Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ источников, его принципы и этапы.





1. Общие принципы анализа источников.

2. Внешняя критика источника. Установление места, времени и авторства.

3. Внутренняя критика источника, анализ его содержания.

 

1. Общие принципы анализа источников.

Цель анализа источника является установление степени достоверности и полноты содержащейся в них информации о прошлом. В процессе критики источников необходимо опираться на научные принципы объективности и историзма.

Принцип объективности предполагает, что источник должен анализироваться как целостное явление с учетом противоречивости содержащихся в нем сведений. Нельзя вырывать из текста источника только ту информацию, которая выгодна исследователю и подтверждает выдвинутую им гипотезу. В своем исследовании историк в зависимости от поставленных задач использует только часть информации источников, однако правильное научное объяснение смысла того или иного фрагмента возможно лишь при целостном объективном анализе источника. Кроме того данный принцип предполагает, что источник должен анализироваться в комплексе с другими источниками. Их сравнение должно помочь выделить наиболее полное и достоверное. Данный принцип также требует, чтобы были выбраны и проанализированы все источники по теме.



В советское время также применялся принцип партийности. Некоторые историки считают, что не может быть объективного анализа источника без выявления партийной, классовой, социальной принадлежности автора. Эти параметры влияют на оценку, характер, степень достоверности освещаемых в источниках фактов.

Принцип историзма. Данный принцип предполагает рассмотрение событий, явлений и процессов истории в динамике их развития. Источник должен рассматриваться в связи с конкретно историческими условиями его появления. Также данный принцип предполагает предпочтение источников, авторами которых были очевидцы событий тем источникам, авторы которых описывали события со слов других людей.

Непосредственно источниковедческий анализ состоит из двух этапов:

1) внешняя критика источника. Это установление подлинности источника.

2) внутренняя критика источника. Выявляется полнота и степень достоверности содержащихся в нем сведений.



Сегодня обычно не разделяют эти два этапа анализа источников, поскольку они тесно переплетены между собой.

 

2. Внешняя критика источника. Установление места, времени и авторства.

Работа с источником начинается с его правильного прочтения. После этого начинается анализ источника, который в себя включает внешнюю и внутреннюю критику. Внешняя критика включает в себя решение трех задач: установление места, времени и авторства источника.

1) Установление времени возникновения источника. Только датированный документ можно использовать в научном исследовании. Некоторые источники создавались на протяжении длительного периода времени (переписи, дневники, синодики). Источник может нести в себе прямую временную информацию – иметь дату.

а) год, месяц, число, день недели. При переводе года необходимо правильно определить эру. Если даты были с 1 сентября по 31 декабря, то вычитается 5509.

б) также на Руси время считалось циклами: индиктовые (15 лет), солнечные (28 лет), лунные циклы (19 лет). Могут быть указаны и религиозные праздники. Есть праздники неподвижные и подвижные, связанные с пасхальным циклом.

в) может быть указан день недели. Многие события устанавливались в строго определенный день.

Документы нового и новейшего времени, как правило, имеют точную дату около подписи или в штампе. Но источники более раннего времени чаще всего такой даты не имели. Если источник не имеет точной датировки, историк прибегает к использованию косвенных данных:

· На основе его содержания надо попытаться найти в источнике событие, датировка которых известна, или деятелей, у которых известны примерные годы жизни. Это даст нижнюю временную границу источнику.



· Помощь в определении месяца того или иного события может дать описание сезонных изменений (замерзание рек, ледоход, время цветения растений, время сезонных работ).

· Если в документе нет этих сведений, то необходимо обратить внимание на язык и литературный стиль документа. Различные слова, термины бытовали в определенные периоды времени. Период использования тех или иных слов отражен в словаре русского языка 11-17 вв.

· Также в определении времени могут помочь особенности диалекта. Если речь идет о документах начала 20 века, необходимо обратить внимание на использование буквы ять.

