Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.Методика обучения русскому языку как наука





Утверждена на заседании

Кафедры русского языка

Марта 2013 г.

Протокол № 7

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

Квалификация выпускника: бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

 

Кострома 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Курс «Методика обучения русскому языку» входит в учебный план направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Русский язык и литература». Методика обучения русскому языку - педагогическая наука, имеющая свою объектно-предметную область, задачи и методы исследования, фундаментальные понятия и категории, которыми она отличается от других наук. Объект методики обучения русскому языку – процесс обучения, воспитания и развития школьников на занятиях русским языком. Предмет – исследование закономерностей усвоения родного языка и речи. «Цель методики обучения русскому языку как науки – создание системы обучения, адекватного современным задачам речевого и личностного развития школьников. Задачи методики преподавания русского языка:1) изучение закономерностей усвоения языка и речи; 2) определение содержания курса родного языка, которое способствовало бы речевому развитию ребенка; 3) исследование принципов и методов обучения русскому языку; 4) создание целостной методической системы обучения языку и речи».



Дисциплина «Методика обучения русскому языку», раскрывающая содержание этой науки, является составной частью блока психолого-педагогических и методических дисциплин, цель которых – методологически и методически подготовить будущих бакалавров к обучению русскому (родному) языку в современных учебных заведениях. Она ориентирована на реализацию тех задач, которые провозглашены в Концепции модернизации российского образования.

Согласно теории целостного филологического образования, разработанной методической наукой в конце ХХ – начале ХХI века, курс «Методика обучения русскому языку» является составной частью филологического образования, которое вбирает в свой круг «всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного, служит самопознанию культур помогает понять другого человека…». Выделение филологии в качестве образовательной области для методики русского языка – путь преодоления разобщенности в преподавании дисциплин методического цикла и собственно филологических и лингвистических дисциплин, на базе которых выстраивается формирование целостного мировоззрения будущего специалиста,преподающего родной язык и литературу в учебных заведениях России.



Цель: сформировать у студентов систематизированные знания в области методики преподавания русского языка.

Задачи:

- познакомить студентов с важными для методики обучения русскому языку историческими событиями, деятельностью выдающихся методистов прошлого, значимым для современности опытом создания программ, учебников русского языка;

-вооружить студентов знаниями из области исторически оправдавших себя научно-методических теорий, идей преподавания русского языка; сформировать умения оправданно претворять их в своей деятельности;

- сформировать у будущих бакалавров свободное владение традиционными и современными подходами, методами, технологиями обучения; типами и структурами традиционных, нетрадиционных, инновационных уроков русского языка;

- совершенствовать профессиональные умения студентов в области осознания и использования на практике исторических и современных методических материалов в области формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского языка;



- сформировать у будущих бакалавров профессиональные умения в области совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников;

- вооружить студентов знаниями и умениями из области воспитания учащихся средствами предмета и во внеурочной деятельности, совершенствования их речевой и общей культуры;

- вооружить студентов знаниями в области современных проблем методики русского языка и путей их решения с учетом как единых российских, так и региональных условий преподавания;

- стимулировать научно-методическое творчество студентов, их стремление постоянно пополнять свои знания сведениями развивающейся методической науки; прививать уважительное и творческое отношение к профессиональной деятельности учителя русского языка;

- формировать педагогическую личность студента, развивать общую и педагогическую культуру общения, добиваться определения личностных ориентиров обучающихся на сознательное совершенствование и самосовершенствование своей педагогической и языковой личности.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО

Дисциплина «Методика обучения русскому языку» входит в цикл предметов психолого-педагогического и филологического циклов одновременно. В изучении дисциплины «Методика обучения русскому языку» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплин «Практикум по орфографии и пунктуации», «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Психология», «Педагогика». Методика обучения русскому языку сопрягается с курсом «Методика обучения литературе» и имеет с ним межпредметные связи как в содержании образования, так и в методах, приемах обучения, контроле за сформированностью знаний и умений студентов.

1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

знать:

- предмет и задачи методики как науки;

- важные для методики обучения русскому языку исторические события, деятельность выдающихся методистов прошлого, значимых для современности опытом создания программ, учебников русского языка;

- научно-методические теории, исторически оправдавшие себя, идеи преподавания русского языка;

- цели и содержание обучения русскому языку в школе, методы, принципы и средства обучения и контроля над результатами обучения русскому языку в школе;

- современные проблемы методики преподавания русского языка;

- современные методические материалы, используемые для формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского языка;

- пути совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников;

- современные подходы к обучению русского языка;

- современные требования к уроку русского языка;

- традиционные, нетрадиционные, инновационные типы уроков русского языка;

- пути формирования лингвистической и языковой компетенции в области разных разделов языка;

- суть речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.

