Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение сочинениям в школе. Сочинение в системе работы по развитию речи учащихся.





План:

1.Место и значение сочинений в общей системе обучения русскому языку. Место сочинений в системе коммуникативно-речевых задач – типология упражнений по развитию связной речи (Т. А. Ладыженской).

2.Виды сочинений.

3.Базовые лингвистические знания, необходимые для овладения школьниками умением писать сочинения.

4.Основные этапы работы над сочинением в деятельности учащихся.

5.Три этапа работы в деятельности учителя, связанной с проведением сочинения.

Литература:

1.Галкина Г. Н. Сочинение-репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» // Рус. яз. в шк. – 2005. - №5.

2.Глебова З. В. Конспект урока по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Всегда ли нам нужны заимствованные слова? Рус. яз. в шк. – 20011. - №10. – С.29.

3.Кабанова Е. В. Описание натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды» как подготовительный этап к сочинению по воображению // Рус. яз. в шк. – 2003. - №3.

4.Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М. 1986.

2.Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и метод. разработки уроков: Учеб. пособ. Флинта, Наука, 2000 г.

3.Вершинина Г. Б. "Вольна о музыке глаголить": музыка на уроках развития речи. – М. – 1996. – с 7-11; 66-70;104-106.



5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

Название темы Задание Кол-во часов Контроль
Методика обучения русскому языку как наука Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С.4-11. Проверка конспектов
Из истории становления предмета « Русский язык» Изучить, законспектировать; Хрестоматия по методике русского языка. Под ред. Б.Т. Панова. М., 1991, с.16-18; 58-64; 67-70; 70-72; 81-84. Тестовая контрольная работа№1.
Русский язык как учебный предмет в современных условиях Изучить, законспектировать: Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М. 2010. С.3-19. Ответы на практическом занятии №1. Домашняя самостоятельная работа: анализ фрагментов программы; анализ параграфа школьного учебника
Проекция единого курса русского языка на коммуникативно-деятельностной и личностно-ориентированной основе Изучить, скопировать таблицы, приготовить комментарий: Обучение русскому языку в школе. Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004, с.33-36;82-89.   Тестовая контрольная работа №1.
Организация учебной деятельности учащихся на уроках русского языка 1.«Совершенствование методов обучения русскому языку». - Под ред. А.Ю.Купаловой. М.,П., 1981.(Статьи Лернера И.Я., Купаловой А.Ю.) 2.Теория и практика обучения русскому языку. – Под ред.Р.Б. Сабаткоева – М., 2005,с. 51-58. 2). Разумовская М.М. «О соотношении теории и практики при обучении русскому языку». Обучение русскому языку.- Под ред.Е. А. Быстровой. М.,2004, с.100-110. Ответы на практических занятиях№2 и №3. Коллективная проверка моделирования фрагментов урока: формирование знаний; формирование умений
Урок русского языка как методическая проблема Изучающее чтение образцовых конспектов уроков, составление опорных записей. Тестовая контрольная работа №2.
Традиционные типы и структуры уроков русского языка. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007., -с..68-71;78-86. Ответы на практическом занятии №4. Проверка письменного анализа конспекта урока объяснения нового материала « Синонимы».
Нетрадиционные и инновационные типы уроков русского языка Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007,с.71 – 78;-86. Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку. М.,1992. Панов Б.Т. Типы и структуры уроков русского языка. Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: инновационный подход: СПб., 1994.   Доклады на конференции (практическое занятие №5). Оппонирование.    
Современные технологии обучения русскому языку Изучить, законспектировать: Обучение русскому языку в школе. Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004, с.172. Ответить на вопросы: там же, с.192-193. Коллоквиум
Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку Изучить главу 12 из учебника: Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т.Баранова.М., 2000, с. 293-311; сделать выписки по вопросам практического занятия №6. Проверить письменные работы учащихся, прокомментировать виды ошибок (раздаточный материал). Изучить, законспектировать: Обучение русскому языку в школе. Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004, с.211-219; ответить на вопросы на с.233.   Ответы на практическом занятии №6. Коллективная проверка домашней письменной работы.
Углубленное обучение русскому языку. Региональный аспект преподавания русского языка в школе. 1.Выборочное конспектирование одной из программ углубленного изучения русского языка. 2.Конспектирование региональной программы по русскому языку: Региональные программы. Кострома. 1996г. 3.Моделирование дидактического материала к уроку с региональным компонентом: Н.С. Ганцовская. Костромские говоры. Кострома.1991г. Проверка выборочного конспектирования программ. Проверка моделирования дидактического (в региональном аспекте) материала к уроку.
