Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 21. Учет документов в архивах

 

Понятие государственного учета документов

Все документы государственной и негосударственной части Архивного фонда РФ независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Учет архивных документов - установление количества и соста­ва архивных документов в единицах учета и фиксация принад­лежности каждой единицы учета к определенному комплексу и об­щему их количеству в учетных документах.

В России осуществляется централизованный государственный учет документов Архивного фонда РФ в масштабе всей стра­ны, основанный на наличии в органах управления архивным делом сведений о количестве, составе архивных фондов и ко­личестве единиц хранения.

Держатели документов государственной части Архивного фон­да РФ несут ответственность за полноту, достоверность, соб­людение сроков представления сведений по учету документов, находящихся в государственных и ведомственных архивах, го­сударственных музеях и библиотеках. Собственники докумен­тов негосударственной части Архивного фонда РФ представ­ляют сведения о своих фондах и документах с целью их госу­дарственного учета по запросам органов и учреждений Росархива. В основе государственного централизованного учета на­ходится утвержденный 11.03.97 Росархивом Регламент госу­дарственного учета документов Архивного фонда РФ.

Основой учета архивных документов является единая система регистрации архивных фондов и единиц хранения.

Средство учета - присвоение архивных шифров единицам хранения.

Проведение учета основано на принципах централизации, унификации, динамичности, полноты и достоверности.

Первичными документами учета являются учетные документы архива - комплекс документов установленной формы, фикси­рующих поступление, выбытие, количество, состав, состояние архивных документов. В них учитываются отдельные докумен­ты, единицы хранения, фонды.

Обобщенные данные ежегодно к 1 января поступают в Росар­хив, в котором идет учет по архивам и всему Архивному фон­ду РФ.



Учету подлежат все хранящиеся в архиве фонды и единицы хранения. Учет производится путем присвоения единицам хранения учетных номеров, являющихся частью архивных шифров. Ар­хивный шифр включает номера архивного фонда, описи, еди­ницы хранения, указываемые за аббревиатурой архива.

Учет документов до и после 1917 года ведется раздельно. Доку­менты и фонды после 1917 года имеют индекс Р и номер фон­да. Учетные документы до и после 1917 года ведутся с само­стоятельной порядковой нумерацией фондов. При включении в госархив бывших партийных архивов их фонды отмечаются индексом П и порядковым номером фонда. Перенумерация фондов производится в крайних случаях с разрешения выше­стоящих архивных органов. Один раз полученный номер фон­да остается за ним навсегда и не используется повторно даже в случае выбытия фонда.

 

Учетные документы архива

К учетным документам архива относятся:

ü книга учета поступлений;

ü книга учета поступлений страхового фонда и фонда пользова­ния;

ü список фондов;

ü список фондов с особо ценными документами;

ü лист фонда;

ü архивная опись;

ü опись особо ценных документов;

ü опись страхового фонда;

ü реестр описей;

ü реестр описей особо ценных документов;

ü инвентарная книга учета дел с материальными ценностями;

ü паспорт архива;

ü паспорт архивохранилища;

ü сведения об изменениях в составе и объеме фондов на 1 января;

ü карточка фонда;

ü дело фонда;

ü внутриделовые описи и листы-заверители дел.

Основными учетными документами ведомственных архивов яв­ляются:

ü книга учета поступления и выбытия документов;

ü список фондов;

ü лист фонда;

ü опись дел;

ü реестр описей;

ü паспорт архива;

ü паспорт архивохранилища, если архив состоит из ряда хранилищ;

ü опись особо ценных дел;

ü книга учета поступления и выбытия страхового фонда и фонда пользования;

ü опись страхового фонда;

ü дело фонда.

В книге учета поступлений документов фиксируются все пос­тупления документов в архив за истекший год, их состояние и первичное описание. В ней указываются источники поступле­ний, фиксируются документы, по которым шло поступление документов, — сдаточные описи, акты приема-передачи. На ее основе составляются все остальные учетные документы архива.

При первичном поступлении фонда он получает номер по списку фондов. Последующие его пополнения фиксируются под тем же самым номером. В конце года в книге выполняется итоговая запись за год, фиксирующая все изменения фондов в те­чение года.

Книга учета поступлений страхового фонда и фонда пользова­ния оформляется аналогично общей книге поступлений.

Список фондов является перечнем официальных наименований и номеров хранящихся, выбывших и поступающих архивных фондов в порядке нарастания присвоенных им номеров. В него запи­сываются фонды при их первом поступлении в архив. В соот­ветствии с данным списком, фонды получают порядковые но­мера. При передаче фонда из архива в архив его номер больше не используется. Перенумерация фондов возможна лишь с разрешения Росархива. Ежегодно на 1 января составляется итоговая запись о количестве фондов и их движении.

