Сделай Сам Свою Работу на 5

Области стратегических изменений: структура организации.

Выделяют два основных типа организационных структур:

1. Иерархические (бюрократические):

а) функциональная;

б) дивизиональная;

2. Органические (адаптивные):

а) проектная;

б) матричная;

в) конгломеративная,

1. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.

А. Функциональная структура основана на принципе функционального разделения труда, то есть на создании подразделений, выполняющих отдельные функции: производство, маркетинг, финансы, кадры, НИОКР и т.д. (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Функциональная структура организации

Преимущества функциональной структуры организации:

- стимулирование деловой и профессиональной специализации;

- уменьшение дублирования усилий и потребления мате-риальных ресурсов в функциональных областях;

- улучшение координации в функциональных областях.

Недостатки функциональной структуры:

- заинтересованность в достижении целей собственного подразделения, а не общих целей организации;

- как следствие - конфликты между функциональными областями.

Б. Дивизиональная структура организации (рис. 5.3). Для нее характерно выделение самостоятельных подразделений:

- по видам товаров и услуг (продуктовая структура);

- по группам покупателей (структура, ориентированная на покупателя);

- по географическим районам (региональная структура).

Рис. 5.3. Дивизиональная структура

 

 

Преимущества дивизиональной структуры:

- четкое разделение груда;

- иерархическая подчиненность сотрудников и подразделений;

- профессиональный рост, основанный на компетентности;

- упорядоченная система правил и стандартов.

Недостатки дивизиональной структуры:

- жесткие рамки поведения;

- трудности связи внутри организации;

- неспособность к быстрым изменениям.

2. Адаптивные структуры - структуры, которые можно модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.



Недостатки адаптивных структур:

- борьба за власть;

- конформизм (соглашательство) при выработке групповых решений;

- большие затраты.

А. Проектная - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (рис. 5.4).

В одну команду собираются высококвалифицированные сотрудники организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества в пределах выделенных финансовых средств. После завершения проекта команда распускается. Ее члены переходят в новый проект или возвращаются к прежней работе в свой отдел, либо уходят из организации.

 

Рис. 5.4. Проектная структура

 

сотрудники, участвующие в проекте Рис. 5.5. Матричная структура

 

Б. Матричная структура является разновидностью проектной (рис. 5.5). В ней члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно.

В. Конгломеративная структура не является установившейся и упорядоченной структурой. Это случай, когда организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Конгломерат состоит из основной и дочерних компаний, действующих в различных отраслях. В одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом - функциональная, в третьем - проектная или матричная.

Среди факторов, влияющих на выбор организационной структуры, можно выделить следующие:

1) размер организации и степень разнообразия ее деятельности;

2) географическое месторасположение организации;

3) технология;

4) отношение к организации руководителей и сотрудников;

5) динамизм внешней среды;

6) стратегия организации.

Организационная структура является одним из важных механизмов, обеспечивающих достижение поставленных целей за счет эффективного использования ресурсов.

Изменение стратегических целей фирмы обусловливает необходимость полной или частичной реорганизации ее структуры управления. Решение этой проблемы достигается за счет следующих мероприятий:

1. Перепроектирования бизнес-процессов организации(предложить клиенту продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, качеству, сервису).

2. Развития горизонтальных связей(пере­нос акцентов в управленческой деятельности от планирования изменений организационной структуры фирмы к планированию изменений внутрифирменных процессов в соответствии с из­менениями внешней среды).

3. Децентрализации(полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.