Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3 «Учебник как ведущее средство обучения. Современные учебники по русскому языку. Учебные пособия, дополняющие учебник»





1. Школьный учебник – ведущее средство обучения русскому языку, его предназначение (для учеников и учителя). Основные функции учебника. Учебник и программа по русскому языку. Структурные компоненты учебника.

2. Современные учебники по русскому языку (учебные комплексы) для 5-9 классов, учебники для 10-11 классов. Понятие «учебно-методический» комплекс.

3. Особенности действующих учебников по русскому языку. Лингвистическая база учебников. Реализация принципов методики русского языка в школьных учебниках.

4. Основные учебники по русскому языку для 5-9 кл. средней школы:1. Комплекс под редакцией Н.М. Шанского. 2. Комплекс под ред. В.В. Бабайцевой, 3. Учебник под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта – общая и сравнительная характеристики. 4. Учебный комплекс « Школа – 2100» под ред. А.А.Леонтьева.

5. Учебники для 10,11 классов: 1. Учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой.2. Учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой – общая и сравнительная характеристики.

Задания:

1. Ответьте на вопрос письменно: как соотносятся между собой в системе школьного обучения русскому языку Государственный образовательный стандарт, программа и учебник?



2. Назовите структурные компоненты учебника. Проиллюстрируйте их на примере одного из учебников русского языка.

3. Ответьте на вопрос письменно: как вы считаете, почему школьный учебник выступает основным средством обучения русскому языку? Каково его предназначение для учеников и учителя?

6. Сделайте анализ основных учебников по русскому языку для 5-9 кл. средней школы:1. Комплекс под редакцией Н.М. Шанского. 2. Комплекс под ред. В.В. Бабайцевой, 3. Учебник под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта – общая и сравнительная характеристики. 4. Учебный комплекс « Школа – 2100» под ред. А.А.Леонтьева с точки зрения предъявления информации и способов подачи теоретических сведений в этих учебниках. От чего зависит основной способ подачи учебного материала? Сделайте выводы.

7. Выполните анализ параграфа учебника (на выбор). Повторяющийся анализ параграфов, случайно совпавших, не будет зачтен.

План анализа параграфа школьного учебника:

Анализ теоретической части параграфа:

1. Знания по теме урока:



- Какие знания в области каждой компетенции содержит данный параграф (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой)?

- Имеет ли лингвистическая информация о языковой единице или категории многоаспектный (о ее форме, значении, назначении в языке и речи) характер сведений? Требуются ли дополнения? Какие? Зачем?

- Как методически адаптированы все виды знаний? Доступны ли они? Требуется ли дополнительная адаптация?

- какие учебные жанры предъявления теории использованы: а) текстовые: статья учебника, определения, правила; б) подтекстовые: схемы, таблицы, рисунки, образцы, информация на полях, задания к упражнениям, тексты упражнений и др.?

- С помощью каких методов подается теоретический материал?

- Как осуществляется подача знаний на уровне внутрипредметных и межпредметных связей?

Анализ практической части параграфа:

- Какие виды учебно-языковых умений по теме урока в области лингвистической компетенции формируются или совершенствуются по материалам параграфа (назвать конкретно: опознавательные, классификационные, аналитические, синтетические)?

- Какие коммуникативные умения (назвать конкретно: ориентироваться в речевой ситуации; определять тему – высказываться на тему; составлять план высказывания – высказываться по плану; определять типы речи – высказываться с учетом типологической структуры текста; определять специфику языковых средств текста – отбирать языковые средства в речь с учетом ситуации высказывания и т.д.) формирует или совершенствует данный параграф?

- Какие виды умений формируются материалом параграфа в области языковой компетенции, например, правописные: какие орфографические (назвать конкретно по содержанию и по виду, например: опознавать орфограмму «Не с глаголами»; правильно писать орфограмму «Не с глаголами», исправлять ошибки на эту орфограмму и т.д.); какие пунктуационные умения формируются материалами параграфа ( назвать конкретно по содержанию и виду, например: опознавать однородные члены предложения и т.д.).



