Сделай Сам Свою Работу на 5

Делопроизводственные документы 15-17 веков.

 

Делопроизводство – это деятельность по созданию документов, связанных с принятием решений по разным вопросам и их исполнениям. Субъектом, принимавшим решение, выступали: государство в лице верховного правителя и органов управления, отдельные сословия, частные лица. Было две системы делопроизводства: государственная и частная, представленная поместно-вотчинной и торгово-предпринимательской.

 

1. Госучреждения и делопроизводство.

Одним из главных условий формирования делопроизводства является становление системы центральных и местных органов власти в 15 веке, что было связано с процессом централизации страны. При Иване III возникает система приказов. Документы этой группы имели четко определенную структуру, что обеспечивало экономию времени при ознакомлении с текстами. Развитию и закрепление документальных форм служили специальные пособия – формулярники.

Формы делопроизводства.

1. Документы могли оформляться в виде грамот, которые писались на одной стороне пергамента, бересты или бумаги.

2. Свитки или столбцы, которые стали использоваться еще с 14 века. В столбце мог быть как один документ, так и несколько подклеенных документов. Они делались из разрезанных пополам листов бумаги. Один полулист назывался сстав. По мере надобности столбец наращивался. Самым длинным свитком является Соборное уложение, которое насчитывало 959 сставов. Текст писался только на одной стороне.

3. Тетради, которые составлялись из нескольких согнутых пополам листов. Использование тетрадей со временем привело к использованию книг. Таким образом оформлялись сыскные, переписные, писцовые, строельные книги. В приказах складывается особый порядок составления исходящих документов. В их подготовки принимали участие дьяки и подьячие.

Виды общей делопроизводственной документации.

1. От имени великого князя, а потом и царя исходили грамоты.

2. Боярская дума свои решения оформляла в виде приговоров.

3. Земские соборы вели протоколы созывов, где указывались обсуждаемые вопросы и принимаемые по ним решения.



4. Приказы имели как входящую, так и исходящую документацию. Рассмотрение любого дела начиналось после подачи челобитной – прошение. В частности в челобитной могли быть прошения о жаловании, земельных спорах, позволении на основании монастыря, жалобы на местную власть. («Крестьянские челобитные 17 века из собраний Государственного исторического музея», М. 1994 год). Также в челобитных часто описывали разбойников и беглых крестьян. К группе входящих документов относились отписки – это отчеты о выполнении поручения от какого-либо официального лица. Память – она присылалась из одного учреждения в другое и содержала в себе запрос или информацию о чем-либо. Основным исходящим документом являлись приказы (грамоты), которые составлялись от имени государя. В документе описывалась суть дела и принятое царем решение. В приказах также подготавливались наказы или инструкции для должностных лиц в местных органных управления.

Делопроизводство местных учреждений мало чем отличалось от центральных органов власти.

 

Произведения древнерусской литературы как источника.

Поучения и послания.

1. «Слово о законе и благодати».

Слово является древнейшим произведением древнерусской литературы. Оно появилось в 11 веке и сохранилось в списках 12-15 веков. Впервые это произведение было опубликовано в 1844 году церковным историком Александром Горским. Слово было написано в период 1037 по 1050 годы. Автором стал митрополит Илларион. Илларион являлся священником церкви Святых апостолов в селе Берестовом под Киевом, загородной резиденции великого князя. Также об Илларионе сообщается в уставе князя Ярослава о церковных судах. Илларион стал первым митрополитом, избранным в 1051 году на Киевскую кафедру из числа русских.

ü Первая часть Слова: догматическая и полемическая. Сравнение Ветхого и Нового Завета. Закон для Иллариона является выражением Ветхого Завета, по которому жили иудеи. А благодать вошла в жизнь людей через благую весть Нового Завета, которая появилась после пришествия Христа. Илларион говорит о равноправии всех народов в противовес идеям избранничества лишь одного еврейского народа. Он указывает, что в Евангелии Бог спасает все народы, в том числе и народ русский. По мнению ученых, первая часть полемическая. Она должна была утвердить равноправие на Руси с другими народами, поскольку Иисус проповедовал для всех. Полемика велась с Византией. Илларион написал свое Слово незадолго до своего поставления в митрополиты. Причем он был утвержден впоследствии на Соборе русских епископов, а не в Византии, как это было заведено. Второе мнение – автор пытался доказать превосходство крестьянства над иудаизмом. Илларион излагает учение о Христе. Именно споры по этому вопросу породили различные ереси. Илларион доказывает, что Иисус был в полной мере и богом, и человеком. Проповедь жизни по Благодати, а не по формальному исполнению закона.

ü Вторая часть: историческая. Илларион развивает идею спасения благодати уже в приложение к Руси. В частности, он сравнивает Русь православную и Русь языческую.

