|
Тема 20. Лингвометодические основы формирования коммуникативной компетенции
Понятие «связная речь». Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Капинос В.И., Никитина Е.И. о системе работы по развитию связной речи школьников. Работа по развитию связной речи на уроках русского языка: на уроках изучения языковой системы, на специальных уроках развития связной речи.
Речеведческая тема как дидактическая единица и ее составляющие: речеведческий урок, урок обучающего изложения и урок обучающего сочинения. Рассредоточенная подготовка к сочинениям на уроках изучения языковой системы.
Лингвометодические основы работы по развитию связной речи: элементы теории речевой деятельности (четыре фазы речевого действия) и система коммуникативных умений.
Основы знаний из области текстологии: понятие текста и его основных признаков; функционально-смысловые типы текста. Приемы формирования коммуникативных умений: технологическая система упражнений по работе с текстом.
Основы знаний из области стилистики.
Основы знаний из области теории речевых жанров.
Тема 21. Совершенствование разных видов чтения и слушания на уроках русского языка
Виды речевой деятельности и их характеристика. Аудирование как вид речевой деятельности. Слушание: глобальное, детальное, критическое. Приемы совершенствования разных видов слушания. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее. Приемы совершенствования разных видов чтения. Скорочтение как методическая проблема.
Тема 22. Обучение изложениям в школе
Изложение как комплексное упражнение. Виды изложений. Место изложения системе работы по развитию связной речи. Специфика формулировки цели и задач урока обучающего изложения. Особенности структуры урока. Приемы работы с исходным текстом изложения. Проверка изложений.
Тема 23. Обучение сочинениям в школе
Сочинение как комплексное упражнение. Виды и жанры школьных сочинений. Их место и роль в школьном курсе обучения связной речи. Урок обучающего сочинения. Специфика формулировки цели и задач урока. Особенности структуры урока. Лексико-синтаксическая, стилистическая подготовка к сочинению. Использование текстов-эталонов к сочинению. Приемы работы с эталонными текстами. Проверка сочинений.
Тема 24. Внеклассная работа по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку. Добровольность и интерес к предмету как необходимое условие внеклассных занятий по русскому языку. Специфические принципы в методике внеклассной работы: научная углублённость и занимательность.Факультативные курсы. Методика проведения факультативного занятия. Кружки. Методика проведения кружкового занятия.
Фонд оценочных средств
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенции/
этапы, уровни
| Начальный этап/базовый уровень
| Основной этап/средний уровень
| Завершающий этап/итоговый уровень
| Способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
|
| Методика обучения русскому языку
Типы и структура современного урока русского языка
Особенности преподавания языка в региональном аспекте
Углубленное изучение русского языка в школе
| Практика педагогическая
| Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
|
| Методика обучения русскому языку
Типы и структура современного урока русского языка
| Практика педагогическая
| Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
|
| Методика обучения русскому языку
Типы и структура современного урока русского языка
| Практика педагогическая
|
Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования
В отношении компетенции: способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
Компетенции/
этапы, уровни
| Начальный этап/базовый уровень
| Основной этап/средний уровень
| Завершающий этап/итоговый уровень
| Когнитивный (знания)
|
| Владеть знаниями:
- о предмете и задачах методики как науки;
- о научно-методических теориях, исторически оправдавших себя, идеях преподавания русского языка;
-об основных подходах в изучении, целях и содержании обучения русскому языку в школе, методах, принципах и средствах обучения и контроля над результатами обучения русскому языку в школе;
- о видах компетенций, формируемых на уроках русского языка;
- о современных требованиях к уроку русского языка;
-о традиционных, нетрадиционных, инновационных типы уроков русского языка.
| | Инструментальный (умения, навыки)
|
| Владеть умениями:
-применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области обучения русскому языку;
- пользоваться принципами, методами, средствами обучения и контроля над результатами обучения русскому языку в школе.
