Раздел 1. Введение в общую психологию
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ психология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплексдисциплины «Общая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 110 с.
Настоящий учебно-методический комплекссоставлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Составитель:
| доцент
| С.Л. Семенова
| |
|
|
| |
|
|
| | | Рецензент: канд. психол. наук, доцент
УрГПУ
| А.А. Печеркина
| | | | | | |
Одобрена на заседании кафедры психологии и физиологии.
Протокол от 31 августа 2015 г. № 1.
Заведующая кафедрой психологии и физиологии
|
| Н.О. Садовникова
|
Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики. Протокол от 17 сентября 2015 г. № 1.
Председатель методической
комиссии Института ППОВ.В. Пузырев
|
Зам. директора НБ Е.Н. Билева
|
Директор Института ППОИ.И.Хасанова
|
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Важной составляющей образования студентов профессионально-педаго-гических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.
Цель изучения данного курса – формирование у будущих педагогов профессионального обучения общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, способности решать профессионально-педа-гогические проблемы становления личности, общения и деятельности в учреждениях профессионального образования.
Задачи курса:
§ ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
§ формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;
§ освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;
§ формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования;
§ формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;
§ приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
§ освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморе-гуляции;
§ приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
§ освоение общепсихологических понятий и представлений, необходимых для изучения конкретных дисциплин учебного плана.
Воспитательная цель курса:
§ изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;
§ воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству;
§ формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам;
§ формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;
§ научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:
Знания: основных физиологических понятий; вопросов общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний;
Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса;
Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Психология профессионального образования».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
§ способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
§ способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
§ готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
§ готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
учебно-профессиональная деятельность:
§ способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);
§ способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
§ готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8).
научно-исследовательская:
§ готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих,служащих и специалистов среднего звена (ПК-12.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
§ историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;
§ психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;
§ психологические теории становления и развития личности;
§ теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;
§ особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности;
§ индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в учебной и трудовой деятельностях;
§ психологические теории общения, закономерности и механизмы успешного взаимодействия и общения;
§ психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности;
§ особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.
Уметь:
§ применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;
§ контролировать и интерпретировать собственное психическое состояние;
§ определять основные детерминанты конкретных психологических явлений и процессов в учебно-воспитательном процессе;
§ разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
§ учитывать в своей профессиональной деятельности социально-пси-хологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;
§ давать психологическую характеристику личности учащегося;
§ регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся;
§ использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека;
§ выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;
§ анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах, личностные особенности с целью их совершенствования.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
§ способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;
§ приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;
§ методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;
§ способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Технологии и менеджмент в металлургических производствах»
«Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве»
«Технологии и оборудование машиностроения»
«Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении»
«Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»
Таблица 1
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 1-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 2-й
| 1-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 2-й
| 1-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 2-й
| 1-й
| | | | | |
4.2 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Электропровод и автоматика»
«Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии
«Управление производством: энергоснабжение, электромеханика и автоматика»
Таблица 2
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 2-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 3-й
| 1-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 3-й
| 1-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 3-й
| 1-й
| | | | | |
4.3 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Информационная безопасность»
«Компьютерные технологии «
Таблица 3
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 2-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 3-й
| 2-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 3-й
| 2-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 3-й
| 2-й
| | | | | |
4.4 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Государственное и муниципальное управление»
«Предпринимательская деятельность»
(с углубленным изучением английского языка)
«Управление документами в организации»
Таблица 4
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 1-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 2-й
| 2-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 2-й
| 2-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 2-й
| 2-й
| | | | | |
4.5 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательная программа:
«Правозащитная деятельность»
Таблица 5
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144) *
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 1-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 2-й
| 2-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 2-й
| 2-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 2-й
| 2-й
| | | | | | * переаттестация – 72 часа
4.6 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Туризм и гостиничный сервис»
«Сервис в социально-бытовой сфере»
Таблица 6
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144) *
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 1-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 2-й
| 1-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 2-й
| 1-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 2-й
| 1-й
| | | | | | *переаттестация – 108 часов
4.7. Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Арт-дизайн»
«Дизайн и компьютерная графика»
«Дизайн интерьера»
«Ландшафтный дизайн»
«Дизайн имиджа и стиля»
«Дизайн костюма»
Таблица 7
Объем учебной работы,
перечень и сроки контрольных
мероприятий
| Форма обучения
| Очная
с полным
сроком
обучения
| Заочная
с
полным
сроком
обучения
| Заочная
с
сокращенным
сроком
обучения
| Вид учебной работы
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Всего
зачетных
единиц
(часов)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические занятия (семинарские занятия)
|
|
|
| лабораторные работы
| –
| –
| –
| другие виды аудиторных занятий
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| контрольная работа
| –
|
|
| курсовая работа
| –
| –
| –
| домашние задания
|
| –
| –
| подготовка к экзамену
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| График изучения дисциплины
| Курс
| 1-й
| 1-й
| 1-й
| Семестр
| 2-й
| 2-й
| 2-й
| Экзамен (семестр)
| 2-й
| 2-й
| 2-й
| Зачет (семестр)
| –
| –
| –
| Контрольная работа (семестр)
| –
| 2-й
| 2-й
| | | | | | *переаттестация – 108 часов
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№
п/п
| Разделы учебной
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и
трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям
семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Лекции
| Практические
занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Раздел 1. Введение в общую психологию
|
|
|
|
|
| | Входной контроль.
Выступление
на семинаре;
ответы на вопросы проблемного характера по изученному
материалу; контрольные работы (тестовый контроль); составление классификационных схем и таблиц; решение психологических задач
| 2.
| 1.1. Психология как наука и как практическая деятельность
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| 3.
| 1.2. Методы психологии
|
|
|
| –
|
| Еженед.
| 4.
| 1.3. История развития психологических знаний
|
|
| –
|
|
| Еженед.
| 5.
| 1.4. Развитие психики и происхождение сознания
|
| –
| –
| –
|
| Еженед.
| 6.
| Раздел 2. Основы общей психологии
|
|
|
|
|
| Еженед.
| Выступление
на семинаре;
ответы на вопросы проблемного характера по изученному
материалу; контрольные работы (тестовый контроль); составление классификационных схем и таблиц;
решение психологических задач.
Отчет по практическим работам.
| 7.
| 2.1. Личность, ее структура и проявления
|
| 5,67,
|
|
| 4,25
| Еженед.
| 8.
| 2.2. Направленность личности
|
| 8,9
|
|
| 4,25
| Еженед.
| 9.
| 2.3. Личность в системе межличностных отношений
|
| 10,11
|
|
| 4,25
| Еженед.
| 10.
| 2.4. Общепсихологическая характеристика деятельности
|
|
|
|
| 4,25
| Еженед.
| 11.
| 2.5. Общение и речевая деятельность
|
| –
| –
| –
| 4,25
| Еженед.
|
Окончание таблицы 2
№
п/п
| Разделы учебной
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и
трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям
семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Лекции
| Практические
занятия
| СРС
| Консультации
| 12.
| 2.6. Познавательная сфера личности
|
| 13, 14,
15, 16
|
|
| 4,25
| Еженед.
| Отчет по
практическим
работам.
Итоговая
контрольная
работа.
| 13.
| 2.7. Эмоционально-волевая сфера
|
| 17, 18
|
|
| 4,25
| Еженед.
| 14.
| 2.8. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности
|
| 19,20
|
|
| 4,25
| Еженед.
| 15.
| Изучение теоретического курса
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Домашние задания
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
| |
| Итого за семестр
|
|
|
| |
|
| Итого
|
|
| 4. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение в общую психологию
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|