ü Третья часть: панегирическая (похвала). В этой части он восхваляет князя Владимира, рисуя образ идеального христианина. Дальше он переходит к сыну Владимира – князю Ярославу, считая его преемником своего отца.

Рассуждение о благодати позволяет Иллариону показать место и роль Руси в мировой истории, показать величие своей родины. В этом произведении ярко проявляется восторженное отношение к русской истории, начиная с момента ее крещения.

 

2. Моление Даниила Заточника.

Моление – это памятник древнерусской литературы 12-13 веков. Он был открыт и впервые опубликован Карамзиным. Все списки делятся на две редакции:

- Слово Даниила Заточника еже написа своему князю Ярославу Владимировичу.

- Моление Даниила Заточника своему князю Ярославу Всеволодовичу.

По мнению историков, автор имел невысокое, зависимое социальное положение. Также известно, что автор это вымышленный человек. Автор был человеком образованным, книжным. В тоже время он был довольно беден. Даниил просит князя облегчить его горькую участь и взять к себе на службу в качестве советника. При этом он показывает князю свой ум и образованность. Даниил использует многие изречения и афоризмы, которые использует из библейских книг, из повести об Акире Премудром, из сборника поучений «Пчела», из Стословца, из разных слов о злых женах и русских летописях. Автор смотрит на князя через призму богатства и щедрости. Князь может вызволить зависимого человека из нищеты, поднять его по социальной лестнице, защитить от произвола богатых. Также это и защитник Отечества. В тоже время Даниил негативно описывает бояр, от которых испытал немало зла. В этом произведении впервые в древнерусской литературе сатирически обличаются почти все социальные группы: бояре, монахи, скупой князь, злые жены. Он обличает боярскую спесь, лицемерие, корыстолюбие, распущенность монархов, иронизирует над властью имущих и издевается над глупцами. Также впервые в этом произведении описывается жизнь скоморохов, которые были при княжьем дворе. Говорится о конных рестариях, звериных боях и прочих представлениях. Даниил также отказывается от идеи жениться на богатой невесте. Он даже не допускает мысли, что жена может оказаться хорошей. Также в этом произведении описываются разные стороны русского быта. Упоминаются разные приемы военной тактики, сообщаются данные об обработке железа, олове, меди, различные орудия труда, предметы быта.

Форма произведения. По форме это импровизация, в которой часто используются афоризмы, наставления, пословицы, поговорки, притчи, небылицы, загадки. Часто используется Священное писание. Он придает этим отрывкам оттенок иронии, тем самым снижая их значение, применяя свою возвышенную тему своему положению просителя. Церковное значение слова «раб» он обращает в буквальное выражение понятия раба – холопа. Моление впервые показывает ироническое отношение к Библии, что не встречается вплоть до 17 века. Именно этим автор необычен для своей эпохи. Писание считалось делом почти святым, сакральным. Говорить на пергаменте о суетном, повседневном было непринято. Лишь высокие идеи и церковные произведения помещали в качестве текста. Автор впервые говорит о своих личных интересах.

 

3. Домострой (Найденова Л.П. «Мир русского человека 16-17 веков по Домострою и памятникам права, М. 2003 год).

Домострой это памятник русской литературы 16 века, который является сборником правил, советов, наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и духовные вопросы. Слово домострой восходит к греческому слову экономика.

Источники Домостроя:

Его текст формировался постепенно. В частности он основывается на известных духовных сборниках: Златоуст, Золотая цепь, Пчела, Измарагд. Также используются обиходники, епитимийнки, западноевропейский Домострой и различные поучения.

Редакции Домостроя:

Этот памятник известен в трех основных редакциях. Впервые он был издан Дмитрием Голохвастовым в 1849 году. Первая редакция Домостроя появилась в Великом Новгороде в конце 15 – начале 16 века. Вторая версия сложилась в эпоху Ивана Грозного в середине 16 века. Возможным автором этого произведения считается Сильвестр – духовник Ивана Грозного. В частности Сильвестр известен как автор жития Святой княгини Ольги и поучением сыну. Третья редакция Домостроя была составлена иеромонахом Московского Чудова монастыря Карионом Истоминым в 17 веке.