· Бумага помогает определить датировку источника (плотность, водяные знаки – филиграни). Впервые водяные знаки появляются в 13 веке в Европе. Они давали сведения о владельце, там могли быть герб, город, фамилия мастере, и о месте изготовления бумаги. Они могли изображать гербы, эмблемы, девизы и т.д. В 17 веке была популярна в России бумага из Голландии. В 17 веке преобладала голова шута. На рубеже 17-18 веков стала популярна бумага с гербом Амстердама. 18-19 вв – Pro Patria. Филиграни были собраны С. А. Клепиковым «Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства 17-20 веков» Москва, 1959 г. Обычно бумага залеживалась не более 5-10 лет.

· Особенность графики письма – скоропись, устав и полуустав. Устав использовался в 11-14 веках. Полуустав – с конца 14 до начала 18 века. Скоропись – в 16-17 веках. Появляется также гражданский шрифт при Петре I.

· Особые орудия и материалы письма. Бумага получила в России хождение в конце 14 века.

· По почерку.

· Миниатюры, дающие особенности одежды, оружия того времени, а также использование вязи и прочие особенности.

· В советский период помогают датировки печатей и названия учреждений и организаций. Для писем 19-20 века могут помочь штемпель на конверте, типы марок и прочее.

2) Место появления источника. В источниках до 18 века зачастую используется-содержится неполная информация о месте. В отличие от средних веков документы нового и новейшего времени обычно имеют точное указание на место составления этого документа. Если место неизвестно – оно определяется косвенным путем: через миниатюры, гербовые знаки, по географии лиц упоминаемых в источниках, диалект местной речи, особые слова и термины, используемые в той или иной области, особенности оформления делопроизводственных документов.

Следует иметь в виду, что место составления документа не всегда совпадает с основным местом жизни и работы автора. А содержание, изложение событий и фактов может не совпадать с местом составления документа.

3) Установление автора источника. К числу антропонимов относятся: имя, фамилия, отчество, прозвище, псевдонимы и криптонимы. Личное имя – это имя, которое обычно давалось при рождении человека. При этом имена бывали каноническими и неканоническими. Каноническое имя, данное по имени святого, чья память отмечалась в день его рождения. Была традиция посвящать в честь своего патрона, заказывать иконы, жития, изображать его на печати. В источниках имена, данные при крещении, до середины 15 века указывались, как правило, для высших слоев. Основная масса населения носила неканонические языческие имена. Имя менялось при пострижении в монахи. Обычно постригаемый получал имя того святого, память которого отмечалась в день пострижения и на ту же самую букву. Второй раз менялось имя при принятии схимы. Имя не каноническое являлось вторым для человека. В Древней Руси оно выполняло функцию основного имени. Первоначально это имя было языческим. Позднее в том же качестве стали употребляться имена крестьянские в народной разговорной форме. Часто в источниках употребляются уменьшительные формы имени, что затрудняет их восстановление в полной форме. В некоторых случаях оно может соответствовать нескольким именам (Елька – Елисей, Елеозар; Зинька – Зиновий, Алешка – Александр, Алексей, Митька – Дмитрий, Никита; Сенька – Арсений, Семен, Степан). Прозвища в отличие от имен отражают качества, характер, происхождение, место проживания его носителей. Прозвище порой бывает сложно отделить от древнерусских имен, которые нередко были образованы от названия животных, разных предметов, а также защитные имена. Если речь шла о прозвище, часто добавлялось выражение по реклу (по прозвищу). В 17 веке почти что все семинаристы имели прозвища. Важной частью являлось отчество, которое указывало не только на отца, но и на происхождение человека. Окончание –вич являлось принадлежностью высшего сословия. С конца 16 века они давались, как особая награда от государя. С конца 18 века полное отчество имели право носить с 1 по 5 чин табеля о рангах. В средние века имя нередко зашифровывали в виде криптограммы. Позднее стали появляться псевдонимы. Все известные псевдонимы были собраны в отдельном словаре Масанова И.Ф. «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей». Если автор не указан в источнике, его можно попытаться установить косвенным путем:

- через анализ содержания изучаемого источника, поскольку автор сообщает о себе иногда некоторые биографические данные.

- определенную помощь могут оказать катойконимы – названия по месту.

- через дешифровку тайнописи.

- через сопоставление с другими документами, почерк, мировоззрение, язык, речевые обороты и т.д.

- внешние признаки – гербы, эмблемы, личные печати.

