Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТНАДЦАТОЙ





Эта глава — начало доказательств таухида и его аргументов. Таухиду, как ничему другому, присущи как традиционные, так и рациональные аргументы.

Ранее уже было сказано, что наиболее серьезными и вескими аргументами таухида являются признание Аллаха Единственным Господом и Управителем (Таухид ар-Рубубиййа) и Единственным в обладании Его именами и Божественными качествами (Таухид аль-Асма' ва-с-Сифат). Единственность Аллаха, как Творца всего сущего, Всеобщего Управителя и Объединяющего в Себе абсолютное совершенство, исключает поклонение кому-нибудь, помимо Него.

К аргументам таухида относится также знание качеств творений Аллаха и тех, кому поклоняются помимо Него. Все те, кому поклоняются помимо Аллаха, будь то ангел, человек, дерево, камень, либо что-нибудь еще — все они нуждаются в Аллахе и беспомощны без упования на Него. Они не обладают и крупицей пользы, они ничего не создают, будучи сами созданы, и не в состоянии принести вред или пользу, смерть, жизнь или воскресение. Всевышний Аллах — Он есть Творец всего сотворенного. Он есть Дающий пропитание всякому, кто питается, и Он есть Вершитель всех дел. Он — Приносящий зло, Он — Дарующий блага, Он — Дающий и Воспрещающий. Ему принадлежит абсолютно все, и к Нему все вернется. Он — объект устремления, направленности, и Ему все подчиняется.



Разве есть аргумент более сильный, чем этот, который приводится Аллахом во многих местах Его Книги и хадисах Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует? Это — рациональное и имманентное, осязаемое и традиционное свидетельство необходимости таухида Аллаха, который является непреложной истиной. Это — свидетельство несостоятельности ширка.

Если благороднейший из людей, да благословит его Аллах и приветствует, не может принести добра самому близкому, родному и важному для него человеку, то что же тогда говорить о других? Гибель тому, кто приравнял к Аллаху кого-то или что-то из Его творений! Он утерял свой разум после того, как потерял свою веру.

Качества Всевышнего Создателя, атрибуты Его величия и Его Единственность в абсолютном совершенстве являются сильнейшим аргументом в пользу того, что никто, кроме Него, не заслуживает поклонения.



Наряду с этим, качества всех творений Аллаха с присущими им недостатками, постоянной потребностью в Господе во всех делах их, а также степень совершенства, даваемая им Аллахом, — все' это также представляет собой наилучшие аргументы несостоятельности обожествления чего-либо из них.

Если же человек познает Аллаха и познает Его творения, то это знание заставит его поклоняться только Одному Аллаху, быть преданным вере в Него, восхвалять, прославлять и благодарить Его на словах и всем сердцем, прерывая свою привязанность к творениям Аллаха и преисполняя свое сердце страхом, надеждой и благим устремлением. Хотя Аллаху это ведомо лучше.

Глава 16

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 23 из суры «Саба».

2. В этом аяте содержится обоснование необходимости ликвидации ширка, в особенности касающегося праведников. Про этот аят сказано, что он подрубает дерево ширка в самом его основании. (Полный текст двух аятов из суры «Саба», о которых идет речь, см. в следующей главе).

3. Смысл высказывания Аллаха: «Они ответят: "Истину, ведь Он — Всевышний, Великий!» (Саба, 23).

4. Причина их испрашивания об этом.

5. Джибриль отвечает им после этого: «Он сказал то-то и то-то».

6. Упомянуто, что первым, кто поднимает голову, является Джибриль.

7. Он обращается ко всем обитателям Небес, поскольку они испрашивают его.

8. Все обитатели Небес повергаются ниц пред Аллахом.

9. Небеса содрогаются от речи Аллаха.

10. Джибриль передает Божественное откровение туда, куда повелел ему Аллах.



11. Упоминание о подслушивании шайтанов.

12. Описание расположения одних из них над другими.

13. Посылание падающих звезд.

14. Иногда шайтан сбивается падающей звездой прежде, чем он передает откровение нижестоящему, а иногда откровение передается до того, как звезда сбивает его, пока оно не доходит таким образом до их властителя среди людей.

15. Колдун говорит правду в ряде случаев.

16. Вместе с этой правдой он распространяет сотню неправд и измышлений.

17. Ложь принимается только из-за слова, ниспосланного с Небес.

18. Принятие душами лжи: они цепляются за одно, а целую сотню не берут в расчет.

19. Одни передают другим ниспосланное слово, заучивают его и руководствуются им.

20. Утверждение Божественных качеств в отличие от ашаритов-муаттилитов и джахмитов.

21. Провозглашение того, что причиной всеобщего потрясения является страх пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик.

22. Они падают ниц пред Аллахом.

Всевышний Аллах сказал:

«...А когда страх оставит сердца их, они скажут: "Что сказал Господь ваш?" Они ответят: "Истину, ведь Он — Всевышний, Великий!"» (Саба, 23).

