Сделай Сам Свою Работу на 5

Мемуары Е.Р. Дашковой как источник.

Дочь графа Воронцова, но воспитывал ее дядя М.И. Воронцов. Увлекается чтением, просвещением. В 16 лет она выходит замуж за офицера Дашкова, вскоре становится матерью двух детей. В Петербурге она встречается с Екатериной, которая посвящает Дашкову в идею о перевороте. Но когда Екатерина вступила на престол, отношения между ними разладились. Становится директором Петербургской академии наук. Создала толковый словарь русского языка. По ее инициативе открывается Российская академия, цель которой развитие русское языка. При академии создает журнал Российский феатр. В последние годы жизни она пишет свои мемуары.

Дашкова писала свои «Записки княгини» с осени 1805 г. до декабря 1806 г. Записки были опубликованы в 1840 году в Англии на английском языке, а в России вышли только в 1881 году.

 

Личные дневники.

М. Михеев «Дневник в России 19-20 века – эго-текст или пред-текст», Москва. www.uni-persona.srcc.msu.su/

 

1. Понятие дневника и его основные виды.

Дневниками называются записки различного содержания, ведущиеся изо дня в день. Каждая запись имеет дату, которая организует изложение. В отличие от мемуаров записи в дневниках ведутся синхронно с происходящими событиями. Выделяются официальные и личные дневники. Официальные были связаны с государственной, общественной или хозяйственной деятельностью: дневник научного эксперимента, журналы разных учреждений. Все официальные дневники оформлены по формулярам и входят в систему делопроизводства. В личных дневниках объектом наблюдения является сам человек. Изо дня в день он фиксирует факты своей жизни, переживания, реакцию на события, надежду на будущее и т.д.

Отличия личных дневников от официальных журналов:

1. Официальные дневники пишутся деловым стилем, довольно сухо, по определенной схеме, в то время как личные дневники отражают переживания автора, писались живым языком.

2. Личные дневники в отличие от официальных журналов нередко прерывались. Наиболее долгое время дневники вели академик А. Никитенко (с 1818 по 1878 гг.), историк И. Заберин (с 1836-1908 гг.).



3. В отличие от официальных журналов частные лица обычно не предполагают обнародование своих записей, поэтому имена часто пишутся инициалами, информацию, которую хотели скрыть, часто писали на иностранном языке.

Лица, которые упоминаются в дневнике, обычно даются без комментариев, без указания титулов, без связей между людьми. Автор не думал о возможных читателях своего дневника. Дневники писались для себя, но иногда, когда возникали близкие отношения, они могли обмениваться дневниками. В официальном журнале личность автора отодвигается на второй план, а на первый план выходит собранная информация. В личных дневниках главное внимание уделяется мыслям и переживаниям самого человека.

Виды личных дневников:

Дневники, как и мемуары, можно условно разделить на две группы. С одной стороны ориентирование на конкретного человека, а с другой – на описание центрального события.

Формы дневников. Обычно велись в тетрадях, но могли использовать отрывные календари, записные книжки и даже книги.

Эволюция личных дневников:

Как особый вид источника, он появляется на начале 19 века. Прообразом дневниковых записей послужили семейные летописцы второй половины 17 века с описанием событий, участниками которых были их авторы и их родственники. Внедрению дневниковых записей также способствовали новые системы делопроизводства. При Петре I появляются официальные журналы, в которых регулярно писалась работа органов гос власти. Впоследствии чиновники, привыкшие вести официальные журналы, переносят эту практику на личные дневники.

Тематика дневников:

1. Дневник читателя.

2. Дневник слушателя музыки или театрала.

3. Дневник игрока в карты.

4. Дневник путешественника.

5. Записи о погоде.

6. Дневник болезни.

7. Дневник памятных дат.

8. Дневник писателя.

9. Дневник этнографических и лингвистических наблюдений.

10. Экзотические дневники (спиритических сеансов, дневник сновидца).

В некоторых случаях различная тематика могла соединяться в одном дневнике (Записные книжки Блока).

Функции дневников:

1. Функция культурной памяти. Своими записями автор вписывал себя в историю.

2. Функция завещания, передача опыта последующим поколениям.

3. Средство самопознания и познания действительности. Записывая в дневник, человек лучше познает мотивы своих и чужих поступков.

4. Релаксационно-терапевтическая функция. Помогает автору снимать эмоциональное напряжение.

5. Коммуникация. Записи в дневнике являются имитацией диалога при отсутствии реального собеседника.

6. Многие дневники стали основой для мемуаров.

Дневники были более откровенны, чем мемуары. Если он предназначался для публикации, то нередко перерабатывался. Излишняя откровенность могла повредить автору записок.

 

Частная переписка.

 

1. Понятие письма, его основные виды и признаки.