В тоже время можно ошибочно идентифицировать то или иное лицо, опираясь лишь на схожесть имен.

 

3. Внутренняя критика источника, анализ его содержания.

Она дает сведения о фактической ценности источника и позволяет установить, насколько полно и достоверно отражены в нем исторические факты. Внутренняя критика представляет собой серию ряда вопросов:

1) текст должен рассматриваться в контексте породившей его эпохи. Необходимо выявить событие, цель создание текста, условия его создания, влияние на него цензуры или приемов канона. Необходимо знать ментальность установки эпохи.

2) необходимо более подробно изучить личность автора, от которого во многом зависела достоверность и полнота излагаемых сведений. В частности следует установить, был ли автор участником/очевидцем события или описал его слов других людей, кто он был по профессии, образованию и т.д. Следует также установить, идет ли речь об авторе или компиляторе, который свел воедино тексты своих предшественников. Был ли человек простым переписчиком или вносил в документ свои взгляды. Для источников нового и новейшего времени характерно появление произведений коллективного творчества (законодательные, делопроизводственные документы и проч.). 3) для выявления достоверности делопроизводственных документов, необходимо изучить их происхождение, методику составления, технику сбора информации и проч. Как правило, это содержится в инструкции по составлению документов. Сегодня источниковедческий анализ документа представляет собой следующую схему: во введении и в основу темы исследования, историографии формулируются задачи. Первая глава – характеристика источников, она предполагает изучение вопросов происхождения, авторства источника, в ней могут даваться описания исторических условий, история текста, списки редакции, история публикации источника. Также рассматривается вопрос интерпретации источника. Во второй главе – анализ содержания источника, основное внимание уделяется полноте сведений и их достоверности. В заключении дается обобщенная оценка значения этого источника и рекомендации по его использованию.

 

Подделки источников.

Литература: Козлов В.П. «Тайны фальсификации, анализ подделок исторических источников 18-19 вв», Москва , 1996 год. «Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по истории России в 20 веке», Москва, 2004. «Что думают ученые о велесовой книге», Санкт-Петербург, 2004.

 

Фальсификация источников – это создание никогда не существовавших документов, либо поправки подлинных документов. В обоих случаях присутствует сознательный умысел, рассчитанный на общественное внимание, желание с помощью выдуманных фактов или реальных происходивших, но искаженных событий, «исправить историю». Можно выделить полностью фальсифицированные источники, в которых ни материал, ни содержание, ни внешние признаки не соответствуют том, за что их пытаются выдать. Среди последних можно выделить две группы: источники, искаженные с позиции содержания, авторства, времени создания, но имеющие фальсифицированные внешние признаки, и памятники, подлинные по содержанию, внешним признакам, но включающие в себя подделанные вставки текста, записи писцов и прочее. Как правило, изготовление подделок основывалось на хороших знаниях подлинных документов. Подделки документов допетровской эпохи имели все атрибуты древних источников. Каждая значимая подделка имела легенду о своем открытии. В тоже время подделка является важным историческим источником, относящееся не ко времени, о котором в нем рассказывается, а ко времени о его составлении. Подделки имели цели идеологические, политические, меркантильные.

Подделки 18 века:

1. В начале 18 века по распоряжению Петра I в скиты Раскольников Нижегородского края был направлен архимандрит Питирим. Он вел открытые дискуссии и споры, во время которых предоставил рукописную копию постановления церковного собора 1157 года. В нем осуждался еретик Мартин Армянин, проповедующий отмененные Никоном церковные обряды. Царь повелел опубликовать этот источник. Работа с этим источником старообрядцев привела к созданию первого в России источниковедческого палеографического лингвистического труда. Разоблачение фальшивки получила название «Поморских ответов», авторами которой стали братья Денисовы. Эта подделка была заказана Петром I, и изготавливалась в Западной Белоруссии. Историки и духовенство признали ее, как подделку только в 19 веке.

2. Подделки из завещания Петра I.

а) Отдайте все…Эта подделка представляет собой клочок бумаги с одной фразой. В ее основе стало сообщение Вальтера о последних часах жизни Петра I. Позднее этот сюжет взяли Голиков, Соловьев, Буданов. Подделка была написана для обоснования претензий Голстиньи на престол.