 

уметь:

- применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области обучения русскому языку;

- находить пути решения современных проблем методики русского языка с учетом единых российских и региональных условий преподавания;

- использовать различные пути совершенствования речевой и коммуникативной компетенции школьников;

- совершенствовать свои профессиональные умения в области осознания и использования на практике исторических и современных методических материалов для формирования знаний и умений учащихся о языковой системе русского язык;

- оправданно претворять научно-методические теории, исторически оправдавшие себя, идеи преподавания русского языка в педагогической деятельности;

- решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- осуществлять педагогическое общение с учащимися с ориентиром на педагогический речевой идеал в различных жанрах педагогического общения.

 

владеть:

- основными методами и приемами методического анализа языкового

материала, методами обучения и контроля.

 

Перечень формируемых компетенций:

Базовые:

- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

 

Сопутствующие:

в) профессиональных (ПК):

- способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовность к взаимодействию с родителями. Коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля Зачет 6 семестр Контрольная работа 6 семестр Экзамен 7 семестр

2.2. Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий Количество часов
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятий  
Консультации  
Зачет/зачеты 0,4
Экзамен/экзамены 0,3
Курсовые работы  
Всего 78,7

2.3. Тематический план учебной дисциплины

Тема или раздел Всего з.е/час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Всего Лек ции Практич.
  Методика обучения русскому языку как наука    
      Из истории становления русского языка как учебного предмета       Тестовые задания в к.р. № 1.
  Русский язык как учебный предмет в современных условиях   Контрольная работа: анализ фрагментов программы; анализ параграфа школьного учебника.
    Проекция единого курса русского языка на коммуникативно-деятельностной и личностно-ориентированной основе Проверка самостоятельно составленных таблиц. Ответы на практическом занятии №1.
5.     Организация учебного процесса по русскому языку   Ответы на практических занятиях. Моделирование тематического и календарного планирования.
Методы и приемы обучения русскому языку Контрольное моделирование учебных ситуаций.
    Урок русского языка как методическая проблема     Тестовая контрольная работа №2.
    Традиционные типы и структуры уроков русского языка.   Ответы на практическом занятии. Анализ позитивного образца урока.
      Нетрадиционные и инновационные типы уроков русского языка.         Анализ позитивного образца урока. Презентация по теме «Инновационные уроки».
      Современные технологии обучения русскому языку.       Индивидуальные презентации.
Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку   Ответы на практическом Занятии. Моделирование видов опроса.  
Углубленное изучение русского языка. Региональный аспект преподавания.       Проверка выборочного конспектирования программ.
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области фонетики       Дом.контр. раб в электронном варианте.  
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области лексики и фразеологии       Дом.контр. раб в электронном варианте.  
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области состава слова и словообразования.       Дом.контр. раб в электронном варианте
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области морфологии       Отчет в групповой работе. Контроль портфолио «Личные достижения».
Формирование лингвистической и языковой компетенции учащихся в области синтаксиса       Отчет в групповой работе. Контроль портфолио «Личные достижения».
    Формирование языковой компетенции учащихся в области орфографии     Коллективная рецензия на модель урока.  
Формирование языковой компетенции учащихся в области пунктуации Индивидуальная рецензия на модель урока.  
Лингвометодические основы формирования коммуникативной компетенции           Проверка преподавателем анализа текста для изложения с методическим обоснованием.
  Совершенствование разных видов чтения и слушания на уроках русского языка         Проверка домашней контрольной работы.
  Обучение изложениям в школе   Моделирование урока обучающего изложения.
Обучение сочинениям в школе   Моделирование урока обучающего сочинения
Внеклассная работа по русскому языку           Ответ на зачете
  Итого:  
                 

 

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1.Методика обучения русскому языку как наука

Объект и предмет науки. Цель и задачи методики обучения русскому языку. Методологическая основа. Связь методики с другими науками. Методы исследования в методике русского языка. Современные подходы к лингвометодике. Общее понятие о методах исследования. Виды методического эксперимента. Сущность поискового (ориентирующего эксперимента). Формирующий (обучающий эксперимент). Опытное обучение. Контрольный эксперимент. Крупномасштабный эксперимент .

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.