Тема 1.Методика обучения русскому языку как наука
Утверждена на заседании
Кафедры русского языка
Марта 2013 г.
Протокол № 7
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Русский язык и литература»
Квалификация выпускника: бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кострома 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Методика обучения русскому языку» входит в учебный план направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Русский язык и литература». Методика обучения русскому языку - педагогическая наука, имеющая свою объектно-предметную область, задачи и методы исследования, фундаментальные понятия и категории, которыми она отличается от других наук. Объект методики обучения русскому языку – процесс обучения, воспитания и развития школьников на занятиях русским языком. Предмет – исследование закономерностей усвоения родного языка и речи. «Цель методики обучения русскому языку как науки – создание системы обучения, адекватного современным задачам речевого и личностного развития школьников. Задачи методики преподавания русского языка:1) изучение закономерностей усвоения языка и речи; 2) определение содержания курса родного языка, которое способствовало бы речевому развитию ребенка; 3) исследование принципов и методов обучения русскому языку; 4) создание целостной методической системы обучения языку и речи».
Дисциплина «Методика обучения русскому языку», раскрывающая содержание этой науки, является составной частью блока психолого-педагогических и методических дисциплин, цель которых – методологически и методически подготовить будущих бакалавров к обучению русскому (родному) языку в современных учебных заведениях. Она ориентирована на реализацию тех задач, которые провозглашены в Концепции модернизации российского образования.
Согласно теории целостного филологического образования, разработанной методической наукой в конце ХХ – начале ХХI века, курс «Методика обучения русскому языку» является составной частью филологического образования, которое вбирает в свой круг «всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного, служит самопознанию культур помогает понять другого человека…». Выделение филологии в качестве образовательной области для методики русского языка – путь преодоления разобщенности в преподавании дисциплин методического цикла и собственно филологических и лингвистических дисциплин, на базе которых выстраивается формирование целостного мировоззрения будущего специалиста,преподающего родной язык и литературу в учебных заведениях России.
Цель: сформировать у студентов систематизированные знания в области методики преподавания русского языка.
Задачи:
- познакомить студентов с важными для методики обучения русскому языку историческими событиями, деятельностью выдающихся методистов прошлого, значимым для современности опытом создания программ, учебников русского языка;
-вооружить студентов знаниями из области исторически оправдавших себя научно-методических теорий, идей преподавания русского языка; сформировать умения оправданно претворять их в своей деятельности;
- сформировать у будущих бакалавров свободное владение традиционными и современными подходами, методами, технологиями обучения; типами и структурами традиционных, нетрадиционных, инновационных уроков русского языка;
- совершенствовать профессиональные умения студентов в области осознания и использования на практике исторических и современных методических материалов в области формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского языка;
- сформировать у будущих бакалавров профессиональные умения в области совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников;
- вооружить студентов знаниями и умениями из области воспитания учащихся средствами предмета и во внеурочной деятельности, совершенствования их речевой и общей культуры;
- вооружить студентов знаниями в области современных проблем методики русского языка и путей их решения с учетом как единых российских, так и региональных условий преподавания;
- стимулировать научно-методическое творчество студентов, их стремление постоянно пополнять свои знания сведениями развивающейся методической науки; прививать уважительное и творческое отношение к профессиональной деятельности учителя русского языка;
- формировать педагогическую личность студента, развивать общую и педагогическую культуру общения, добиваться определения личностных ориентиров обучающихся на сознательное совершенствование и самосовершенствование своей педагогической и языковой личности.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Дисциплина «Методика обучения русскому языку» входит в цикл предметов психолого-педагогического и филологического циклов одновременно. В изучении дисциплины «Методика обучения русскому языку» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплин «Практикум по орфографии и пунктуации», «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Психология», «Педагогика». Методика обучения русскому языку сопрягается с курсом «Методика обучения литературе» и имеет с ним межпредметные связи как в содержании образования, так и в методах, приемах обучения, контроле за сформированностью знаний и умений студентов.
1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
знать:
- предмет и задачи методики как науки;
- важные для методики обучения русскому языку исторические события, деятельность выдающихся методистов прошлого, значимых для современности опытом создания программ, учебников русского языка;
- научно-методические теории, исторически оправдавшие себя, идеи преподавания русского языка;
- цели и содержание обучения русскому языку в школе, методы, принципы и средства обучения и контроля над результатами обучения русскому языку в школе;
- современные проблемы методики преподавания русского языка;
- современные методические материалы, используемые для формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского языка;
- пути совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников;
- современные подходы к обучению русского языка;
- современные требования к уроку русского языка;
- традиционные, нетрадиционные, инновационные типы уроков русского языка;
- пути формирования лингвистической и языковой компетенции в области разных разделов языка;
- суть речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.