Письма являются важным средством общения, обмена информации, отражают взаимодействия между людьми и восприятие одних людей другими. Участниками переписки могут как частные лица, так и лица, наделенные властными полномочиями. Переписка, одним из участников которой является официальное лицо, относится к делопроизводству. Деловая переписка, которую вели в основном помещики и купцы, относится уже к письмам личного происхождения. Переписка личная велась между родственниками, знакомыми и друзьями.

Главные признаки и особенности частного письма:

1. Письмо предполагает ответ.

2. Письма дружеские писались в свободной форме.

3. В письмах могут рассматриваться как личные, так и общезначимые вопросы.

4. Письма не предполагали публикации.

5. Письмо обычно имеет приветствие, адресат, дата, подпись, место.

6. Письма имеют синхронный характер.

7. Являются средством передачи информации.

8. Письма отражают менталитет той или иной социальной группы.

Формуляр письма: письма строились по определенной схеме. Состояли из зачина, основного текста и заключения. Еще с 15 века на Руси имели хождения письмовники – сборники образцов писем. Они предлагали разные варианты писем в зависимости от социального положения адресата и причин написания письма. С 18 века письмовники стали публиковаться. В 1793 году вышел в свет Полный всеобщий письмовник. В 1889 году вышел сборник Советов и наставлений, а в 1916 году Полный письмовник для влюбленных (настольная книга для молодых людей).

Классификация писем:

а) письма традиционные – это прошения, жалобы, рекомендации, благодарности, соболезнования, поздравления, письма информативные, часть семейной переписки бытовой тематики. Им присущ весьма витиеватый стиль. Письма информативные собой заменяли периодику. Среди дворянства особый интерес в переписке имели военные, придворные события. В семейной переписке обычно описывали приемы гостей, здоровье, погоду, местные новости.

б) эмоционально-интимная переписка. Письма этой группы содержат эмоциональное выражение мыслей и чувств автора. Обычно они пишутся свободным языком, зачастую не соблюдая эпистолярного канона.

в) интеллектуальная переписка. Она была характерна для российской элиты 18-начала 20 вв. В частности такая переписка была у многих писателей, драматургов, поэтов, масонов. Она отличалась сюжетной определенностью, мировоззренческой направленностью. Речь шла о стихах, о пьесах, последних книгах, проблемах России и т.д. (письма Гоголя).

Объем частной переписки:

Многие письма не сохранились. Так Горький за свою жизнь написал около 20 тыс. писем, из них осталось около 8. Большая переписка была у Чехова, Толстова, Щедрина, Герцена, Достоевского. Во 2/2 19 века началась активная публикация писем выдающихся деятелей. Многие письма были опубликованы в исторических журналах.

 

2. Перлюстрация писем.

Это тайное вскрытие, просмотр и копирование пересылаемой по почте корреспонденции с целью цензуры или зазора. Впервые «черные кабинеты» появились в России в 40 гг. 18 века. Их значение резко возросло в эпоху Николая I. Проверка писем являлась незаконным действием. Обзор писем для вскрытия шел по двум спискам:

- из департамента полиции. Список содержал фамилии и адреса неблагонадежных лиц, а также различных организаций.

- представлялся министром внутренних дел. По этому списку просматривались и снимались копии с писем общественных деятелей, редакторов газет, профессоров, членов госсовета, Госдумы и семьи Романовых. Ежегодно просматривалось в стране около 38 млн. писем, из которых делалось до 10 тыс. выписок. Поскольку проверка писем являлась действием незаконным, то нередко материал, полученный таким образом, назывался агентурным, а автор писем, которые проверялись, автором агентурных данных. Иногда в переписке использовались различные намеки и условные тексты. Особенно часто эти приемы использовали члены тайных организаций и левых партий. Сегодня в фонде департамента полиции сохранилась коллекция перлюстрированных писем, которая содержит около 100 000 документов за 1883-1917 гг.

 

3. Методика работы с письмами.

Первоначально необходимо установить автора письма, его адресат, время написания, а также факт получения адресатом данного письма. При работе с письмами используются следующие приемы:

- анализ взгляда автора через фрагмент его произведения.

- языковой анализ текста.

При установлении адресата большую роль играет анализ формы обращения, титул, адрес на конверте. Установить время можно через почтовый штемпель на конверте, дату в письме, через содержание, а также через признаки палеографии. При работе с частной перепиской полезны знания по истории почты. Конверты стали использоваться в ¼ 19 века. Но многие обходились и без них, складывая письмо соответствующим образом, и запечатывали его облаткой и сургучом. Облатка – это бумажный кружок для запечатывания писем. Марки появились в России в 1858 году. Также штемпели помогают определить время и место отправки и получения письма. Для изучения писем важны все неавторские пометки на конверте (адресату, полиции).