- Какие частно-речевые умения (на нормы употребления языковых единиц; на точность и богатство их отбора в речи; на коммуникативную целесообразность их употребления в речи; на умения приспосабливать их друг к другу в речи) формирует или совершенствует данный параграф и в каких упражнениях?

- Какие знания и умения по теме урока повторяются и совершенствуются? Насколько оптимально они отобраны?

Как осуществляется развитие памяти, внимания, мышления учащихся средствами параграфа?

Как осуществляется воспитание средствами параграфа?

Выводы:

1.Какую цель урока (конечный результат обучения) в аспектах формирования знаний и умений можно сформулировать, опираясь на материал учебника?

2.Какие задачи (пути достижения цели) можно определить, опираясь на содержание параграфа? Какие задачи можно ввести дополнительно, опираясь на представления об общем целеполагании преподавания русского языка в школе?

5. В формировании лингвистической компетенции большое место занимает овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений, употребление их в речи. Усвоение способов осуществляется на основе образцов, представляющих алгоритм рассуждения. Проанализируйте раздел имени существительного в одном из действующих учебников русского языка. Какое место занимает в нем овладение способами действия? Как оно осуществляется? Какой путь вам представляется более эффективным? Аргументируйте свой ответ.

 

Образец анализа параграфа учебника («Русский язык» 5 класс под ред. Н. М. Шанского)

Анализ теоретической части параграфа.

Знания по теме урока. Знания о синонимах в параграфе поданы дедуктивным путем, что соответствует сложности изучаемого понятия. Знания подаются открытым текстовым способом. Подтекстовым способом подаются знания о том, что синонимы помогают точно и образно выразить мысль, также о синонимах как средстве связи предложений в тексте. Параграф написан в жанре научно-учебной статьи, содержащей определение синонимов, дается материал для наблюдений, иллюстрации. Подтекстовым способом подаются знания о сочетаемости синонимов, а также материал о синонимичных рядах.

Теория носит краткий, адаптированный характер. В параграфе не содержится сведений о том, что синонимы могут быть смысловыми, стилистическими, текстовыми. Эти сведения можно ввести в качестве комментариев учителя, дополнительным примеров и заданий. В параграфе отсутствуют схемы и таблицы, что вызвано характером излагаемого материала.

Знания на уровне внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи представлены орфографическими знаниями о словах с непроверяемой гласной в корне (слова для запоминания на полях). Межпредметные связи заложены также в дидактическом материале упражнений: прозаический отрывок из произведения А. Фадеева и отрывок из стихотворения С. Маршака (связь с литературой), а также сочинений по картине Грабаря (связь с изобразительным искусством).

Анализ практической части:

- Учебно-языковые умения в рамках лингвистической компетенции (опознавать синонимы; аналитические – определять лексическое значение; классификационные – классифицировать синонимы в зависимости от лексического значения и частеречной принадлежности (упр. 341); синтетические: разбор слова по составу, фонетический разбор (упр. 344, 346).

- Частно-речевые умения (на точность и богатство отбора языковых единиц (упр. 345, 346, 347); на коммуникативную целесообразность (упр. 326, 344, 343); умение приспосабливать языковые единицы друг к другу (упр. 342).

- Коммуникативные умения: составлять высказывание (упр. 347), на текстообразующую роль синонимов (упр. 344).

- Орфографические умения: правописание безударных гласных в корнях прилагательных (341), правописание групп согласных в корных имен существительных (345), в окончаниях прилагательных (342, 345), в окончаниях глаголов (346), правописание приставок (343).

- Пунктуационные умения: знаки препинания в предложени с прямой речью (235), знаки препинания при однородных членах (342).

3.На материале параграфа можно совершенствовать навыки изучающего чтения (чтение определения), развивать логическое мышление, а также способствовать решению воспитательных задач – внимательному и бережному отношению к слову.

Выводы: В результате анализа параграфа учебника может быть поставлена следующая цель урока: изучить понятие синонимов, их функции в речи; сформировать умение использования синонимов в речи.

Обратите внимание на то, что в Примерном тематическом планировании содержание предмета русский язык представлено по компетенциям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.