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда Аллах решает какое-нибудь дело на Небесах, то ангелы складывают крылья над своими головами, подчиняясь слову Его, как бы испугавшись грохота удара цепи о камни, который поражает их, как гром. А когда страх оставляет сердца их, они говорят: "Что сказал Господь ваш?" И отвечают: "Истину, ведь Он — Все­вышний, Великий! ". Шайтаны же, расположившись один над дру­гим (подобно пальцам кисти рук, как это описал Суфйан ибн Уйейна), украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый пере­дает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока, в конце концов это слово не произносит колдун или предсказатель. Его носителя может сбить падающая звезда до того, как он передаст его, а может и не успеть сбить его, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: "Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то?" И правдивое слово, услышанное с Небес, убеждает людей верить ему»* (Передал аль-Бухари 8/413, 414 и 8/288).

Наввас ибн Сим'ан рассказывал:

«Посланник Аллаха сказал: "Сотрясаются небеса, когда говорит Аллах, желая передать повеление через Откровение, либо грохочет ужасный гром, и все преисполняется страхом пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик. Услышав это, все обитатели Небес падают ниц пред Аллахом, будто пораженные громом. Первым поднимает голову Джибриль, и Аллах сообщает ему то откровение, которое Ему угодно. Затем Джибриль идет к ангелам. Ко­гда он проходит по каждому небу, ангелы этого неба спрашивают его: "О Джибриль, что же сказал Господь наш?" Джибриль отвечает им: "Истину сказал Он, ведь Он — Всевышний, Великий!" И все они повторяют то, что сказал Джибриль. И доводит Джибриль Откровение туда, куда повелел ему Аллах, Всемогущ Он и Велик"» (Ибн Абу Хатим и ат-Табарани).

*Всевышний сказал о шайтанах, упомянутых в данном хадисе: «Мы устроили в небе созвездия и украсили его для смотрящих. И охранили Мы его от всякого шайтана, побиваемого камнями. А если кто украдкой подслушает, то следует за ним яркая пламенная звезда»(аль-Хиджр, 16-18).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТНАДЦАТОЙ

Это является еще одним серьезнейшим аргументом необходимости таухида и несостоятельности ширка. Суть этого заключается в священных текстах, свидетельствующих о величии Господа, перед которыми меркнет и становится ничтожным величие наилучших из творений Его. Господу подчиняются ангелы, а также высший и низший миры. Сердца их содрогаются, когда они слышат речь Его, или проявляется им часть Его величия и славы. Они покорны Его величественности и преисполнены признанием Его величия и славы, а также покорности и страха пред Ним. Это — Он, Господь наш, и никто, кроме Него, не достоин поклонения, прославления, восхваления, благодарности, возвеличивания и обожествления. И никто, кроме Него, не обладает даже частично таким правом. Абсолютное совершенство, высокомерие, величие, качества великолепия и абсолютной красоты целиком присущи только Одному Аллаху и не могут быть приписаны чему-нибудь, кроме Него. Явное и скрытое поклонение также является целиком собственным правом Одного Ал­лаха, в котором у Него нет сотоварища.

 

 

Глава 17

О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов из сур «Скот», 51, «Толпы», 44, «Корова», 255, «3вез-да», 26 и «Саба», 22—23.

2. Характеристика отвергаемого заступничества.

3. Характеристика утвержденного заступничества.

4. Упоминание великого заступничества пророка Ислама, мир над ним, удостоенного «восхваляемого места» у Аллаха.

5. Описание действий Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сам не начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.

6. Характеристика счастливейших из людей, заслуживших ходатайство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

7. Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.

8. Разъяснение истинной сущности заступничества.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

«Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника, — может быть, они будут богобоязненны!» (Скот, 51).

Он сказал также:

«Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью"» (Толпы, 44).

Всевышний Аллах сказал:

«Кто может ходатайствовать пред Ним, кроме как с позволения Его?» (Корова, 255).

Он сказал также:

«Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, пока не дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!» (Звезда, 26).

Всевышний сказал:

«Скажи: "Призовите тех, кого вы выдумали вместо Ал­лаха!" Они не владеют даже весом пылинки — ни на небесах, ни на земле; нет у них там участия, и нет для Него среди них помощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Он позволит«.»*(Саба, 22—23).

*Ибн аль-Каййим сказал: «В данном аяте Аллах полностью отрезал те обстоятельства, на которые надеются мушрики.

Мушрик воздвигает себе объект поклонения, чтобы получить от него пользу. Однако не будет пользы от того, кто не обладает хотя бы одним из следующих четырех качеств:

а) он должен быть хозяином того, что хочет от него поклоняющийся;

б) если он не является хозяином, он должен быть его совладельцем;

в) если он не является совладельцем, он должен быть его заместителем или помощником;

г) если же он не заместитель и не помощник, он должен быть ходатаем перед ним.

Аллах, Свят Он и Велик, последовательно опроверг все эти четыре степени, переходя от высшей к низшей. Он отверг обладание, совладение, помощь и заступничество, которые ищут мушрики, и утвердил заступничест­во, в котором для них нет удела: это — заступничество с Его разрешения».