Сегодня для более глубокого анализа писем используются методы контент-анализа. Сначала выделяется понятия, по которым проводится анализ, затем в письмах выделяются высказывания, каждое высказывание оценивается с позиции эмоциональности и значимости проблемы для авторов. Далее составляются сводные таблицы. Используя методы математики, делаются выводы. Таким образом можно выделить наиболее важные проблемы, а также реакцию общества на эту проблему.

 

 

Сегодня сохранилось немало грамот на основании вятских храмов и монастырей, а также земель и угодий 16-17 вв. Опубликованы грамоты вятского архиерейского дома. Эти источники передают нам важные сведения по истории церквей и сел, указывают имена духовенства, права и льготы, полученные от царей, повинности и оброчные выплаты. Они показывают деятельность вятских архиереев и монастырей по развитию хозяйства, освоению новых земель, о размерах этих владений и положений крестьян. Также грамоты показываю права монастырей в их вотчине (права на сбор налогов, на проведение суда и т.д.). К этому времени относятся документы, которые касались податей и повинностей по ссылке сибирского хлеба, которую вятская земля производила в течение всего 17 века. Много информации содержится в писцовом делопроизводстве. Это дозорные писцовые и переписные книги вятских городов, уездов и монастырей 17 века. Писцовые и дозорные книги появились на Вятке еще в 16 веке. Сегодня наиболее часто используются дозорные книги вятских городов и уездов 1615 Федора Звенигородского, писцовые книги 28-29 гг. Афанасия Толочанова, переписные книги 1646 года Василия Учаева. Оригиналы хранятся в архиве древних актов и частично опубликованы. Писцовое делопроизводство позволяет решать широкий круг задач, в частности:

1) Там есть подробное описание городов и их укреплений.

2) Содержат названия и описания церквей, названия улиц.

3) Позволяет определить примерное число жителей городов (не указывалось число женщин).

4) Дается описание сел и дворов.

5) Отражается сословный аспект.

В них встречаются понятия и термины, характерные для определенного времени и места (пожна – луг, починок – новая деревня, куница – мера веса). Писцовые книги говорят о повинностях и податях. Названия сел и деревень говорят о происхождении и влиянии других народов (Пермец, деревни Ассирийская, Еврейская). Эти документы важны для исследования генеалогии. В них можно проследить развитие отдельные фамилий и родов. Помимо городов и сел проводились описания монастырей. Сохранился дозор Вятского Успенского монастыря, составленный городовым приказчиком Федором Рязанцевым в 1601 году. Среди документов делопроизводства огромную ценность имеют приходно-расходные книги земских учреждений: «Расходная книга земского старосты города Хлынова Ивана Репина» (1678-1680) – расходная книга содержит материалы о бытовой стороне жизни города. Также факты по истории, описывает положение чиновников, функции земского старосты, дает сведения о ценах на товары и продукты, большое внимание уделяется подношениям чиновникам местной администрации. «Расход слободского земского старосты Андрея Кулева на праздник Николая Чудотворца, как приезжал в Слободской Трифонова монастыря архимандрит» - он описывает расходы на крестный ход из Трифонова монастыря в Обловитскую вотчину (село Полом) с иконой Николы Можайского в 1679 году. Сохранилось завещание Ивана Шелома 1574 г. В этом документе указывается разнообразное имущество, часть которого была привезена из дальних стран и городов (обнарядка из лунского сукна из Англии, самаркандский шелк, сарацинский ковер, чарка мичуринская из Египта, сабля булатная из Дании). Еще одним важным источником являются синодики вятских церквей или монастырей. Обычно они имеют три части: предисловие, которое содержит поминальную службу или молитву; общие поминовения царей, князей, патриархов; частные поминания усопших. Сегодня известно около 15 вятских синодиков. Жития святых Трифона Вятского и Прокопия Вятского. При анализе этих источников необходимо выяснить, на основании чего они создавались, а также проверить их достоверность через сравнение с другими источниками этого времени. Описание жизни Трифона Вятского в одном из своих списков имеет уникальное явление, а именно рассказ агиографа об истории написания жития. Сказания и повести. Ежегодные крестные ходы, которые производились на реку Великую, подтолкнули к написанию Повести о явлении чудотворного образа Великорецкого. «Повесть об иконе Богородицы», которая повествует о приключениях, произошедших с хлыновцем Иваном Янгуцевым. Письма в это время почти отсутствуют. Исключение составляет переписка вятского епископа Александра и жившего у него игумена Феоктиста со старообрядцами. Остались иностранные источники о Вятском крае (календарь Вятской губернии за 1893 год). Это барон Сигизмунд Герберштейн (1517, 1525), швед Петр Петрей, голландец Избраннидес.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.