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области фонетики 1.Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 86-89. 2. Смоделировать тематическое планирование изучения фонетики в школе по Примерной программе основного общего образования (Стандарты 2 поколения). Контроль портфолио «Личные достижения» на практикуме.
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области лексики и фразеологии 1.Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 97-113. 2. Смоделировать тематическое планирование изучения лексики в школе по Примерной программе основного общего образования (Стандарты 2 поколения). Контроль портфолио «Личные достижения».
Формирование лингвистической и языковой компетенции школьников в области морфемики и словообразования. 1. Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 120-130. 2. Смоделировать тематическое планирование изучения морфемики в школе по Примерной программе основного общего образования (Стандарты 2 поколения).   Взаимоконтроль портфолио «Личные достижения».
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области морфологии Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 139-156. 2. Смоделировать тематическое планирование изучения морфологии в школе по Примерной программе основного общего образования (Стандарты 2 поколения). Контроль портфолио «Личные достижения».
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области синтаксиса Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 160-168. . 2. Смоделировать тематическое планирование изучения синтаксиса в школе по Примерной программе основного общего образования (Стандарты 2 поколения). Контроль портфолио «Личные достижения»
Формирование языковой компетенции учащихся в области орфографии 1.Изучающе прочитать, сделать выписки в дополнение к лекции: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С.188-192;196-211. 2.Просмотреть видеоурок изучения орфографического правила «Н и НН в прилагательных» учителя Виноградовой Е.А. 3.Сделать письменный анализ урока; 4.Скорректировать модель орфографического урока. Проверка рецензии на просмотренный урок. Проверка скорректированной модели урока.  
Формирование языковой компетенции учащихся в области пунктуации 1.Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 213-222. 2. Изучить лингвистическую и методическую литературу к уроку; проанализировать параграфы теоретической и практической части учебника под ред. В.В. Бабайцевой.8 класс «Обособление. Основные случаи обособления определений» 3. Сформулировать задачи урока и методическое обоснование к нему. 4. Записать подробный ход урока. Проверка самостоятельно спроектированного учебного конспекта урока.
Лингвометодические основы формирования коммуникативной компетенции 1.Изучающее прочитать: Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007,с.71 – 78;-86. 2.Просмотреть речеведческий видеоурок «Описание как тип речи» учителя Ю.П. Красовской. 3.Написать эссе « Учитель русского языка как сценарист, режиссер, актер, психолог и старший товарищ ». Ответы на вопросы практического занятия.     Проверка эссе.  
Совершенствование разных видов чтения и слушания на уроках русского языка 1.Изучающе прочитать учебник: Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т.Баранова: с. 265-278; сделать выписки по вопросам практического занятия. Проверка домашней самостоятельной работы: 1.Моделирование объяснительной речи учителя; детального, глобального, критического слушания. 2. Моделирование изучающего чтения.
Обучение изложениям в школе 1.Изучить учебник: Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т.Баранова: с. 284-287. 2.Просмотреть видеоурок обучающего изложения в 5 классе по тексту В. Носова «Гусь» учитель Е.А. Виноградова. 3.Подготовить его анализ и корректировку.     Самостоятельное моделирование урока обучающего изложения.
Обучение сочинениям в школе Изучить учебник: Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т.Баранова: с. 287-292. Изучить материалы презентации к уроку обучающего сочинения по картине. Составить на их основе конспект урока обучающего сочинения по картине « Утро» Н.К. Яблонской. Взаимопроверка моделирования урока обучающего сочинения. Ответ на зачете.    
  Внеклассная работа по русскому языку   Изучить, законспектировать: Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С.291-305.   Ответ на зачете.  
  Всего часов:    
       

5.3.Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины





Литература

а) основная:

1.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова – М.: Кнорус, 2007.

2.Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М: Академия, 2000.

3.Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М: «Академия», 2005.

б) дополнительная:

Программные материалы

1.Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М., 2010.

2.Русский язык: Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 1996.

3.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. — М., 2002.

4.Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: для классов гуманитарного профиля. — М., 1994.

5.Программы средней общеобразовательной школы: Факультативные курсы. — М., 1990.

6. Региональная программа по русскому языку. / Под ред. Тиховой В.В., Региональные программы для школ Костромской области. – Кострома.,1996.