уметь:
- применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области обучения русскому языку;
- находить пути решения современных проблем методики русского языка с учетом единых российских и региональных условий преподавания;
- использовать различные пути совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников;
- совершенствовать свои профессиональные умения в области осознания и использования на практике исторических и современных методических материалов для формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского язык;
- оправданно претворять научно-методические теории, исторически оправдавшие себя, идеи преподавания русского языка в педагогической деятельности;
- решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- осуществлять педагогическое общение с учащимися с ориентиром на педагогический речевой идеал в различных жанрах педагогического общения.
владеть:
- основными методами и приемами методического анализа языкового
материала, методами обучения и контроля.
Перечень формируемых компетенций:
Базовые:
- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
Сопутствующие:
в) профессиональных (ПК):
- способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готовность к взаимодействию с родителями. Коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
| Общая трудоемкость в зачетных единицах
|
| Общая трудоемкость в часах
|
| Аудиторные занятия в часах
|
| Лекции
|
| Практические занятия
|
| Самостоятельная работа
|
| Вид итогового контроля
| Зачет 6 семестр
Контрольная работа 6 семестр
Экзамен 7 семестр
| 2.2. Объем контактной работы на 1 студента
Виды учебных занятий
| Количество часов
| Лекции
|
| Практические занятия
|
| Лабораторные занятий
|
| Консультации
|
| Зачет/зачеты
| 0,4
| Экзамен/экзамены
| 0,3
| Курсовые работы
|
| Всего
| 78,7
| 2.3. Тематический план учебной дисциплины
№
| Тема
или раздел
| Всего з.е/час
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Формы текущего контроля
| Всего
| Лек ции
| Практич.
|
| Методика обучения русскому языку как наука
|
|
|
| |
|
|
| Из истории становления русского языка как учебного предмета
|
|
|
|
|
| Тестовые задания в к.р. № 1.
|
| Русский язык как учебный предмет в современных условиях
|
|
|
| |
| Контрольная работа: анализ фрагментов программы; анализ параграфа школьного учебника.
|
| Проекция единого курса русского языка на коммуникативно-деятельностной и личностно-ориентированной основе
|
|
|
|
|
| Проверка самостоятельно составленных таблиц.
Ответы на практическом занятии №1.
| 5.
| Организация учебного процесса по русскому языку
|
|
|
|
|
| Ответы на практических занятиях. Моделирование тематического и календарного планирования.
|
| Методы и приемы обучения русскому языку
|
|
|
|
|
| Контрольное моделирование учебных ситуаций.
|
| Урок русского языка как методическая проблема
|
|
| |
|
|
Тестовая контрольная работа №2.
|
| Традиционные типы и структуры уроков русского языка.
|
|
|
|
|
| Ответы на практическом
занятии.
Анализ позитивного образца урока.
|
|
Нетрадиционные и инновационные типы уроков русского языка.
|
| | |
|
| Анализ позитивного образца урока.
Презентация по теме «Инновационные уроки».
|
| Современные технологии обучения русскому языку.
|
|
| |
|
| Индивидуальные презентации.
|
| Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку
|
|
|
|
|
| Ответы на практическом
Занятии. Моделирование видов опроса.
|
| Углубленное изучение русского языка. Региональный аспект преподавания.
|
| | |
|
| Проверка выборочного конспектирования программ.
|
| Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области фонетики
|
|
|
| |
| Дом.контр. раб в электронном варианте.
|
| Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области лексики и фразеологии
|
| |
| |
| Дом.контр. раб в электронном варианте.
|
| Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области состава слова и словообразования.
|
| |
| |
| Дом.контр. раб в электронном варианте
|
| Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области морфологии
|
|
|
| |
| Отчет в групповой работе. Контроль портфолио «Личные достижения».
|
| Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области синтаксиса
|
| |
| |
| Отчет в групповой работе. Контроль портфолио «Личные достижения».
|
|
Формирование языковой компетенции учащихся
в области орфографии
|
|
|
|
|
|
Коллективная рецензия на модель урока.
|
| Формирование языковой компетенции учащихся в области пунктуации
|
|
|
|
|
| Индивидуальная рецензия на модель урока.
|
| Лингвометодические основы формирования коммуникативной компетенции
|
| |
|
|
|
Проверка преподавателем анализа текста для изложения с методическим обоснованием.
|
| Совершенствование разных видов чтения и слушания на уроках русского языка
|
| |
|
|
| Проверка домашней контрольной работы.
|
| Обучение изложениям в школе
|
|
|
|
|
| Моделирование урока обучающего изложения.
|
| Обучение сочинениям в школе
|
|
|
|
|
| Моделирование урока обучающего сочинения
|
| Внеклассная работа по русскому языку
|
| |
|
|
|
Ответ на зачете
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
Содержание дисциплины
Тема 1.Методика обучения русскому языку как наука
Объект и предмет науки. Цель и задачи методики обучения русскому языку. Методологическая основа. Связь методики с другими науками. Методы исследования в методике русского языка. Современные подходы к лингвометодике. Общее понятие о методах исследования. Виды методического эксперимента. Сущность поискового (ориентирующего эксперимента). Формирующий (обучающий эксперимент). Опытное обучение. Контрольный эксперимент. Крупномасштабный эксперимент .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|