Аллах призвал людей в веру, чистую от приобщения к Нему равных, сказав: «Кто же лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела, и последовал религии Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!» (Женщины, 125)

Абу аль-Аббас Ибн Теймийа* сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются мушрики. Он отверг владение собственностью или до-лей ее кем-либо, кроме Него, и наличие у Него помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это дозволит. Господь сказал: «...И они не ходатайствуют ни о ком, кроме того, к кому Он благоволит...» (Пророки, 28).

Подобное заступничество, на которое уповают мушрики, будет абсолютно недействительно в день Воскресения, так как его отверг Коран. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что [в день Суда. — Ред.] он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твое заступничество будет принято»**(Аль-Бухари 6/264, 265, 8/300, Муслим (194); это — часть хадиса, получившего название «хадиса о заступничестве»).

Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твое ходатайство?» Он ответил:

Это те, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» от чистого сердца. (Передали аль-Бухари 1/173, 174, ан-Насаи 11/385 и Ахмад 2/373). Такое заступничество, с позволения Аллаха, предоставляется людям, преданным Аллаху, и недоступно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей.

Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам, прощая им грехи их через посредство Намазов того, кому Он дозволил заступничество, то есть Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оказывая ему тем самым почесть и удостаивая его «восхваляемого места».

Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в ко­тором замешан ширк, и именно поэтому Аллах определил случаи, когда оно допускается. Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, разъяснил, что заступничество применимо только в отношении муваххидов и преданных религии Аллаха людей***.

*Шейх-уль-Ислам Таки ад-Дин Ибн Теймийа — Абу аль-Аббас Ахмад ибн Шихаб ад-Дин Абд аль-Халим ибн Абд ас-Салам, имам, муджахид, на котором закончился имамат в знании и деяниях, в аскетизме и богобоязни, смелости и благородстве, кротости и терпеливости, повелении праведного и запрещении прегрешений. Ибн Теймийа возродил дорогу сподвижников и их последователей, которые познали чистый и незагрязненный Ислам от своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он прошел долгий путь до глубин знаний, участвовал в войнах и сражениях. Ибн Теймийа — это гений времени, в нем объединились все достоинства и блага. Ибн Теймийа — это высочайшая вершина и морская пучина.

Он родился в Харране (Северная Сирия) в 661 г. х. (1263 г.). Его отец переехал со своей семьей в аш-Шаме (Дамаск), когда татаро-монголы впервые напали на мусульманский мир. Он изучил грамоту и арифметику в школе, выучил наизусть Коран, изучал «аль-Муснад» имама Ахмада, а также сборники хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Он собрал хадисы от более чем 200 ученых. И всего этого он достиг, когда ему еще не исполнилось и шестнадцати лет. Его ум и память поражали жителей Дамаска. В девятнадцать лег он стал муфтием. После смерти своего отца он стал вместо него преподавать толкование Корана и мазхаб имама Ахмада, и на его уроках присутствовали даже ровесники его отца. Когда он вступал в дискуссию, он всегда убеждал своих оппонентов. Никто на протяжении всей истории Ислама не смог оставить такой след, какой оставили труды Ибн Теймийи в областях расхождений между мазхабами, в критике различных течений в Исламе и в критике анти исламских философских идеологий. Количество написанных им трудов невозможно перечесть, никто из его предшественников и ученых последующих поколений не написал такого количества сочинений, несмотря на то, что многие из них он писал по памяти и даже находясь в заключении. Одни только его фетвы собраны в 37 томах.

Ибн Дакик аль-Ид сказал: «Когда мы встретились с Ибн Теймийей, я увидел человека, у которого все науки собраны перед глазами. Он берет оттуда, что хочет, и оставляет, что хочет». Да смилостивится над ним Аллах и простит его грехи!

**Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал. У каждого пророка была мольба, которую Аллах не оставлял без ответа. Все пророки поспешили со своими мольбами, а я приобрел свою для заступничества за свою общину в день Воскресения, и заслужит его[ответ Аллаха. — Ред.], если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не приобщая к Аллаху равных (Муслим [199]).

***Ибн аль-Каййим указал на шесть видов заступничества:

Первое — это великое заступничество Пророка Мухаммада, да благо­словит его Аллах и приветствует, когда верующие [в день Воскресения. — Ред.] будут обращаться к пророкам за ходатайством пред Аллахом, пока, наконец, не дойдут до посланника Аллаха, и тогда он скажет: «Я — для этого» (аль-Бухари 13/396, Муслим (193), [326]). Его удостоится только пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Второе — заступничество за обитателей Рая, чтобы ускорить их вход туда.

Третье — заступничество за мусульман из общины Пророка, да благо­словит его Аллах и приветствует, у которых были грехи, за которые они заслужили наказание в Аду, однако после заступничества Пророка, да благо­словит его Аллах и приветствует, они не войдут в него.

Четвертое — заступничество за грешников, попавших в Огонь, но не приобщавших к Аллаху сотоварищей.

Пятое — ходатайство за обитателей Рая, чтобы увеличить их вознаграждение и поднять их степень.

И, наконец, шестое — ходатайство за некоторых неверных для облегчения их наказания в Аду. Это относится к Абу Талибу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.