Темперамент, характер, способности
Темперамент. Понятие «темперамент». Различные представления о природе темперамента в истории психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.
Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.
Характер. Понятие «характер». Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Становление характера в процессе социализации индивида. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми. Трансформация характера в течение жизни человека. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и деятельность.
Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.
Способности. Понятие «способности». Подходы к определению понятия «способности». Классификация способностей. Природные (или естественные) способности. Специфические человеческие способности: общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми и предметно-деятельностные способности. Взаимосвязь и компенсация различных способностей. Связь способностей с индивидуально-типологическими особенностями человека. Уровни развития способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.
Биологическое и социальное в природе способностей. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии. Педагогические способности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании «Общей психологии» используются следующие формы учебных занятий:
§ Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы.
§ Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, доклады-ваются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы.
§ Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения.
§ Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками.
§ Практические занятия, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования.
§ Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий, разработка электронных презентаций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену.
§ Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.
§ Консультирование студентов по вопросам учебного материала, проведения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.
В процессе реализации форм учебной работы используются такие технологии как: проблемная, ситуационная, исследовательская, аналитическая, программированная, игровая, тестовая.
Виды самостоятельной работы студентов
1. Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий.
2. Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре.
3. Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point.
4. Написание реферата.
5. Конспектирование первоисточников
6. Проведение эмпирического психологического исследования.
7. Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.).
8. Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и экзамену.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Контрольные вопросы и задания
Для подготовки к практическим занятиям
Темы практических занятий
1. Психология как наука и практика. Предмет, задачи и структура современной психологии. К теме 1.1.
Вопросы:
1. Предмет и задачи общей психологии.
2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.
3. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, юриспруденции, медицины, других областей человеческой деятельности.
4. Отрасли психологии. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения.
Задание.
1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: психология, психика, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма, сознание, деятельность.
1. Вспомните и запишите несколько пословиц (не менее 10), несущих психологическое содержание.
2. Вспомните (представьте) и запишите жизненные и профессиональные ситуации (не менее 10), в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
2. История развития психологических знаний. К теме 1.3.
Вопросы:
1. Этапы развития психологии.
2. Основные направления зарубежной психологии.
3. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки.
Задание.
1. Составить таблицу этапов становления психологии как науки. Указать особенности подхода к определению предмета психологии на каждом этапе.
Общее понятие о личности.
Основные психологические теории личности. К теме 2.1.
Вопросы:
1. Понимание личности в психологии.
2. Особенности подхода к личности в других науках
3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
4. Факторы формирования и развития личности.
5.Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности.
6. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности.
7. Структура личности и ее компоненты в различных отечественных и зарубежных психологических теориях.
8. «Я-концепция» и проблема самоопределения, самоотношения и самооценки личности.
Задание.
1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: индивид, индивидуальность, субъект, субъект деятельности, личность, самооценка, уровень притязаний, направленность, потребность, мотив, мотивация.
2. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность.
3. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы.
Исследование самооценки личности. К теме 2.1
1. Формирование знаний и умений по изучению особенностей самооценки личности.
2. Исследование особенностей самооценки личности (методика С.А. Будасси).
Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. К теме 2.1
1. Формирование знаний и умений по психологическому изучению свойств личности.
2. Исследование свойств личности (Опросник Г. Айзенка).
Исследование уровня притязаний личности. К теме 2.2
1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуального уровня притязаний личности.
2. Исследование особенностей динамики уровня притязаний личности (Моторная проба Й. Шварцландера).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|