Стратегическое и оперативное управление
Таблица 1.1
Основные отличим стратегического управления от оперативного (текущего) управления
| Область
сравнения
| Оперативное
управление
| Стратегическое
управление
| 1. Миссия, предназначение
| Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации
| Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением
| 2. Преимущественная концентрация внимания менеджмента
| Взгляд внутрь организации, поиск способов более эффективного использования ресурсов
| Взгляд на окружение организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
| 3.Учет фактора времени
| Ориентация на кратко- и среднесрочную перспективу
| Ориентация на долгосрочную перспективу
| 4. Основные элементы построения системы управления
| Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технологии
| Люди, системы информационного обеспечения, рынок
| 5. Управление персоналом
| Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций
| Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия
| 6. Оценка эффективности
| Уровень прибыльности и рациональность использования производственного потенциала
| Своевременность и точность реагирования организации на новые запросы рынка и способность изменяться в зависимости от изменения окружения
|
Ограничения стратегического управления
1. Стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего.
2. Стратегическое управление не может быть сведено к строго определенному набору правил и процедур.
3. Необходимость значительных усилий, затрат времени и ресурсов для осуществления процесса стратегического управления.
4. Усиление негативных последствий ошибок стратегического предвидения и прогнозирования в связи с ускоряющимся и нарастающим потоком изменений во внешней среде.
5. Необходимость наличия (или возможностей создания) подсистемы стратегического выполнения.
7.Этапы и факторы формирования стратегии
Миссия и цели организации
|
Разработка стратегического плана
| Изучение стратегических альтернатив й выбор стратегии
|
Координация и контроль реализации
стратегического плана.
|
Оценка
оргструктуры,
оргкультуры
|
Этапы разработки стратегии:
1.определение миссии и целей организации
2. изучение внешней среды организации, дающее возможность выявить угрозы и возможности для данной организации.
3. выявлении и анализ слабых сильных сторон организации
4. принять решение о выборе одной из стратегических альтернатив развития организации. Существует 4 основные стратегические альтернативы: 1) ограниченный рост; 2) рост; 3) сокращение; 4) комбинирование.
Оценка стратегии проводится посредством сравнения результатов работы с целями.
Рис. 2.2. Факторы, формирующие стратегию
Социальные, политические, гражданские
и регулирующие
нормы
| Привлекатель-нось отрасли и уровень
конкуренции
| Возмож
ности
компании
и угрозы
| Степень
влияния
внутрен-
них и
внешних
факторов
на стратегию
| Выяв
ление и
оценка
страте-
гиче-
ских
альтер-
натив
| Формиро
вание
стратегии,
соответ
ствующей
реально
му поло
жению
компании
|
Стратегическое положение компании
|
Сила и слабость
компании,
конкурентные
преимущества
| Личностные
устремления, философия бизнеса, этические принципы высшего руководства
| Общие
ценности и
корпоративная
культура
|
Школы стратегий
Возникновение школ стратегий во многом связано с различными этапами развития стратегического управления
- Школа дизайна: формирование стратегии как процесса осмысления. Стратегия рассматривается как процесс неформального дизайна (в смысле конструирования, проектирования, моделирования), а по сути - процесс осмысления и проработки.
- Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс. Возникла на базе первой. Ее расцвет пришелся на 1970-е гг. Стратегия как относительно изолированный систематический процесс формального планирования.
- Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс. Возникла на базе первой в 1980-е гг. Внимание было сосредоточено не столько на процессе формирования стратегий, сколько на их содержании.
- Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения. Процесс формирования стратегии предпринимателем как попытка проникновения в будущее, видение, как происходящий в голове человека процесс постижения идей и принципов.
- Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс. Попытка проникнуть в сознание стратега, опираясь на логику когнитивной психологии.
6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс. Мир слишком сложен, поэтому выстраивание стратегии от первого шага до последнего - бессмысленно, в отличие, например, от планов. Стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как организация развивается, «обучается».
- Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров. Стратегия как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации или между организацией и противостоящим ей окружением.
- Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс. Принципы формирования стратегии определяются культурой организации, следовательно, стратегический процесс является коллективным.
- Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс. Инициируется не изнутри организации, а под влиянием внешних обстоятельств.
- Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации. Разработка стратегии предполагает анализ перехода организации через различные стадии ее жизненного цикла, из одного состояния в другое.
11. Миссия организации: понятие и значение. Миссия организации, особенности ее формирования и значение для организации.
Миссия - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется ее отличие от других организаций.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Миссия должна определять, почему потребители должны покупать товары и пользоваться услугами именно этой, а не другой фирмы. Она должна также определять основное назначение предприятия и выполнять мотивирующую роль.
Миссия не может быть сформулирована в категориях желания существования или получения прибыли.
Миссия дает представление окружающим о том, что собой представляет данная организация, каковы ее философия, имидж.
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
- целевые ориентиры организации, отражающие то, к чему она стремится в долгосрочной перспективе;
- сфера деятельности организации, то есть то, какой продукт (услугу) организация предлагает потребителям и на каком рынке осуществляет их реализацию;
- философия организации, проявляющаяся в принципах деятельности и ценностях, принятых в организации;
- возможности и способы осуществления деятельности.
Основные группы людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно должны быть учтены при выработке миссии, следующие:
· собственники организации
· сотрудники организации
· покупатели продукта организации
· деловые партнеры организации
· местное сообщество,
· общество в целом
Направления воздействия миссии на деятельность организации:
1. Миссия имеет огромное информационное значение, как с точки зрения внутренней среды, так и с точки зрения ее внешнего окружения. Она способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации и является источником важной информации для субъектов внешней среды (владельцев акций, поставщиков, потребителей и т.д.).
2. Миссия способствует единению персонала организации и созданию корпоративного духа:
а) делает ясными для сотрудников цели и предназначение организации;
б) способствует идентификации сотрудников с организации ей, являясь отправной точкой в их деятельности;
в) способствует установлению благоприятного организационного климата, так как через миссию до людей доводятся философия, ценности и принципы, лежащие в основе деятельности организации.
3. Миссия создает возможность для более эффективной управления организацией, поскольку она:
а) в процессе формулирования заставляет руководство фирмы повторно проанализировать принципы, лежащие в основе действий организации;
б) является базой для установления целей, обеспечивая не противоречивость их набора, и устанавливает направленность и допустимые границы функционирования организации;
в) дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;
г) расширяет для работника смысл и содержание его деятельности, тем самым позволяя применять более широкий набор приемов мотивирования;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|