| | В отношении компетенции: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
Компетенции/
этапы, уровни
| Начальный этап/базовый уровень
| Основной этап/средний уровень
| Завершающий этап/итоговый уровень
| Когнитивный (знания)
| Владеть знаниями:
| Владеть знаниями:
-о важных для методики обучения русскому языку исторические события, деятельность выдающихся методистов прошлого, значимых для современности опытом создания программ, учебников русского языка;
-о современных методических материалах, используемых для формирования духовно-нравственного развития личности обучающихся
-современные проблемы методики преподавания русского языка;
-о путях достижения воспитания посредством предмета.
| | Инструментальный (умения, навыки)
| | Владеть умениями:
-находить пути решения современных проблем методики русского языка с учетом единых российских и региональных условий преподавания;
-оправданно претворять научно-методические теории, исторически оправдавшие себя, идеи преподавания русского языка в педагогической деятельности;
- отбирать дидактический материал, реализующий разные аспекты воспитания.
| |
В отношении компетенции: готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
Компетенции/
этапы, уровни
| Начальный этап/базовый уровень
| Основной этап/средний уровень
| Завершающий этап/итоговый уровень
| Когнитивный (знания)
|
| Владеть знаниями:
- о способах осуществления диагностики уровня обученности русскому языку;
- о системе тестирования по русскому языку;
- о методах контроля на уроках русского языка;
-виды контроля уровня обученности русскому языку и речи;
| | Инструментальный (умения, навыки)
|
| Владеть умениями:
- применять различные виды контроля на уроках русского языка;
-диагностики уровня обученности русскому языку;
-тестирования обученности русскому языку.
| |
Шкала оценивания
При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Методика обучения русскому языку» используется 5-балльная шкала.
Шкала соотносится с целями дисциплины и предполагаемыми результатами ее освоения, то есть оценивается тот уровень освоения компетенций, который заявлен в рамках обучения по данной дисциплине.
Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Оценка «хорошо» ставится, если студент демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий студент показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
4.4. Типовые контрольные задания
В отношении компетенции: способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
Критерий/
уровни
| Минимальный
| Средний
| Итоговый
| Когнитивный (знания)
|
| 1.Расскажите об особенностях школьных учебников русского языка.
2.Дайте характеристику школьному учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой.
3.Виды словарных упражнений. Изложение теории. Анализ 5 примеров
(Учебник 6 класса под ред.М.М. Разумовской)
3.Методика обучения изложениям в школе. Реферат на основе не менее 2 источников.
| | Инструментальный (умения, навыки)
|
| 1.Выполните анализ параграфа учебника.
2.Проанализурйте анализ негативного образца примера анализа параграфа учебника.
3.Составьте конспект урока объяснения нового материала по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я».
| | В отношении компетенции: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
Компетенции/
этапы, уровни
| Начальный этап/базовый уровень
| Основной этап/средний уровень
| Завершающий этап/итоговый уровень
| Когнитивный (знания)
|
| 1.Расскажите о технологии углубленного изучения русского языка «Дебаты».
2.Ответьте на вопрос о том, как осуществляется духовно-нравственное развитие учащихся посредством предмета.
| | Инструментальный (умения, навыки)
| |
1.Составьте конспект модульного урока по теме «Устаревшая лексика».
2.Выполните анализ видеоматериала с урока, проведенном по технологии «шести шляп». Назовите, какие воспитательные задачи решались в ходе урока.
| |
В отношении компетенции: готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
Компетенции/
этапы, уровни
| Начальный этап/базовый уровень
| Основной этап/средний уровень
| Завершающий этап/итоговый уровень
| Когнитивный (знания)
| | 1.Подготовьте презентацию на тему «Современные методы диагностирования, применяемые на уроках русского языка»;
2.Расскажите о эффективности применения перфокарт на уроках русского языка.
3.Ответьте на вопросы по разделу «Виды контроля на уроках русского языка».
4.Выполните контрольный тест по разделу «Современные технологии обучения русскому языку»;
| | Инструментальный (умения, навыки)
|
| 1.Подготовить диагностический тест по теме «-Н и –НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов»;
2.Выберите из перечисленных вариантов тот вид контроля, который следует использовать на данном этапе урока. Анализ материалов конспекта.
| |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|