Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Составление кроссворда часто используется в случаях, когда преподаватель осуществляет текущий, рубежный или итоговый контроль знаний студентов. Кроссворд позволяет преподавателю разнообразить контроль знаний, оценивать усвоение терминологии изучаемого курса и т.д. При составлении кроссворда необходимо четко следовать нескольким правилам. Во – первых, составитель кроссворда должен использовать те термины и понятия, которые соотносятся с содержанием изучаемой дисциплины. Во – вторых, определения терминов и понятий должны быть сформулированы корректно и четко. В – третьих, составление композиции из отобранных терминов и понятий (не менее 35-40 слов) осуществляется по вертикали и по горизонтали. В – четвертых, форма и симметрия кроссвордов зависит от фантазии выполняющего задание. Наиболее удобными для составления кроссвордов программами являются Crossword Forge, EasyCross, Decalion. Так же для составления кроссвордов можно использовать Microsof Word, Excel, PowerPoint. Основная трудность в такой работе будет заключаться в большом количестве операций форматирования ячеек таблицы, из которой должен состоять кроссворд.
6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине
И методические указания к их выполнению
Выполнение контрольных работ по курсу «Общая психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.
Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.
Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения одной контрольной работы по курсу «Общая психология». Студенты, которым предстоит написать одну – могут выбрать любую из предложенных тем. Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу.
Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем.
В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А-4 печатного текста.
Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета).
Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.
План
1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.
2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.
3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.
4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.
5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Структура контрольной работы и требования к ее оформлению
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.
Требования к элементам содержания контрольной работы:
1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.
2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.
3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.
4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.
Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).
По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.
Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.
5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.
Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.
Темы контрольных работ
1. Современные направления психологических исследований в мире.
2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
3. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
4. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики.
6. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.
7. Современные направления психологических исследований в мире.
8. Психоанализ: история и современность.
9. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
10. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
11. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
12. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.
13. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
14. Сознание и самосознание личности.
15. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения.
16. Развитие самосознания и «Я-концепции».
17. Я-концепция как основная производная самосознания.
18. Структура личности.
19. Классификация и содержание новейших теорий личности.
20. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.
21. Личность в представлении психоанализа.
22. Личность с точки зрения бихевиоризма.
23. Гуманистические теории личности.
24.Когнитивный подход к личности.
25. Формирование и развитие личности.
26. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности.
27. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.
28. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
29. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
30. Потребностно-мотивационная сфера личности.
31. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).
32. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.
33. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности.
34. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности.
35. Мотивация просоциального и асоциального поведения.
36. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.
37. Мотивация и деятельность.
38. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.
39. Психология взаимодействия людей в группе.
40. Межличностные отношения в коллективах.
41. Социально-психологические явления в малых группах.
42. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.
43. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.
44. Феноменология лидерства.
45. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.
46. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.
47. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
48. Основные источники личностного развития индивида в группе.
49. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.
50. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.
51. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.
52. Деятельность как условие самореализации личности.
53. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.
54. Речевая культура педагога.
55. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
56. Общение, его роль в развитии личности.
57. Общение в структуре педагогической деятельности.
58. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности.
59. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
60. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
61. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.
62. Связь памяти с личностью человека.
63. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.
64. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
65. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
66. Виды мышления и их роль в обучении.
67. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения.
68. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие.
69. Проблемы и пути развития творческого мышления.
70. Воображение и индивидуальное творчество.
71. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.
72. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека.
73. Эмоции и познавательная деятельность личности.
74. Роль чувств в педагогической деятельности.
75. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
76. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.
77. Значение воли в профессиональной деятельности.
78. Темперамент и личность.
79. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
80. Место характера в структуре личности.
81. Акцентуации характера у подростков.
82. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.
83. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера.
84. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития.
85. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.
86. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
87. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.
88. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.
89. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
90. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
91. Общие творческие способности, их диагностика и развитие.
92. Психология и развитие творческих способностей.
93. Гениальность, задатки и способности великих людей.
Тесты для самоконтроля
Контроль знаний студентов является одним из основных элементов образовательного процесса в вузе. Тестовая проверка знаний – это: во-первых, форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации материала; во-вторых, это форма контроля за аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работой студента; в-третьих, это форма воспитания у студентов умения правильно применять собственные знания и умения на практике; в-четвертых, это форма самоконтроля студентов, с помощью которой студенты – могут самостоятельно находить пробелы в знаниях и ликвидировать их; в-пятых, это форма мотивации к систематическому обучению, к качественной подготовке к прохождению как итогового, так и поэтапного контроля.
При выполнении заданий с формулировкой«Выберите номер правильного варианта ответа» Вы должны выбратьодин правильный ответ из предложенных.
При выполнении заданий с формулировкой«Дополните» Вы должны определить пропущенную информацию.
При выполнении заданий с формулировкой «Установите соответствие» Вы должны найти такие однозначные связи между позициями первого и второго столбиков, чтобы одной позиции первого столбика соответствовала только одна позиция второго, а повтор используемых позиций категорически запрещен.
При выполнении заданий с формулировкой «Установите правильную последовательность»необходимо расставить предложенные позиции в нужной последовательности.
При выполнении заданий с формулировкой «Верно или неверно» необходимо установить истинность или ложность утверждений, и указать правильный ответ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|