Структура Домостроя:

Первая часть «О духовном строении»: како веровати и како царя чтите. Вторая часть «О мирском строении». Третья часть «О домовном строении» - о ведении хозяйства. Так же к основному тексту во второй редакции добавлено послание Сильвестра сыну Анфиму. Домострой имеет традиционную для средневековья трехчастную структуру, которая воспроизводит «устроение человека» (дух, душа и тело). В этом произведении можно увидеть и иную трехчастную композицию – небо, государство, дом. Вера и духовная жизнь человека: вера по Домострою должна пронизывать всю жизнь человека. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться молитвой. Большое значение придавалось службе, постам, духовному наставнику. Человек должен служить Богу не только постом и молитвой, но и другим своим делом. Царь: устройство божественное проецируется на государство и семью. Поэтому царя, как и Бога, необходимо почитать, ему служить верой и правдой, повиноваться и молиться о его здравии. Домострой был адресован самым широким слоям населения, кто имел свой дом и хозяйство. В 17 веке он имел основное хождение в среде дворянства, духовенства и городских слоев. Хозяин имеет в своем распоряжении штат слуг. Он должен быть милостив к слугам, должен обучать всяким рукоделиям, в тоже время слуги должны быть довольны тем, что им дается. Семейные отношения: Домострой требовал от женщины чистоты, послушания, умения угодить мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие. Также она играла роль заступницы за детей и слуг перед хозяином и отвечала за благотворительность. Домострой предостерегает против опасных сношений с внешним миром, а также говорит об умеренности и осторожности во всем. Воспитание детей: Сильвестр, обращаясь к родителям, ставил на первое место нравственное воспитание детей. На второе место он выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства. И лишь на третьем месте стояло обучение грамоте и книжным наукам. Воспитание было основано на строгом отношении к детям и телесных наказаниях. Ведение хозяйства: Домострой продолжает основные положения трудовой этики. Труд является деятельностью во славу Божию и путем, к спасению души. При этом богатство является не самоцелью, а средством спасения через содержание своей семьи, слуг, помощь своим людям. Также Домострой предлагал правила торговой этики. Также он развивал труд мужской и труд женский. Женщине принадлежало внутреннее пространство – дом, мужчине внешнее пространство – поле (служба, торговля, работа на земле). Женщина должна была знать все виды домашней работы. Домострой учил бережливости. Домострой был дополнен памятниками народной культуры: свадебный чин, надзиратель (энциклопедия с/х), лечебник и праздник.

Домострой являлся энциклопедией семейной жизни, домашним обычаем хозяйствования. Его традиции дожили до 19 века. Они сохранялись в среде духовенства, купечества, среди старообрядцев, в среде богатых крестьян. В настоящее время Домострой является ценным источником, который дает информацию о менталитете, об укладе жизни в 16-17 веках.

 

Хождения.

Хождениями в древнерусской литературе назвались произведения, в которых описывались хождения богомольцев в Палестину, Византию, страны Востока с целью поклонения святыням (паломники, калики перехожие). Нередко подобные путешествия также в себе сочетали цели торговые, дипломатические. Известно более 70 произведений, написанных в этом жанре. Среди хождений известны «путники», они описывали кратко маршрут, указывая пункты и расстояние между ними. Самым известным и ранним произведением этого жанра является Хождение игумена Даниила, появившееся в 12 веке и описывающее путешествие в Святую землю. Его произведение было написано для православных читателей, оно было призвано иметь не только познавательное значение, но и ради воспитания. Свое путешествие он совершил по Палестине в 1106-1108 гг. Даниила принимает король Балдуин I и помогает ему совершить путешествие по Палестине. В глазах короля Даниил не был простым паломником, а являлся официальным представителем Древнерусского государства, в поддержке которого он был заинтересован. Даниил осматривает Иерусалим, описывает его святыни. Хождение должно было стать путеводителем для других паломников. Также он описывает природу Палестины, развитие земледелия, садоводства и промыслов. Он побывал на Иордане и испил из него воду. Большое значение в хождении занимают легенды и апокрифы. Данное хождение сегодня привлекает историков своей достоверностью, обстоятельностью.

«Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина». В 1468 году русские купцы во главе с Афанасием Никитиным решили направиться в Индию с целью торговли. Когда они прибыли в Индию, они потеряли основную массу товара. Больше всего он говорит об Индии, обычаях, хозяйстве местных народов, внешнем виде индийцев. Его удивляет внешний вид индийцев, режим питания. Торговля была весьма неудачной. Особая тема хождения – тоска по Родине. Никитина особенно угнетала невозможность соблюдать обычаи своей страны в Индии, а также попытки обратить его в мусульманство. В частности, он был вынужден соблюдать мусульманский пост, праздновать местные праздники, и даже в молитвах он обращается, заменяя Бога-отца на Аллаха. Никитин был очень образованным человеком, за границей он изучил тюркский, персидский и арабский языки. Рассказы о жизни в Индии сближают его с более поздним жанром автобиографии. Он не только описывает какие-то события, но и свои переживания. Никитин попытался вернуться обратно в Россию в 1474 году, однако на обратном пути вновь был ограблен, заболел и умер уже в России. Анализ данного текста с позиции семиотики был дан Борисом Успенским в произведении «Дуалистический характер русской средневековой культуры на материале Хождения за три моря Афанасия Никитина, том 1, М, 1994»

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.