б) Письмо, обнаруженное у княжны Елизаветы Таракановой. В этом завещании после Елизаветы Петровны должны были править ее дети и потомки.

в) Наибольшую известность получило псевдо завещание Петра, опубликованное во Франции. Впервые его опубликовал французский историк Лезюр (1812). Авторство долгое время приписывалось д’Эону. Речь шла о тайне стратегических планов России, с которой Франция вела войну. Книга была заказана французским правительством и активно распространялась во французской армии. В частности она пыталась оправдать нашествие на Россию через описание русской угрозы. Петр I советовал своим преемникам поддерживать государство в состоянии постоянной войны, покорить Польшу, овладеть торговлей с Индией. В 1836 году Гайарде публикует полный вариант завещания Петра под названием «Записки кавалера д’Эона». Это были мемуары известного авантюриста, французского дипломата и разведчика, состоявшего в середине 18 века при французском посольстве в Петербурге. Эта подделка была раскрыта к концу 19 века, сыграв негативную роль в отношении европейского общества в России.

3. Подделки 19 века.

а) Библиотека Ивана Грозного. Речь идет о рукописи профессора Дабелова, она содержит краткую опись книг на греческом и латинском языках, которые якобы находились в библиотеке Ивана Грозного, и увиденных неизвестным Дерптским пастором во время пребывания в России. В библиотеке было указано более 800 книг.

б) Московский купец А. И. Бардин. Это был знаток русских рукописей, старинных вещей и занимался их перепродажей. Зная о погибели в московском пожаре «Слова о полку Игореве», он решает изготовить два пергаменных списка. Также Бардину принадлежат 5 списков Русской правды, устава князя Ярослава о мостовых, поучение Владимира Мономаха, а также различные летописи, сказания и т.д. Как правило, он делал копии рукописей, которые представляли собой большую ценность для науки. Он использовал разные почерки, употреблял бязь и даже сам рисовал миниатюры. В тоже время он снабжал свои изделия различными послесловиями, указывая имена писцов и время переписывания рукописей. В конце жизни он стал прекрасным копиистом, который под заказ легально изготавливал рукописи под древность.

в) А. И. Сулакадзев. Это наиболее известный русский фальсификатор. Еще от отца он получил обширную библиотеку рукописей и печатных книг. Также он имел огромный интерес к различным областям науки. Он был страстным коллекционером. Он собрал коллекцию рукописей более 5 тыс. экземпляров, около 2000 было на пергаментах. Одной из первых его подделок стала Боянова песнь словен, опубликованная Державиным в 1807 году. Дальше он создает молитвенник князя Владимира Святого. В дальнейшем он стал заниматься историческими исследованиями, используя в них создаваемые им же самим источники. «Хождение и путешествия россиян в разные страны света». Он решает создать целую коллекцию подделок, для чего создает сочинение «Книгорек». В нем упоминается как реально существовавшее произведение, известное в списках, так и книги, никогда не существовавшие. После этого он стал создавать источники, указанные в его Книгореке. Для создания разных типов письма он создает Буквозор, который имел палеографическую таблицу разных веков. «О воздушном летании в России с 906 лета по Рождество Христово».

г) Н. Г. Головин – полковник-коллекционер. Собрал коллекцию около 1000 грамот. Его коллекцию приобрела археографическая коллегия.

3. Подделки 20 века.

а) Велесова книга. Впервые опубликована в Америке в 1950 годы в журнале «Жар-птица». Опубликовал ее эмигрант Миролюбов. По мнению публикатора, он познакомился с коллекцией деревянных дощечек, на которых была священная книга новгородских волхвов бога Велеса. Она была создана в 8-9 вв и описывала события жизни славян с 7 века до н.э. до конца 9 века н.э. Анализ советских ученых показал, что данный источник по всем признакам является подделкой.

 

Тайнопись.

Литература: Бабов А.В. «История криптографии», Москва. 2002 г. Сперанский М.Н. «Тайнопись в югославянских и русских памятниках письма», Ленинград, 1929 год. Сумароков Г. «Затаенное имя: тайнопись в Слове о полку Игореве», Москва, 1997 год.

 

1. Понятие тайнописи и история ее развития.