Справочники и хрестоматии

1. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе / Авт.-сост. Б.Т. Панов, Л.Б. Яковлева. — М., 1991.

2. Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авт.-сост. В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. — М., 1995.

3. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях / Авт.-сост. М.Р. Львов. — М., 1996.

Газеты и журналы

1. Русский язык в школе. Научно-методический журнал Министерства образования РФ.

2. Русская словесность. Научно-теоретический журнал Министерства образования РФ.

3. Русская речь. Научно-популярный журнал РАН, Российского фонда культуры, Института русского языка РАН.

4. Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

5. Учительская газета.

Пособия и монографии

1. Активные формы организации обучения русскому языку в вузе и школе: Сб. научно-методических трудов. — Тверь, 1994.

2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. — М., 1987.

3. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедева В.И. Методика преподавания русского языка. — М., 1974.

4. Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. — М., 1989.

5. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя / В.В. Бабайцева и др. — М., 1985.

6. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. — М., 1973.

7. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. — М.: Дрофа, 2006. — 320 с.

8. Гац И. Ю. Подготовка словесника к урокам русского языка //Методика русского языка в задачах и упражнениях. – М., 2007.

9. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.

10. Дейкина А.Д. Вопросы методики уроков русского языка. — М., 1993.

11. Дейкина А.Д. Игры на уроках русского языка. — М., 1993.

12. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. — М., 1990.

13. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. — М., 1998.

14. Дейкина, А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку : Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М., 2004.

15. Дейкина, А.Д., Журавлева Л.И. Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М., 2004.

16. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. — М., 1984.

17. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М., 1998.

18. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. — М., 1991.

19. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М,1994.

20. Коротаева Е. В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе // Рус.яз. в шк. – 2008. - №5. – С.10.

21. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. - М., 2004.

22. Купалова А.Ю., Никаноров В.В. Практическая методика. 8 класс. М.,

23. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., 1983.

24. Львова С.И. Уроки словесности: 5–9 классы: Пособие для учителя. — М., 1997.

25. Львова С. И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. – 2004. №3. – С. 46-50.

26. Марченко Е.П. Творческие уроки русского языка. — Краснодар, 1997.

27. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. — М., 1992.

28. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом / Под ред. М.С. Соловейчик. — М., 1988.

29. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1991.

30. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.

31. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984.

32. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсу методики русского языка /Сост. Тихова. В.В. – Кострома, 1995.

33. Образ-бренд «Снегурочка» на уроках русского языка. Книга для учителя / Лукаш К. И., Матасова М. А., Смирнова А. А., Тихова В. В. – Кострома, изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2013. – 79 с.

34. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой . – М.: Дрофа, 2004.

35. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. — М., 1989.

36. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. — М., 1980.

37. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. — М., 1986.

38. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М. 1986.

39. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. — М., 1996.

40. Протченко И.Ф. Словари русского языка. — М., 1996.

41. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. — М., 1982.

42. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. — М., 2000.

43. Система обучения сочинениям на уроках русского языка: 4—8 классы / Под ред. Т.А. Ладыженской. — 1978.

44. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.

45. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. — М., 1990.

46. Смелова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М., 1999.

47. Соколов В.В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.

48. Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников (5—9 классы). — С.-Пб., 2000.

49. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1980.

50. Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. — М., 1980.

51. Тихова В.В. Конкурсные диктанты и задания к олимпиадам по русскому языку. Кострома, 1993.

52. Тихова В.В. Языковая личность старшеклассника: совершенствование и самосовершенствование. Учебное пособие. - Кострома, 2011.

53. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста. — М., 1982.

54. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. — М., 1984.

55. Федорова М.В. Изучение наречий в школе. — М., 1992.

56. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки. — М., 2000.

57. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. — С.-Пб., 1998.

 

Школьные учебные комплексы, учебники и учебные пособия по русскому языку

Стабильный учебный комплекс

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 1999.

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 6 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 1999.

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 7 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 1999.

4. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 2000.

5. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 2000.

6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 2008.

7. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс / Науч. ред. Н.М. Шанский. — М., 2009.

 

Параллельный учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5—9 классы. Учебник. — М., 2010.

2. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 5 класс / Сост. А.Ю. Купалова; Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М., 2010.

3. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 6—7 классы / Сост. Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова; Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М., 2009.

4. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 8—9 классы / Сост. Ю.С. Пичугов; Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М., 2010.

5. Никитина Е.И. Русская речь. 5—7 классы / Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М., 2010.

6. Никитина Е.И. Русская речь. 8—9 классы / Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М., 2010.

Параллельный учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. — М., 2000.

2. Разумовская м.м. и др. Русский язык: Сборник задач и упражнений. — М., 1995.

3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. — М., 2000.

4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. — М., 2000.

5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. — М., 2000.

6. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. — М., 2000.

Учебный комплекс « Школа 2100» под ред. А.А. Леонтьева

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.Русский язык. 5 класс в 3 частях. - М., 2006.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 6 класс. - М., 2007.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 7 класс. - М., 2008.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 8 класс. - М., 2009.

5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 9 класс. - М., 2009.

6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 10 класс. - М., 2010.

7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 11 класс. - М., 2010.

Учебные комплексы для старших классов

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для X–XI классов общеобразовательных учреждений. — М., 2008.

2. Греков В.Ф., Чижов В.В. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 2009.

3. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.,2006.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для учащихся 10-11 классов. - М., 2009.

Вспомогательные материалы к школьным учебникам

1. Русский язык: Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык: Теория», «Русский язык: практика», «Русская речь»: 5—9 классы / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. — М., 2004.

2. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8-9 класс. Книга для учителя/ А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М., 2009.

3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 класс. Книга для учителя/ А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М., 2006.

4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Книга для учителя/ А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М., 2007.

5. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7класс. Книга для учителя/ А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М., 2008.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. — М., 1996.

7. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. — М., 1998.

8. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. — М., 2000.

9. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. — М., 1998.

10. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс / Сост. А.Ю. Купалова. — М., 1997.

11. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Т.М. Пахнова. — М., 1997.

12. Дидактические материалы по русскому языку: 7 класс / Сост. Т.М. Пахнова. — М., 1997.

13. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю.С. Пичугов. — М., 1997.

14. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5—6 классы. — СПб., 1997.

15. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 6—7 классы. — СПб., 1997.

16. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 7—8 классы. — СПб., 1997.

17. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5—9 классов / Под ред. Н.Н. Алагазиной. — М., 1996.

18. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5—9 классов / Под ред. Н.Н. Алагазиной. — М., 1998.

19. Купалова А.Ю. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку: 5 класс . – М., 2007.

20. Купалова А.Ю. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку: 8 класс . – М., 2008.

21. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику под редакцией Разумовской М.М. - М., 2007 г.

22. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику под редакцией Разумовской М.М. - М., 2008 г.

23. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику под редакцией Разумовской М.М. - М.,2009 г.

24. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 5 классе малокомплектной сельской школы: Книга для учителя. Состав. Купалова А.Ю. - М., 1989 г.

25. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 6 классе малокомплектной сельской школы: Книга для учителя. Состав. Лидман-Орлова Г.К. - М., 1990 г.

26. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 7 классе малокомплектной сельской школы: Книга для учителя. Состав. Лидман-Орлова Г.К. - М., 1990 г.

27. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе малокомплектной сельской школы: Книга для учителя. Состав. Купалова А.Ю. - М., 1991 г.

28. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 9 классе малокомплектной сельской школы: Книга для учителя. Состав. Пичугов Ю.С. - М., 1992 г.

Пособия для углубленного изучения русского языка

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5—11 классы: Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. — М.: Дрофа, 2008.

2. Бабайцева В.В., Глазков А.В., Дубровина М.В. и др. Русский язык: Сборник заданий: 5 класс; 6—7 классы; 8—9 классы: Пособия для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой. — М.: Дрофа, 1997—2000.

3. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Глазкова А.В. Русский язык: Рабочая тетрадь: 5 класс; 8 класс; 9 класс. Для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой. — М.: Дрофа, 1998—2000.

4. Ильинская И.С., Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильина Н.Е. и др. Русский

язык. 5 класс / Под ред. М.В. Панова. — М., 1995.

5. Красильникова Е.В., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е., Кузьмина С.М., Рочко Т.А., Крупская И.А. Русский язык. 6 класс / Под ред. М.В. Панова. — М., 1998.

6. Панов М.В., Булатова Л.Н., Кузьмина С.М., Ильина Н.Е., Красильникова Е.В., Рочко Т.А., Земская Е.А. Русский язык. 7 класс / Под ред. М.В. Панова. — М., 1998.

