоянного хранения хранят­ся в коробках и папках, долгосрочного хранения в связках, крат­косрочного хранения — без связок по годам хранения;

ü при хранении коробок и связок на стеллажах зазор между их верхом и полкой стеллажа не должен превышать 5 см;

ü коробки и связки документов не должны выступать за пределы стеллажей;

ü связки документов формируются не более 20 см толщиной;

ü коробки и связки располагаются на стеллажах вертикально или горизонтально в зависимости от условий хранения, дела выше 40 см хранятся вертикально, коробки и связки — горизонтально;

ü коробки и связки снабжаются ярлыками, на которых указыва­ются название и номер фонда, номер описи, первая и послед­няя в коробке или связке единица хранения, коробки и связки нумеруются и указываются в описи.

Ведение топографических указателей:

ü помещения архива, стеллажи, полки нумеруются, при этом помещения - буквами, стеллажи и полки - цифрами;

ü нумерация комнат производится от входа слева направо;

ü нумерация стеллажей и полок производится от входа в храни­лище слева направо;

ü нумерация стеллажных полок производится в пределах каждого стеллажа слева направо сверху вниз;

ü односторонние стеллажи нумеруются от входа в хранилище слева направо, двухсторонние — вкруговую;

ü в целях закрепления места хранения и поиска документов составляются пофондовые и постеллажные топографические ука­затели;

ü постеллажная карточка определяет место хранения докумен­тов, поскольку составляется на каждый стеллаж, карточки рас­полагаются по порядку номеров стеллажей в пределах одного хранилища;

ü пофондовая карточка определяет место хранения фондов, по­скольку ее основным реквизитом является номер фонда с по­следующей ссылкой на место его хранения, карточки распола­гаются по номерам фондов в пределах архива;

ü в совокупности постеллажные и пофондовые карточки явля­ются единым топографическим указателем, определяющим ме­сто хранения документов фонда.

 

 

Вопрос 32. Первичная реставрация и консервация архивных документов

 

Понятие первичной реставрации и консервации архивных документов

В процессе хранения архивных документов происходит их старение — изменение первоначальных физико-химических свойств под воздействием внешних и внутренних факторов. Поэтому требуется их реставрация — восстановление первоначальных или близких к первоначальным свойств и внешних признаков ар­хивного документа, подвергшегося повреждению или разруше­нию, и консервация — создание условий, обеспечивающих длительную и полную сохранность документов. Реставрацию и консервацию проводят специалисты в реставрационных мас­терских. Однако первичную реставрацию и консервацию доку­ментов, особенно в ведомственных архивах, могут проводить сами работники архива.

 

Содержание реставрации и консервант

При обнаружении документов с физическими дефектами осно­вы или текста они регистрируются в специальном журнале или картотеке учета физического состояния документов. Затем оп­ределяются меры по ликвидации этих дефектов, реставрации и консервации.

Специальную обработку документов проводят с целью:

ü устранения причин ускоренного старения и разрушения доку­ментов;

ü восстановления их свойств, технических характеристик, долговечности;

ü воспроизведения документной информации на более устойчивых носителях.

Основными видами специальной обработки документов являются:

ü дезинфекция, дезинсекция, дератизация хранилищ как совокуп­ность мер биопрофилактики, биозащиты и уничтожения биоло­гических вредителей в хранилищах и на документах;

ü реставрационно-консервационная обработка — комплекс работ и технологических операций по восстановлению свойств и дол­говечности оригиналов документов. В условиях ведомственно­го архива это может быть заделка разрывов листов, укрепление полей, подклейка выпавших листов;

ü воспроизведение документов с целью создания страхового фонда копий и фонда пользования;

ü фотореставрация документов с угасшим и слабоконтрастным текстом;

ü замена оригиналов с недолговечными или разрушенными носи­телями копиями;

ü переплет документов;

ü обеспыливание документов;

ü ламинирование документов.

После первичного укрепления документов все последующие работы должны проводить специалисты-реставраторы.


 

Вопрос 33. Проверка наличия и состояния документов в архивах

Задачи проверки документов в архиве

Проверка наличия и состояния дел — установление соответствия количества единиц хранения записям в учетных документах архива, выявление документов, подлежащих реставрации и профилактической обработке.

В ходе проверки осуществляется:

ü установление фактического наличия документов, находящихся на хранении в архиве;

ü выявление и устранение недостатков в учете документов;

ü выявление отсутствующих документов и организация их розыска;

ü выявление и учет документов, требующих реставрации, консер­вации, профилактической и технической обработки.

Проверка проводится не реже чем один раз в 5 лет, а в ведомст­венных архивах — перед передачей документов на госхранение. В особых случаях дела перемещаются в другое помещение, при чрезвычайных ситуациях, смене руководителя архива, Ликвида­ции или реорганизации архива проводятся разовые проверки.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.