После возникновения письменности у людей появилась потребность скрыть важную информацию. Это привело к появлению тайнописи или криптографии. Тайнописи – это специальные системы изменения обычного письма, призванные сделать текст понятным лишь для ограниченного круга лиц. Тайнопись возникает еще в древних цивилизациях: в Древней Индии, Месопотамии, Китае, Египте, Вавилоне и Ассирии. В Древней Греции использовали шифровальные приборы: таблички Энея, скитала. Историк Полибий изобрел во 2 веке до н.э. Полибианский квадрат, заполненный алфавитом в случайном порядке. Была тайная азбука у Юлия Цезаря, которая действовала на замене одних букв другими. Система в шифрах использовалась даже в Библии. На Руси тайнопись возникает в 12-13 вв. Для замены букв использовались различные алфавиты: греческий, латынь, глаголица. В России впервые появляются специалисты по тайнописи в 1549 году, когда образовался послушный приказ. В 17 веке патриарх Филарет разработал несколько шифров для дипломатии. При Алексее Михайловиче активно создаются системы вымышленных знаков. При Петре I создаются множественные шифры и даже целые цифирные отделения. Петр I не только занимался составлением шифров, но и уделял внимание средствам тайной переписки. При Петре часто использовались особые знаки для обозначения целых слов, в частности имен. В 1735 году Вешняков разработал систему, в которой отдельному знаку могли соответствовать буквы, слоги и целые слова. Он впервые ввел понятие «пустышки» - знаки, которые ничего не обозначают. В правление Александра I при МИДе формируется особая канцелярия, в которой было три секретных отделения: цифирное шифрование, цифирное дешифрование, газетное. Во время войн разведки и шпионы должны были иметь свои шифры, которые отличались от шифров дипломатических. Эти шифры были временными и простыми в обслуживании. Часто военные использовали перевод, состоящий из двух кругов, на которых писался алфавит. Кроме того, часто использовали бесцветные чернила (революционеры).

 

 

2. Виды древнерусских тайнописей.

а) Система чуждых писем. Она предполагает использование букв других алфавитов. В частности глаголицы, латиницы, греческой азбуки, азбуки коми. Пермское письмо (Стефан Пермский).

б) Полусловица – система тайнописи упрощенного или сокращенного письма. Чаще всего использовалась гласная полусловица, в которой сокращались только гласные буквы. Тайнопись инока Луки в Смоленской Псалтыри – перевороты букв (а), деформация букв (б), урезка части букв (в), использование особых начертаний (г).

в) Система придуманных знаков. К этим системам можно отнести азбуку Филарета, тайнопись Ордена Нащекина, тайнопись Звенигородского колокола. Знаки тайнописи были созданы царем Алексеем Михайловичем на отлитом в 1667 году колоколе в честь приезда в Москву вселенских патриархов.

г) Тайнопись «решетка».

д) Система замены букв. Литорея (тарабарское письмо) – тайнописание, род шифрованного письма, употреблявшегося в древнерусской рукописной литературе. Известна литорея двух родов: простая и мудрая. Мудрая литорея – «тайнопись в квадратах» - красные буквы это буквы обычного алфавита, черные – риторские.

е) Счетные системы. Это система основана на использовании определенных букв в кириллице, которые имели цифровое значение. В частности в такой системе часто зашифрованы имена, поскольку указание своего имени в средние века считалось нескромным или даже греховным.

Вязь – это тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой. Как правило, она использовалась для сокращения текста при недостатке места. Использовалась на знаменах Ермака и Дмитрия Пожарского. Также иногда вязью писались молитвы.

Монокондил – это разновидность вязи, когда слово или даже предложение писались за один прием, не отрывая пера от бумаги.

Титулатуры и монограммы.

Кроме того, бязь использовалась книг и создания экслибриса. Основателем книжного знака стал игумен Досифей, живший в 15 веке.

Акростих – стихотворение, в котором некоторые (обычно первые) буквы каждого стиха составляют осмысленный текст.

В частности в типе акростиха составлялись некоторые азбуки. Акростих использовался и для подписи. Сегодня есть исследования, по которым тайнопись возможно содержится в Слове о полку Игореве.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.