7. Русский язык. 8—9 классы / Под ред. М.В. Панова. — М., 2000.

Факультативные и элективные курсы

1. Баранов М.Т. и др. Методические указания к факультативному курсу “Лексика и Фразеология русского языка”. - 8-9 классы. М., 1991 г.

2. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс: 8-9 классы. - М., 1991 г.

3. Львова С.И. Уроки словесности в 7—9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М., 1993.

4. Развивайте дар слова: Факультативный курс « Теория и практика сочинений разных жанров ( 7-8 кл.)»/ Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. – М., 1982.

5. Русский язык: Справочные материалы для поступающих на филологический факультет МГУ. Багрянцева В.А., Галактионова В.А. Литневская Е.И. и др. - М., 1996.

6. Шипицина Г.М., Петровская С.С., Чернышов И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. - М., 1992.

7. Шипицина Г.М., и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Лексика. Словообразование. Морфология. М., 1994г.

Школьные словари по русскому языку

1. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1999.

3. «Жизнь русской фразеологии в художественной речи». Школьный словарь./ Под ред. Мелерович А.М. , Мокиенко В.М. – Кострома, 2010.

4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1994.

5. Крысин Л.Т. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1998.

6. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

7. Леденев Л.Д., Ледовских И.В. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1997.

8. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1994.

10. Панов Б.Т. Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1991.

11. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1998.

12. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. — М., 1996.

13. Словарь устаревших слов: По произведениям школьной программы / Сост. Н.Г. Ткаченко, И.В. Андреева, Н.В. Баско. — М., 1997.

14. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1991.

15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. — М., 1990.

16. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — М., 1997.

17. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — М., 1997.

Научно- популярная литература для студентов и учащихся.

1. Энциклопедический словарь юного лингвиста. Сост. Панов М.В., М., 2006.

2. Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание. Сост. Панов

М.В. - М., 1984 г.

3. Абрамов В.П. Созвездия слов. - М., 1989.

4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М, 1987.

6. Земская Е.А. Как делаются слова. - М., 1999.

7. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. М., 1999.

8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., 1994.

9. Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1994.

10. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М., 1999.

11. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.

12. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988.

14. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.

15. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985 .

16. Фолсом Ф. Книга о языке. - М., 1986.

5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. http:// library.ksu.edu.ru/katalog

2. http:// library.ksu.edu.ru/elib

3. http://www.iqlib.ru

4. http://diss.rsl.ru

5. http://prlib.ru

6. http://www.peblib.ru

7. http://www.metodkabined.ru

 

5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет, фонды библиотеки.

 

 

Автор: к.пед.н., доцент кафедры русского языка В.В. Тихова, к.ф.н., доцент кафедры русского языка А. Э. Павлова

Программа одобрена на заседании УМК филологического факультета

от 16 апреля 2013 года, протокол №8 .

 

 

6.Анннотация дисциплины

Курс «Методика обучения русскому языку» входит в учебный план направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Русский язык и литература».

Дисциплина «Методика обучения русскому языку», раскрывающая содержание этой науки, является составной частью блока психолого-педагогических и методических дисциплин, цель которых – методологически и методически подготовить будущих бакалавров к обучению русскому (родному) языку в современных учебных заведениях.

Цель: сформировать у студентов систематизированные знания в области методики преподавания русского языка. Основными задачами являются следующие: 1)познакомить студентов с важными для методики обучения русскому языку историческими событиями, деятельностью выдающихся методистов прошлого, значимым для современности опытом создания программ, учебников русского языка; 2) вооружить студентов знаниями из области исторически оправдавших себя научно-методических теорий, идей преподавания русского языка; сформировать умения оправданно претворять их в своей деятельности; 3)сформировать у будущих бакалавров свободное владение традиционными и современными подходами, методами, технологиями обучения; типами и структурами традиционных, нетрадиционных, инновационных уроков русского языка; 4)совершенствовать профессиональные умения студентов в области осознания и использования на практике исторических и современных методических материалов в области формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского языка и др.

Основными базовыми компетенциями, формируемыми в ходе изучения данной дисциплины, являются: способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

Дисциплина изучается в течение трех семестров – 6, 6, 7 семестрах. Промежуточной формой контроля является зачет, контрольная работа; аттестационной – экзамен.

 

 


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.