Список фондов с особо ценными документами составляется ана­логично списку фондов.

Лист фонда содержит название, номер архивного фонда, его категорию, место хранения, сведения о количестве, хронологии, составе его документов, научно-справочном аппарате в их ди­намике на основании записей о движении документов. В нем указываются описи фонда, их состояние и содержание. Лист фонда составляется при первом поступлении фонда в архив и является основным документом, отражающим все изменения в фонде. По нему присваивается номер описи. При выбытии ее материалов из архива, номер описи не меняется и не присваи­вается другой описи. Лист фонда пересоставляется только при его неисправимом повреждении. Старый лист помешают в де­ло фонда с пометкой о его пересоставлении. При продолжении листа фонда указывают на нем номер продолжающего листа. По нему можно восстановить всю историю фондообразователя и самого фонда.

Архивная опись является одним из основных учетных докумен­тов архива, архивным справочником, содержащим систематизи­рованный перечень единиц хранения архивного фонда и предна­значенным для их учета и раскрытия их содержания. Опись составляется на основе номенклатуры дел и их реального на­личия. Благодаря описи, каждая единица хранения получает свой архивный номер. Поэтому опись является первичным учетным документом поединичного и суммарного учета документов фондов. Каждый документ имеет свой единичный номер. Ито­говая запись к описи осуществляет их суммарный учет. Номер описи определяется по листу фонда. Количество единиц хра­нения в описи не должно превышать 9999. Последующие еди­ницы хранения учитываются в новой описи. При выбытии всех дел по описи ее номер сохраняется за ней, он не переда­ется другим описям. Архив должен в обязательном порядке иметь три экземпляра описи, первый из которых является страхо­вым. При пересоставлении описи старая опись включается в но­вую последним номером.

Описи особо ценных документов и страхового фонда составля­ются аналогично архивной описи.

Реестр описей служит для регистрации описей, их количества и состава. В нем указываются номер фонда, номер описи, коли­чество дел в ней, количество листов описи и ее экземпляров. Описи вносятся в реестр по мере их поступления в архив в хронологической последовательности. Итоги годового движе­ния описей подводит ежегодная итоговая запись.

Реестр описей особо ценных документов ведется аналогично общему реестру описей.

Инвентарная книга учета дел с материальными ценностями заводится в том случае, если в делах или их оформлении имеются материальные ценности, драгоценные металлы и камни. Такие дела хранятся в сейфах. В книге, ведущейся в трех экземплярах, отме­чается состояние этих дел и результаты ежегодно проводимой их инвентаризации. Экземпляры книги хранятся: первый — в отделе учета архива, второй — у материально ответственного за хранение таких дел липа, третий — в бухгалтерии архива.

Паспорт архива ежегодно к 1 января высылается в вышестоящее архивное упреждение. Он содержит все сведения об архиве, его фондах, единицах хранения, учетных, научно-справочных доку­ментах, работе архива по всем направлениям за отчетный год.

Паспорт архивохранилища также является отчетным докумен­том и содержит сведения о размещенных в нем фондах, делах, документах за отчетный год.

Сведения об изменениях в составе и объеме фондов составля­ются произвольно и содержат основные сведения за год для внесения изменений в учетные документы вышестоящих ар­хивных органов.

Карточка фонда является учетным документом, содержащим название, сведения о количестве, составе документов архивного фонда, месте его хранения, предназначенным для централизо­ванного государственного учета архивных документов. Она со­ставляется одновременно с составлением списка фондов и листа фондов, повторяя их данные. Используется карточка для составления фондового каталога Росархива. Данные ее переза­полняются по итогам года.

Дело фонда ведется на каждый фонд, являясь своеобразным до­сье каждого архивного фонда. В него включаются документы, отражающие историю фондообразователя и фонда, такие, как историческая справка, схема систематизации фонда, листы фон­да, акты, связанные с движением фонда. Документы в деле фонда располагаются в хронологической последовательности. Используемые в нем документы служат для внесения измене­ний во все учетные документы архива. Дело фонда оформляет­ся согласно правилам оформления архивных дел. Каждому присваивается номер, соответствующий номеру фонда. Дела фондов хранятся в порядке возрастания номеров.


Внутриделовые описи и листы-заверители дела используются для учета документов внутри дела.

Учетная документация архива в своей совокупности адекватно отражает состав документов Архивного фонда РФ и является первичной основой создания общегосударственного банка ар­хивных данных.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.